Проект урока по русскому языку.Тема: «Род имен существительных».
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Бебина Татьяна Михайловна

Проект урока по русскому языку.

Тема: «Род имен существительных».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития

                                                             образования»

                                                            Кафедра начального образования

                                                            Курсы «Формирование профессиональной    

                                                            компетентности педагога в реализации общего

                                                            развития младших школьников в свете

                                                            реализации ФГОС НОО»

                                                            (с 17.04.2017г. по 28.04.2017г.)

              Проект урока по русскому языку.

            Тема: «Род имен существительных».

Выполнил учитель начальных классов

МОУ Основная школа г. Лысково   

ФИО      Бебина Татьяна Михайловна  

Стаж работы учителем начальных классов  39  лет

                                                  Н.Новгород

                                                           2017 год

Тема: Род имён существительных

6  урок в разделе " Части речи", 4 урок в теме  " Имя существительное"

Тип урока:урок «открытия» нового знания

Форма урока: фронтальная, парная, групповая

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод,  частично - поисковый  метод, самопроверка, проблемный.

Цель урока: организация деятельности учащихся по

формированию ценностного  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.

Задачи:

Образовательная: актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Развивающая: развивать умения определять род имени существительного, оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции.

Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать  навыки дружеского общения.

Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

 - знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

УУД:

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Регулятивные: определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному алгоритму, используя необходимые средства; умение организовать своё рабочее место и работу; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;

определять последовательность действий для решения предметной задачи;формирование умения извлекать    информацию из текста и схемы; делать логические выводы.

Коммуникативные: умение  сотрудничать в паре, в группе, планировать  совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:учебник русского языка, раздаточный материал, презентация ,интерактивная доска.

                                                                           Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин).

Цель: включение учащихся в учебную деятельность,самооценка готовности к уроку

Приветствует учащихся

Определяет готовность к уроку

Создаёт психологический настрой.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

 Ответы полные давать,

 Чтоб за работу получать

 Только лишь отметку «пять»!

-У вас хорошее настроение?

(на слайде -1 смайлики, отражающие настроение.)

-Только с хорошим настроением мы решим все поставленные задачи.Я желаю вамновых открытий.

 

Проверка готовности к уроку.Приветствие.  

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные:установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: проявление учебно-познавательного интереса; целеполагание.

Регулятивные: организация своего рабочего места, определение  эмоционального состояния на уроке;

оценивание готовности к уроку; настрой  на продуктивную работу.

II.Этап актуализации знаний – 4 мин.

Цель: актуализация знаний об  известной части речи

-Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

Организует диалог, актуализирующий знания.

Фиксирует в виде тезисов «в корзинке идей» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

 -Какие признаки имени существительного мы изучили?

- Какие из этих признаков постоянные?

Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»

(Изменяются).

Участвуют в беседе. Выполняют  тренирующие, мыслительные операции.

Актуализируют ранее изученный материал.

Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Называют  постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

Приводят примеры -доказательства .

Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные:

умение осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках, умение обобщать учебный материал.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умение строить речевое высказывание,  слушать собеседника,вести диалог, доказывать свою точку зрения;

аргументация мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: умениепланировать собственную деятельность на уроке;контроль, коррекция, оценка своих действий.

III.Постановка учебной проблемы -3 мин

Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

Организует побуждающий диалог- исследование проблемной ситуации.

 Проводит параллель с ранее изученным материалом.  Актуализирует знания учащихся.

 -Прочитайте имена   существительные.

НА ДОСКЕ:

дом, весна, окно, клей, пальто,

каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

- Мы с вами сделали первое открытие. Какое?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему будем учиться на уроке? (Слайд 2-3)

Участвуют в диалоге.

Распределяютслова в группы по определенному признаку, опираясь на слова-помощники.

Высказывают предположения, с помощью учителя. Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.

Познавательные:

проговаривать причины затруднений;

формировать проблему, цель и тему для изучения; умение предлагать свои действия;

разрабатывать план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении предложенной ситуации, высказывать свои мнения, суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Регулятивные:проговаривать последовательность своих действий.

IV.Открытие нового знания -10мин.

Цель:  построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации).Формирование  умения определять род имен существительных

-Молодцы, вы смогли раскрыть «секрет» определения рода имён существительных .

-Какого рода бывают имена существительные?

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой.»

Средний род – оно, мое!

Это правило – твое!

Организует учащихся на  исследование проблемной ситуации.

-Род- это постоянный признак имени существительного или

непостоянный?  

- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

- Что вы сами для себя «открыли»?
Сверим наши открытия с научными. Прочитайте правило на с.26.
Верны ли ваши открытия?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного.

В процессе диалога «открывают» новые знания.

Делают вывод.

Сверяются свои выводы с научнымипо учебнику.

Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Познавательные:

удерживать учебную задачу; анализировать проблемную ситуацию, организовывать поиск её решения, выдвигать   гипотезы;

извлекать информацию, делать выводы в результате совместной работы;

умение работать с учебником.

