Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Материал содержит пояснительную записку и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus.yaz_._3_klass_shkola_rossii.docx | 75.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий.
Русский язык, авт. В.П. Канакина.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.) | Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой) |
1 класс – 165 ч | ||||
1 | Добукварный период | 17 |
| |
2 | Букварный период | 78 | ||
3 | Послебукварный период | 20 | ||
4 | Систематический курс (50ч) Наша речь | 2 | ||
5 | Текст, предложение, диалог | 3 | ||
6 | Слова, слова, слова… | 4 | ||
7 | Слово и слог. Ударение. | 6 | ||
8 | Звуки и буквы | 34 | ||
9 | Повторение | 1 | ||
2 класс – 170 ч | ||||
1 | Наша речь | 3 |
| |
2 | Текст | 3 | ||
3 | Предложение | 11 | ||
4 | Слова, слова, слова… | 18 | ||
5 | Звуки и буквы | 60 | ||
6 | Части речи | 57 | ||
7 | Повторение | 18 | ||
3 класс – 170 ч | ||||
1 | Язык и речь | 2 |
| |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | ||
3 | Слово в языке и речи | 17 | ||
4 | Состав слова | 18 | ||
5 | Правописание частей слова | 29 | ||
6 | Имя существительное | 30 +2 | ||
7 | Имя прилагательное | 18 | ||
8 | Местоимение | 4 | ||
9 | Глагол | 21 | ||
10 | Повторение | 15 | ||
4 класс – 170 ч | ||||
1 | Повторение | 11 |
| |
2 | Предложение | 9 | ||
3 | Слово в языке и речи | 21 | ||
4 | Имя существительное | 43 | ||
5 | Имя прилагательное | 30 | ||
6 | Личные местоимения | 7 | ||
7 | Глагол | 34 | ||
8 | Повторение | 15 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 3 класс 2017-18 учебный год
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.) | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Язык и речь (2 ч) | ||||||
1 четверть – 41 час | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |||||
1. | 01.09 | Наша речь. Виды речи. | ||||
2. | 04.09 | Наш язык. | урок-экскурсия | |||
Текст. Предложение. Словосочетание.(14ч) | ||||||
3. | 05.09. | Текст как единица языка и речи | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. | |||
4. | 06.09. | Текст. Типы текстов | ||||
5. | 07.09. | Предложение. Признаки предложения | урок-аукцион | |||
6. | 08.09. | Виды предложений по цели высказывания | ||||
7. | 11.09. | Виды предложений по интонации | ||||
8. | 12.09. | Контрольное списывание | Контрольное списывание №1 | |||
9. | 13.09. | Предложения с обращением | урок-игра | |||
10. | 14.09. | Главные и второстепенные члены предложения | ||||
11. | 15.09. | Распространенные и нераспространенные предложения | ||||
12. | 18.09. | Простое и сложное предложение | урок-взаимообучения | |||
13. | 19.09. | Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Сочинение №1 | |||
14. | 20.09. | РНО. Простое и сложное предложение. | ||||
15. | 21.09. | Словосочетание. | урок-викторина | |||
16. | 22.09. | Диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | Контрольный диктант №1 | |||
Слово в языке и речи (17ч) | ||||||
17. | 25.09. | РНО. Однозначные и многозначные слова | урок «Эврика» | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. | ||
18. | 26.09. | Сочинение по картине В.Поленова «Золотая осень» | Сочинение №2 | |||
19. | 27.09. | РНО. Синонимы и антонимы | ||||
20. | 28.09. | Омонимы | ||||
21. | 29.09. | Слово и словосочетание. Проверочная работа | Проверочная работа №1 | |||
22. | 02.10. | Фразеологизмы | ||||
23. | 03.10. | Обучающее изложение «Осенняя ёлочка» (У. с. 52 упр. 88) | Обучающее изложение №1 | |||
24. | 04.10. | РНО. Части речи и их признаки | урок, который ведут ученики | |||
25. | 05.10. | Имя существительное | ||||
26. | 06.10. | Имя прилагательное | ||||
