Правописание безударных окончаний глаголов.4 класс УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кашпур Софья Евгеньевна

  На уроке ученики обобщают  способы проверки безударных окончаний глаголов, упражняются в правописании личных окончаний глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_glagolov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных окончаний глаголов.4  класс УМК «Начальная школа XXI века»

Задачи урока: обобщить способы проверки безударных окончаний глаголов; упражнять в правописании глаголов; закрепить изученные орфограммы;

развивать внимание; умение анализировать и синтезировать языковой материал;

развивать активную познавательную деятельность учащихся;

воспитывать уважительное отношение к труду, к продуктам человеческой деятельности.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, словари русского языка (словообразовательный, орфографический, толковый), тематические наборы «Спряжение глагола», «Вид глагола», модель дома, сигнальные карточки, задания для групповой работы.

  Этапы.   Ход урока

                    Примечания.

Орг.момент

На уроке мы внимательны, старательны,

И, конечно, любознательны.

Учёные и просвещенные люди стране нашей нужны,

Поэтому мы прохлаждаться не будем мы грамоту срочно осилить должны.

   

(Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? что сделает? и др., бывает соверш. или несов. вида, первого или второго спряжения, млжет изменятся по лицам, временам, числам.)

Проверка:  я и н а ч н о к о

Повторение пройденного материала.

1,2 ряд

  1. Прописать буквы и расшифровать их.

ОДП ЧДЧС  СНВ ПВС  ЛВЧ

  1. Записать пословицу. Выполнить задания  по выбору.

Всякая работа мастера хвалит.

  1. Работа по тематическому набору « Спряжение глаголов»-2 человека.
  2. Работа по тематическому набору « Вид глагола» - 2 ученика.

3 ряд работает с учителем.

Буквенный диктант. ( 1 ученик за компьютером)

1.Безударная гласная в корне объявить,

2. Окончание в слове в радости.

3. Обозначь 4 звук буквой в слове ладный.

4.Безударная гласная в корне слова зеркало.

5. Последняя буква в слове циркач.

6 . Какой вид глагола отвечает на вопрос что делать?

7 Безударная гласная в  корне слова сторона.

8. Парная согласная в слове локти.

9. Безударная гласная в корне слова запоём.

Сообщение темы и задач урока.

    Проверка самостоятельной работы 1 и 2 ряда.

- Признаки, какой части речи записали? (Глагола)

-Используя слово 3 ряда, сформулируйте тему урока.

Правописание окончаний глаголов.

Как вы понимаете смысл  пословицы «Всякая работа мастера хвалит»?

Мы с вами  попробуем выполнить свою работу так же хорошо.

Повторение способа проверки безударных гласных в окончаниях глаголов.

 Что необходимо знать и уметь, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Определять вид и спряжение глаголов.)

Как определить спряжение глагола с безударным окончанием? ( По начальной форме).

   Работа в парах по алгоритму правописания безударных гласных в окончании

 глаголов.

 

Работа в парах по алгоритму.

Памятка проверки безударных окончаний глагола.

1. Определи вид. (Ч.с? – сов. вид,  Ч.д. – несов.вид)

2.Поставь гл. в нач. форму. (Что делать? Что сделать?)

3. Определи спряжение. ( 1 спр. –еть, -уть, -ать, -ять,-чь, -ть и др.+  брить, стелить)

                                          ( 2спр. –ить + терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,                                  

                                            видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать)

4 Вспомни правописание личных окончаний.

Упражнения в правописании безударных окончаний глаголов.

1.Работа по учебнику с.106 упр.1 По цепочке. ( При необходимости ученики используют карточку - помощник) 

*Какие словари можно использовать для проверки написания слов?

( Орфографический  для ………….,  словарь иностранных слов для…………,  этимологический   для …………)

Вывод по упражнению.

 Как определить спряжение по начальной форме?

Глаголы какого спряжения имеют в личных  окончаниях  гласную –и.?

  1. Упражнение 3. Работа в парах.

Выпишите глаголы второго спряжения.

(Клеишь, вертит, ловишь, входите, дружим, полюбит,  вылечим, возит,  варит, лечите, строишь, спорит, ставишь, просите, уходит, покормишь, заботишься, успокоим, служишь, шутите, потратишь).