Коммуникативные:

сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации;

выражать свои мысли; аргументировать свои мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль в ходе выполнения работы.

V.Первичное закрепление -5 мин.
Цель: установка осознанности восприятия нового, применение полученных знаний на практике

На слайде появляется загадка

Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь
… (тишина).

Предлагает поработать в паре, найти   имена существительные и определить их род
-Как вы будете определять род имён существительных? Расскажите своему соседу по парте( алгоритм).

Работают в паре (вспоминают правила работы в паре), делают записи  в тетради.

Решают проблему с проговариванием алгоритма вслух, доказывая свой выбор, выделяют окончания.

1.Найди имя существительное.

2.Поставь его в начальную форму (ед. ч. Кто?Что?)

3.Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.)

Применяют новые знания на практике.

Осуществляют взаимоконтроль

Познавательные:

умение выбирать действия по достижению цели;

 доказывать свою точку зрения, действовать по алгоритму;

строить логические цепи рассуждения; структурировать знания.

Коммуникативные:

сотрудничать с учителем и сверстниками;

выражать свои мысли с достаточной коммуникацией.

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию.

Физминутка - 2 мин.

Цель:  формировать ценностное отношение к своему здоровью

Организует и проводит физминутку с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

Личностные:

умение определять ценностное отношение к здоровому образу жизни

VI. Применение знаний и способов действия (сам. работа)  - 8 мин.

Цель: организация деятельности по применению новых знаний; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает работу в группах.

-Распределите слова в три столбика по родам.

Ж.р. М.р. Ср.р.

Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея.

-Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. (ж.р.-лиса, м.р.-белка, ср.р-волк).

-Проверим, какая группа самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку распределены слова в столбиках. (ж.р.-словарные слова, м.р.-слова с парной согласной в корне, ср.р.- слова с безударной гласной в корне)

Работают самостоятельно, в группах(вспоминают правила работы в группе).

Пошагово сравнивают свою работу с эталоном. Осуществляют самопроверку, самоконтроль.

Проверяют по образцу. Повторяют орфограммы.

Оценивают свою работу.

Познавательные:

структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания; работать самостоятельно, в группе по плану;

 сравнивать пошагово с эталоном,проговаривая во внешней речи;

делать выводы.

Коммуникативные:

договариваться в общности  общего решения;

строить высказывания, участвовать в диалоге;

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: осуществлять контроль; оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку, взаимоконтроль.

VII.Включение в систему знаний и повторение -6 мин.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

-Можно ли по окончанию  определить род имени существительного? Предлагает выполнить работу в тетради.

Задание по выбору с последующей взаимопроверкой

  • 1 вариант:

   выписать словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.

  • 2 вариант:

   списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

Высказывают свои предположения.Выполняют разно-уровневые задания.

С помощью сигнальных карточек демонстрируют  род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)

Делают вывод. Сверяютсвои предположения с учебником( имена существительные имеют родовые окончания).

Познавательные:

самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

строить логические цепочки;

выполнять задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности;выполнять творческое задание.

Коммуникативные:

строить  устные высказывания;

участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

осуществлять контроль, оценивать результат, проводить коррекцию, самооценку.

                                                  VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
                                                           Цель: развитие рефлексивных умений.

                                             Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке

Организует анализ деятельности учащихся.  

Показывает предметную картинку

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

- Чему научились?

- Какого рода бывают имена существительные? Как определить?

-Кто или что вам помогало справиться с заданиями?

- Кто доволен своей работой?

 -Что понравилось вам сегодня на уроке?
- В чём вы испытывали трудность?
- Что вам было делать интереснее: работать самостоятельно, помогать другим или принимать помощь других ребят?

Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое

 местонахождение на листе самооценки.)
Зеленый цвет- я всё понял  
Жёлтый цвет – я ещё не всё понял
Красный цвет- мне нужна помощь

Изменилось у вас настроение к концу урока?

Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение?

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.
Благодарит за урок.

Называют имя существительное , записывают, определяют род.

Приводят доказательства.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют, чему учились, делают вывод.

Личностные: осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

обобщать полученные знания, делать выводы;

 проводить рефлексию способов действия;

анализ и осмысливание, своих достижений;

умение определять своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные:

выражать  свои мысли;

формулировать и аргументировать свое мнение, учитыватьразные мнения.

Регулятивные:

осуществлять самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносить цель и результат;

осуществлять контроль, коррекцию, самооценку.

IX. Домашнее задание -3 мин.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 1. Подобрать к существительным пару  женского рода: отец-дедушка). 2.Работа с деформированным текстом  (по желанию).

Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных.

  Комментирует дифференцированное задание.

Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Обсуждает возможные трудности.

Записывают домашнее задание  в дневник, задают вопросы.

Личностные: смыслообразование

Познавательные:

применять алгоритм при выполнении домашнего задания.

Регулятивные:

воспринимать информацию, выбирать домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;способность организовать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Морфологический разбор имени прилагательного". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: систематизация знаний об имени прилагательном; формирование умения проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.Планируемые результатыП...

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...