27. | 09.10. | Глагол | ||||
28. | 10.10. | Что такое имя числительное? | ||||
29. | 11.10. | Однокоренные слова. | ||||
30 | 12.10. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. | урок-аукцион | |||
31. | 13.10. | Звуки и буквы. Изложение по составленному плану (У с. 70 упр. 129) | Обучающее изложение №2 | |||
32. | 16.10. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | ||||
33. | 17.10. | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Контрольный диктант №2 | |||
Состав слова (18 ч ) - 47ч | ||||||
34. | 18.10 | РНО. Корень слова | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | |||
35. | 19.10 | Корень слова. Словарный диктант | Словарный диктант № 1 | |||
36. | 20.10 | Корень слова. Закрепление. | урок-зачет | |||
37. | 23.10 | Формы слова. | ||||
38. | 24.10 | Формы слова. Окончание | ||||
39. | 25.10 | Окончание слова | ||||
40. | 26.10 | Что такое приставка? | урок «Эврика» | |||
41. | 27.10 | Приставка. Как найти в слове приставку? | ||||
2 четверть – 40 часов | ||||||
42. | 06.11 | Значения приставок. Письмо по памяти | Письмо по памяти | |||
43. | 07.11 | Что такое суффикс? | ||||
44. | 08.11 | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | ||||
45. | 09.11 | Значения суффиксов | урок-парный опрос | |||
46. | 10.11 | Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | Сочинение №3 | |||
47. | 13.11 | РНО. Основа слова | ||||
48. | 14.11 | Разбор слова по составу | ||||
49. | 15.11 | Проверочная работа по разделу | Проверочная работа №2 | |||
50. | 16.11 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи | ||||
51. | 17.11 | Изложение по предложенному плану (У с. 99 упр. 191) | Обучающее изложение №3 | |||
Правописание частей слова (29 ч) | ||||||
52. | 20.11 | РНО. Орфограммы в значимых частях слова | урок-игра | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. | ||
53. | 21.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне | ||||
54. | 22.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне | ||||
55. | 23.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне | урок-взаимообучения | |||
56. | 24.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа | Проверочная работа №3 | |||
57. | 27.11 | Работа с деформированным текстом (У с. 110 упр. 207) | ||||
58. | 28.11 | Правописание слов с двумя безударными гласными | урок-путешествие | |||
59. | 29.11 | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | ||||
60. | 30.11 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. Письмо по памяти | Письмо по памяти | |||
61. | 01.12 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | ||||
62. | 04.12 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | урок-викторина | |||
63. | 05.12 | Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | Контрольный диктант №3 | |||
64. | 06.12 | РНО. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | ||||
65. | 07.12 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | ||||
66. | 08.12 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | ||||
67. | 11.12 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Словарный диктант | Словарный диктант | |||
68. | 12.12 | Правописание слов с удвоенными согласными Выучить сл. сл. У с. 122-123 | ||||
69. | 13.12 | Правописание слов с удвоенными согласными РТ с. 65 упр. 163 | урок-зачет | |||
70. | 14.12 | Сочинение по опорным словам по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» (У с. 123 упр. 238) Повторить сл. сл. | Сочинение №4 | |||
71. | 15.12 | Правописание приставок и суффиксов | ||||
72. | 18.12 | Суффиксы –ек, -ик. | ||||
73. | 19.12 | Контрольный диктант за 1 полугодие | ВШК. Контрольный диктант. | |||
