Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Материал содержит пояснительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus.yaz_._3_klass_shkola_rossii.docx75.16 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Обучение грамоте, авт. В.Г. Горецкий.

Русский язык, авт. В.П. Канакина.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

        4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

       10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс – 165 ч

1

Добукварный период

17

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 1.
  2. Контрольное списывание – 1.
  3. Проверочная работа – 4.
  4. Нестандартные уроки – 33.
  • Урок-викторина – 3.
  • Урок-сказка – 3
  • Урок-игра – 7.
  • Урок-экскурсия – 5.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-путешествие – 6.
  • Урок «Эврика» - 5.

2

Букварный период

78

3

Послебукварный период

20

4

Систематический курс (50ч)

Наша речь

2

5

Текст, предложение, диалог

3

6

Слова, слова, слова…  

4

7

Слово и слог. Ударение.

6

8

Звуки и буквы

34

9

Повторение

1

2 класс – 170 ч

1

Наша речь

3

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 2.
  2. Тематический диктант – 5.
  3. Обучающее изложение – 4.
  4. Обучающее сочинение – 4.
  5. Контрольный словарный диктант – 1.
  6. Контрольное списывание – 2.
  7. Проверочная работа – 6.
  8. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок КВН – 1.
  • Урок-викторина – 3.
  • Урок-сказка – 3
  • Урок-игра – 7.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Урок-проект – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 3.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок-путешествие – 3.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Текст

3

3

Предложение

11

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

60

6

Части речи

57

7

Повторение

18

3 класс – 170 ч

1

Язык и речь

2

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 2.
  2. Тематический диктант – 7.
  3. Обучающее изложение – 3.
  4. Контрольное изложение – 1.
  5. Обучающее сочинение – 4.
  6. Контрольный словарный диктант – 1.
  7. Контрольное списывание – 2.
  8. Проверочная работа – 6.
  9. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-игра – 3.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Уроки, которые ведут ученики – 3.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 3.
  • Урок-конференция – 1.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-путешествие – 2.
  • Урок-взаимообучения – 2.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

17

4

Состав слова

18

5

Правописание частей слова

29

6

Имя существительное

30 +2

7

Имя прилагательное

18

8

Местоимение

4

9

Глагол

21

10

Повторение

15

4 класс – 170 ч

1

Повторение

11

  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (ВШК) – 3.
  2. Тематический диктант – 5.
  3. Обучающее изложение – 3.
  4. Контрольное изложение – 1.
  5. Обучающее сочинение – 3.
  6. Контрольный словарный диктант – 1.
  7. Контрольное списывание – 1.
  8. Проверочная работа – 6.
  9. Нестандартные уроки – 34.
  • Урок КВН – 1.
  • Урок-викторина – 4.
  • Урок-игра – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 4.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-зачет – 3.
  • Урок-конференция – 2.
  • Урок-соревнование – 3.
  • Урок-аукцион – 2.
  • Парный опрос – 2.
  • Урок открытых мыслей – 2.
  • Урок-взаимообучения – 3.
  • Урок «Эврика» - 3.

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

21

4

Имя существительное

43

5

Имя прилагательное

30

6

Личные местоимения

7

7

Глагол

34

8

Повторение

15

Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 3  класс 2017-18 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Язык и речь (2 ч)

1 четверть – 41 час

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

  1.

01.09

Наша речь. Виды речи.

  2.

04.09

Наш язык.

урок-экскурсия

Текст. Предложение. Словосочетание.(14ч)

3.

05.09.

Текст как единица языка и речи

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

4.

06.09.

Текст. Типы текстов

5.

07.09.

Предложение. Признаки предложения

урок-аукцион

6.

08.09.

Виды предложений по цели высказывания

7.

11.09.

Виды предложений по  интонации

8.

12.09.

Контрольное списывание

Контрольное списывание №1

9.

13.09.

Предложения с обращением

урок-игра

10.

14.09.

Главные и второстепенные члены предложения

11.

15.09.

Распространенные и нераспространенные предложения

12.

18.09.

Простое и сложное предложение

урок-взаимообучения

13.

19.09.

Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Сочинение №1

14.

20.09.

РНО. Простое и сложное предложение.

15.

21.09.

Словосочетание.

урок-викторина

16.

22.09.

Диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Контрольный диктант №1

Слово в языке и речи (17ч)

17.

25.09.

РНО. Однозначные и многозначные слова

урок «Эврика»

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с

заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.

18.

26.09.

Сочинение по картине В.Поленова «Золотая осень»

Сочинение №2

19.

27.09.

РНО. Синонимы и антонимы

20.

28.09.

Омонимы

21.

29.09.

Слово и словосочетание.

Проверочная работа

Проверочная работа №1

22.

02.10.

Фразеологизмы

23.

03.10.

Обучающее изложение «Осенняя ёлочка»

(У. с. 52 упр. 88)                          

Обучающее изложение №1

24.

04.10.