 *Вставь нужный глагол в неопределённой (нач.) форме. Чему учит пословица?

        Ломать – не     ……….    

            Что ещё необходимо знать для правописания безударных окончаний глаголов? ( Личные окончания глаголов).

Физминутка.

Как живёшь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Гимнастика для глаз.

Самостоятельная работа.        Оцените свои силы в правописании окончаний глаголов с помощью сигнальных карт.

 ( При необходимости, оказываю индивидуальную помощь).          

Упр.2.

Прочитайте текст. Что интересного узнали? Такие знания человек получил благодаря своему усердию, мышлению, умению наблюдать и сравнивать.

Выпишите слова с пропущенными буквами, устно доказывая свой выбор.

* Выделите части слов в которых пропущены буквы.

Работа в группах.

1  группа. Соберите слова. Определите спряжение. Сделайте вывод.

* К полученным словам подберите однокоренные глаголы с разными приставками.

1) приставка в слове предложить

2) корень в слове видимость

3) Окончание в слове летим.

1) Приставка в слове увёл

2) Корень в слове видный

3) Окончание в слове бежишь

2 группа. Соберите слова. Определите спряжение. Сделайте вывод.

*К полученным словам подберите однокоренные глаголы с разными приставками.

1) Приставка в слове побежать.

2) Корень в слове смотрины.

3) Окончание в слове летишь.

1) Приставка в слове рассказ.

2) Корень в слове  смотровой.

3) Окончание в слове едим.

3 группа. Соберите слова. Определите спряжение. Сделайте вывод.

*К полученным словам подберите однокоренные глаголы с разными приставками.

1) Приставка в слове выходит.

2) Корень в слове задержка.

3) Окончание в слове летишь.

1) Приставка в слове угон.

2) Корень в слове  выдержка.

3) Окончание в слове едим.

4 группа. Соберите слова. Определите спряжение. Сделайте вывод.

*К полученным словам подберите однокоренные глаголы с разными приставками.

1) Приставка в слове побежать.

2) Корень в слове отдышка.

3) Окончание в слове летишь.

1) Приставка в слове налёт.

2) Корень в слове  дыхание.   х//ш

3) Окончание в слове едим.

5 группа. Соберите слова. Определите спряжение. Сделайте вывод.

*К полученным словам подберите однокоренные глаголы с разными приставками.

1) Приставка в слове выдох.

2) Корень в слове терпение.

3) Окончание в слове летишь.

1) Приставка в слове сделать.

2) Корень в слове  нетерпение.

3) Окончание в слове бежите.

6 группа работает по словообразовательному словарю.

Найти и выписать однокоренные глаголы с приставками к слову терпеть.

Вывод. Однокоренные слова глаголов-исключений относятся к тому же спряжению.

Дерево смотрят по плодам, а человека по делам.

Рефлексия . Что нового узнали? Чему научились?

Оцените свою работу на уроке.

Дом.задание упр.5 стр.107/ тетр.упр.2

Проверка работы учеников по тематическим наборам.

Основа дома – первые кирпичики – вид, спряжение, начальная форма.

Проверка индивидуальной работы по компьютеру.

Рисовать-1 н.в.

Слышать-2 н.в.

Чертить-2 н.в.

Читать-1 н.в.

Думать-1 н.в.

Чистить -2 н.в.

Писать-1 н.в.

Ходить-2 н.в.

Готовить-2 н.в.

Вторая часть дома – отличительные признаки нач. формы 1 и 2 спряжения

Проверка по  компьютеру.

Третья часть дома – личные окончания.

-у –ю –---ем

-у –ю –им

-ешь -ете

-ишь        -ите

-ет -ут

-ют

-ит –ат

 -ят

Взаимопроверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....

Разработка урока "Правописание глаголов" (4-й класс УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока "Правописание глаголов" Цели урока:- создать условия для закрепления знаний о правописании глаголов.- содействовать развитию умения учащихся применять изученные орфограммы.- способство...

Урок русского языка в 3 классе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

Задача урока: • отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных; • провести орфографический тренинг. ...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений Система УМК «Начальная школа XXI века»

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  зоркос...

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова», 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова», 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...