74. | 20.12 | РНО. Суффиксы –ок, -ёк | ||||
75. | 21.12 | Суффиксы –оньк, -еньк | ||||
76. | 22.12 | Приставки и предлоги | урок открытых мыслей | |||
77. | 25.12 | Правописание слов с Ъ | ||||
78. | 26.12 | Изложение по тексту «Скворец-музыкант» (У с. 140 упр. 278) | Обучающее изложение №4 | |||
79. | 27.12 | РНО. Правописание слов с Ь и Ъ | ||||
80. | 28.12 | Диктант с подготовкой (У с. 140 упр. 277) | ||||
Части речи (2ч) - (75ч) | ||||||
Имя существительное(30 ч) | ||||||
81. | 29.12 | Части речи. | урок-экскурсия | |||
3 четверть – 49 часов | ||||||
82. | 11.01 | Части речи. | ||||
83. | 12.01 | Имя существительное и его роль в речи | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имясуществительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное. | |||
84. | 15.01 | Начальная форма имени существительного | ||||
85. | 16.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант. | ВШК. Словарный диктант | |||
86. | 17.01 | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
87. | 18.01 | Изложение по тексту «Горностай» (У с. 14 упр. 21) | Обучающее изложение №5 | |||
88. | 19.01 | РНО. Число имён существительных | урок, который ведут ученики | |||
89. | 22.01 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа | ||||
90. | 23.01 | Изложение по тексту У с. 24 упр. 38 | Обучающее изложение №6 | |||
91. | 24.01 | Род имён существительных | ||||
92. | 25.01 | Род имён существительных. Письмо по памяти (У с. 27 упр. 44) | Письмо по памяти | |||
93. | 26.01 | Ь на конце имён существительных после шипящих | ||||
94. | 29.01 | Ь на конце имён существительных после шипящих | урок-игра | |||
95. | 30.01 | Ь на конце имён существительных после шипящих. | ||||
96. | 31.01 | Ь на конце имён существительных после шипящих. Словарный диктант | Словарный диктант | |||
97. | 01.02 | Изменение имён существительных по падежам | ||||
98. | 02.02 | Изменение имён существительных по падежам | ||||
99. | 05.02 | Именительный падеж | ||||
100. | 06.02 | Родительный падеж | урок-парный опрос | |||
101. | 07.02 | Дательный падеж. Проверочная работа | Проверочная работа №4 | |||
102. | 08.02 | Винительный падеж | ||||
103. | 09.02 | Винительный падеж | ||||
104. | 12.02 | Творительный падеж | ||||
105. | 13.02 | Предложный падеж | ||||
106. | 14.02 | Изложение по самостоятельно составленному плану У с. 56 упр. 101 | Обучающее изложение №7 | |||
107. | 15.02 | Косвенные падежи | урок «Эврика» | |||
108. | 16.02 | Косвенные падежи | ||||
109. | 19.02 | Косвенные падежи. | ||||
110. | 20.02 | РНО. Косвенные падежи | урок-соревнование | |||
111. | 21.02 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» У с. 62 упр. 108 | Сочинение №5 | |||
112. | 22.02 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | Контрольный диктант №4 | |||
Имя прилагательное (18 ч) | ||||||
113. | 26.02 | Имя прилагательное как часть речи | урок открытых мыслей | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения | ||
114. | 27.02 | Имя прилагательное. Контрольное списывание (У с. 67 упр. 116) | Контрольное списывание №2 | |||
115. | 28.02 | Сложные имена прилагательные | ||||
116. | 01.03 | Роль имен прилагательных в тексте | ||||
117. | 02.03 | Сопоставление выразительных средств текста и картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» (У с. 70 упр. 122, 123) | ||||
118. | 05.03 | Род имен прилагательных | ||||
119. | 06.03 | Род имен прилагательных | урок-соревнование | |||
120. | 07.03 | Изменение имен прилагательных по родам | ||||
121. | 12.03 | Род имен прилагательных | ||||
122. | 13.03 | Число имен прилагательных Проверочная работа | Проверочная работа №5 | |||