РНО. Части речи и их признаки

урок, который  ведут ученики

25.

05.10.

Имя существительное

26.

06.10.

Имя прилагательное

27.

09.10.

Глагол

28.

10.10.

Что такое имя числительное?

29.

11.10.

Однокоренные слова.

30

12.10.

Звуки и буквы. Гласные  и согласные звуки.

урок-аукцион

31.

13.10.

Звуки и буквы. Изложение по составленному плану

(У с. 70 упр. 129)                                        

Обучающее изложение №2

32.

16.10.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

33.

17.10.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Контрольный диктант №2

Состав слова (18 ч ) - 47ч

34.

18.10

РНО. Корень слова

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

35.

19.10

Корень слова. Словарный диктант

Словарный диктант № 1

36.

20.10

Корень слова. Закрепление.

урок-зачет

37.

23.10

Формы слова.

38.

24.10

Формы слова. Окончание

39.

25.10

Окончание слова

40.

26.10

Что такое приставка?

урок «Эврика»

41.

27.10

Приставка. Как найти в слове приставку?

2 четверть – 40 часов

42.

06.11

Значения приставок. Письмо по памяти

Письмо по памяти

43.

07.11

Что такое суффикс?

44.

08.11

Суффикс. Как найти в слове суффикс?

45.

09.11

Значения суффиксов

урок-парный опрос

46.

10.11

Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе»                                  

Сочинение №3

47.

13.11

РНО. Основа слова

48.

14.11

Разбор слова по составу

49.

15.11

Проверочная работа по разделу

Проверочная работа №2

50.

16.11

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи

51.

17.11

Изложение по предложенному плану

(У с. 99 упр. 191)

Обучающее изложение №3

Правописание частей слова (29 ч)

52.

20.11

РНО. Орфограммы в значимых частях слова

урок-игра

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

53.

21.11

Правописание слов с безударными гласными  в корне

54.

22.11

Правописание слов с безударными гласными  в корне

55.

23.11

Правописание слов с безударными гласными  в корне

урок-взаимообучения

56.

24.11

Правописание слов с безударными гласными  в корне. Проверочная работа

Проверочная работа №3

57.

27.11

Работа с деформированным текстом

(У с. 110 упр. 207)        

58.

28.11

Правописание слов с двумя безударными гласными

урок-путешествие

59.

29.11

Правописание глухих и звонких согласных на конце слов

60.

30.11

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. Письмо по памяти

Письмо по памяти

61.

01.12

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов

62.

04.12

Правописание глухих и звонких согласных в корне слов

урок-викторина

63.

05.12

Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Контрольный диктант №3

64.

06.12

РНО. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

65.

07.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

66.

08.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

67.

11.12

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Словарный диктант

Словарный диктант

68.

12.12

 Правописание слов с удвоенными согласными

Выучить сл. сл. У с. 122-123

69.

13.12

Правописание слов с удвоенными согласными

РТ с. 65 упр. 163

урок-зачет

70.

14.12

Сочинение по опорным словам по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

(У с. 123 упр. 238)  

Повторить сл. сл.

Сочинение №4

71.

15.12

 Правописание приставок и суффиксов

72.

18.12

Суффиксы –ек, -ик.

73.

19.12

Контрольный диктант за 1 полугодие

ВШК.

Контрольный диктант.

74.

20.12

РНО. Суффиксы –ок, -ёк

75.

21.12

Суффиксы –оньк, -еньк

76.

22.12

Приставки и предлоги

урок открытых мыслей

77.

25.12

Правописание слов с Ъ

78.

26.12

Изложение по тексту «Скворец-музыкант»

(У с. 140 упр. 278)  

Обучающее изложение №4

79.

27.12

РНО. Правописание слов с Ь и Ъ

80.

28.12

Диктант с подготовкой

(У с. 140 упр. 277)

Части речи (2ч) - (75ч)

Имя существительное(30 ч)

81.

29.12

Части речи.

урок-экскурсия

3 четверть – 49 часов

82.

11.01

Части речи.

83.

12.01

 Имя существительное и его роль в речи

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имясуществительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.

84.

15.01

Начальная форма имени существительного

85.

16.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант.

ВШК.

Словарный диктант

86.

17.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

87.

18.01

Изложение по тексту «Горностай»

(У с. 14 упр. 21)

Обучающее изложение №5

88.

19.01

РНО. Число имён существительных

урок, который  ведут ученики

89.

22.01

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа

90.

23.01

Изложение по тексту

У с. 24 упр. 38

Обучающее изложение №6

91.

24.01

Род имён существительных

92.

25.01

Род имён существительных. Письмо по памяти

(У с. 27 упр. 44)

Письмо по памяти

93.

26.01

Ь на конце имён существительных после шипящих

94.

29.01

Ь на конце имён существительных после шипящих

урок-игра

95.

30.01

Ь на конце имён существительных после шипящих.

96.