123. | 14.03 | Число имен прилагательных | ||||
124. | 15.03 | Падеж имен прилагательных | ||||
125. | 16.03 | Падеж имен прилагательных | ||||
126. | 19.03 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | урок-викторина | |||
127. | 20.03 | Диктант по теме «Имя прилагательное» | Контрольный диктант №5 | |||
128. | 21.03 | РНО. Обобщение по теме «Имя прилагательное» | ||||
129. | 22.03 | Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» (У с. 88 упр. 154) | Сочинение №6 | |||
130. | 23.03 | РНО. Проект «Имена прилагательные в загадках» | ||||
Местоимение(4 ч) | ||||||
4 четверть – 40 часов | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. | |||||
131. | 02.04 | Личные местоимения | ||||
132. | 03.04 | Изменение личных местоимений по родам | ||||
133. | 04.04 | Роль местоимений в предложении | урок-проект | |||
134. | 05.04 | Контрольное списывание по теме «Местоимение» | Контрольное списывание №3 | |||
Глагол (21 ч) | ||||||
135. | 06.04 | Глагол как часть речи | ||||
136. | 09.04 | Глагол как часть речи | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную.форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ. | |||
137. | 10.04 | Неопределённая форма глагола | ||||
138. | 11.04 | Неопределённая форма глагола | ||||
139. | 12.04 | Изменение глаголов по числам | ||||
140. | 13.04 | Изменение глаголов по числам Письмо по памяти (У с. 113 упр. 198) | Письмо по памяти | |||
141. | 16.04 | Изменение глаголов по временам | ||||
142. | 17.04 | Изменение глаголов по временам | ||||
143. | 18.04 | Изменение глаголов по временам | урок, который ведут ученики | |||
144. | 19.04 | Изложение «Лось» (У с. 120 упр. 213) | Обучающее изложение №8 | |||
145. | 20.04 | Изменение глаголов по временам | ||||
146. | 23.04 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | ||||
147. | 24.04 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Проверочная работа | Проверочная работа №6 | |||
148. | 25.04 | Правописание частицы НЕ с глаголами | ||||
149. | 26.04 | Правописание частицы НЕ с глаголами | ||||
150. | 27.04 | Обобщение знаний о глаголе | урок-викторина | |||
151. | 28.04 | Обобщение знаний о глаголе Письмо по памяти (У с. 129 упр. 235) | Письмо по памяти | |||
152. | 03.05 | Обобщение знаний о глаголе. | ||||
153. | 04.05 | Глагол. Закрепление. | ||||
154. | 07.05 | Диктант по теме «Глагол» | Контрольный диктант №6 | |||
155. | 08.05. | РНО. Обобщение знаний о глаголе | урок-зачет | |||
Повторение изученного за год (15 ч) | ||||||
156. | 10.05. | Повторение пройденного по теме «Части речи». Словарный диктант | Словарный диктант | |||
157. | 11.05 | Урок-конференция «Что я знаю о русском языке» | урок-конференция | |||
158. | 14.05 | Повторение пройденного по теме «Части речи» (Письмо по памяти У с. 132 упр. 240) | Письмо по памяти | |||
159. | 15.05 | Контрольный диктант за год | ВШК Контрольный диктант | |||
160. | 16.05 | РНО. Обобщение изученного слове, предложении | урок-путешествие | |||
161. | 17.05 | Правописание окончаний имен прилагательных | ||||
162. | 18.05 | Правописание приставок и предлогов | ||||
163. | 21.05 | Повторение по теме «Однокоренные слова» | урок-проект | |||
164. | 22.05 | Правописание безударных гласных | ||||
165. | 23.05 | Контрольное изложение (У.с.133 упр 242) | ВШК Контрольное изложение | |||
166. | 24.05 | Правописание безударных гласных | ||||
167. | 25.05 | Правописание значимых частей слова | ||||
168. | 28.05 | Повторение по теме «Текст» | урок-соревнование | |||
169. | 29.05 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | ||||
170. | 30.05 | КВН «Знатоки русского языка» |
[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).