31.01

Ь на конце имён существительных после шипящих. Словарный диктант

Словарный диктант

97.

01.02

Изменение имён существительных по падежам

98.

02.02

Изменение имён существительных по падежам

99.

05.02

Именительный падеж

100.

06.02

Родительный падеж

урок-парный опрос

101.

07.02

Дательный падеж. Проверочная работа

Проверочная работа №4

102.

08.02

Винительный падеж

103.

09.02

Винительный падеж

104.

12.02

Творительный падеж

105.

13.02

Предложный падеж

106.

14.02

Изложение по самостоятельно составленному плану

У с. 56 упр. 101

Обучающее изложение №7

107.

15.02

Косвенные падежи

урок «Эврика»

108.

16.02

Косвенные падежи

109.

19.02

Косвенные падежи.

110.

20.02

РНО. Косвенные падежи

урок-соревнование

111.

21.02

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

У с. 62 упр. 108

Сочинение №5

112.

22.02

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

Контрольный диктант №4

Имя прилагательное (18 ч)

113.

26.02

Имя прилагательное как часть речи

урок открытых мыслей

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения

114.

27.02

Имя прилагательное. Контрольное списывание

(У с. 67 упр. 116)

Контрольное списывание №2

115.

28.02

Сложные имена прилагательные

116.

01.03

Роль имен прилагательных в тексте

117.

02.03

Сопоставление выразительных средств текста и картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» (У с. 70 упр. 122, 123)

118.

05.03

Род имен прилагательных

119.

06.03

Род имен прилагательных

урок-соревнование

120.

07.03

Изменение имен прилагательных по родам

121.

12.03

Род имен прилагательных

122.

13.03

Число имен прилагательных

Проверочная работа

Проверочная работа №5

123.

14.03

Число имен прилагательных

124.

15.03

Падеж имен прилагательных

125.

16.03

Падеж имен прилагательных

126.

19.03

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

урок-викторина

127.

20.03

Диктант по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант №5

128.

21.03

РНО. Обобщение по теме «Имя прилагательное»

129.

22.03

Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

(У с. 88 упр. 154)

Сочинение №6

130.

23.03

РНО. Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение(4 ч)

4 четверть – 40 часов

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

131.

02.04

Личные местоимения

132.

03.04

Изменение личных местоимений по родам

133.

04.04

Роль местоимений в предложении

урок-проект

134.

05.04

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

Контрольное списывание №3

Глагол (21 ч)

135.

06.04

Глагол как часть речи

136.

09.04

Глагол как часть речи

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную.форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

137.

10.04

Неопределённая форма глагола

138.

11.04

Неопределённая форма глагола

139.

12.04

Изменение глаголов по числам

140.

13.04

Изменение глаголов по числам

Письмо по памяти

(У с. 113 упр. 198)

Письмо по памяти

141.

16.04

Изменение глаголов по временам

142.

17.04

Изменение глаголов по временам

143.

18.04

Изменение глаголов по временам

урок, который  ведут ученики

144.

19.04

Изложение «Лось»

(У с. 120 упр. 213)

Обучающее изложение №8

145.

20.04

Изменение глаголов по временам

146.

23.04

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

147.

24.04

Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Проверочная работа

Проверочная работа №6

148.

25.04

Правописание частицы НЕ с глаголами

149.

26.04

Правописание частицы НЕ с глаголами

150.

27.04

Обобщение знаний о глаголе

урок-викторина

151.

28.04

Обобщение знаний о глаголе

Письмо по памяти

(У с. 129 упр. 235)

Письмо по памяти

152.

03.05

Обобщение знаний о глаголе.

153.

04.05

Глагол. Закрепление.

154.

07.05

Диктант по теме «Глагол»

Контрольный диктант №6

155.

08.05.

РНО. Обобщение знаний о глаголе

урок-зачет

Повторение изученного за год (15 ч)

156.

10.05.

Повторение пройденного по теме «Части речи». Словарный диктант

Словарный диктант

157.

11.05

Урок-конференция «Что я знаю о русском языке»

урок-конференция

158.

14.05

Повторение пройденного по теме «Части речи»

(Письмо по памяти У с. 132 упр. 240)

Письмо по памяти

159.

15.05

Контрольный диктант за год

ВШК

Контрольный диктант

160.

16.05

РНО. Обобщение изученного слове, предложении

урок-путешествие

161.

17.05

Правописание окончаний имен прилагательных

162.

18.05

Правописание приставок и предлогов

163.

21.05

Повторение по теме «Однокоренные слова»

урок-проект

164.

22.05

Правописание безударных гласных

165.

23.05

Контрольное изложение

(У.с.133 упр 242)

ВШК

Контрольное изложение

166.

24.05

Правописание безударных гласных

167.

25.05

Правописание значимых частей слова

168.

28.05

Повторение по теме «Текст»

урок-соревнование

169.

29.05

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

170.

30.05

КВН «Знатоки русского языка»


[1]         На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).