конспект урока русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

"Неопределенная форма глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx98.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенна форма глагола»

Цель: уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной.

Задачи:

-конкретизировать знания учащихся о глаголах неопределенной формы;

 -научить находить глаголы неопределенной формы в речи;

 -обогащать и развивать речь учащихся;

 -формировать интерес к учению.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация Smart Notebook 10, интерактивная доска, документ – камера,  карточки для самостоятельной работы, учебник, приложения.

Краткая характеристика методов и форм работы: в основу урока положен проблемно- поисковый метод решения учебной задачи. В течение урока использованы методы: наблюдение, словесные методы (беседа, диалог, обсуждение). На уроке были использованы коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.

I.  Вхождение в урок.

(учитель читает стихотворение)

 День хороший наступил,

Солнце светит нам с утра.

И природа оживает,

Всех будить уже пора.

 - А мы с вами уже проснулись, и я рада вновь видеть вас. Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.

 - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. У нас праздник.

 - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующий вашему настроению смайлик.  Я желаю сохранить его до конца дня.

II. Чистописание.

1.  Запись в тетрадь даты, вида работы. Страница 1

2.  Графический диктант.

- Я буду задавать вам вопросы в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетрадь.

- Звук парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенная согласная буква …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в,  н,  а, е, с.

3) Классификация по признаку.

- Полученную информацию разделите на группы.

(в, н, с –  согласные буквы; а, е-гласные буквы)

- Пропишите сочетания букв, следите за правильным соединением . (внаес)  

- Из данных букв составьте слово. (Весна, навес)

-Запишите слово весна  в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, выделите корень, назовите проверочное слово(весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны)

- Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл.

 *И март на нос садится т.е.бывает мороз. В марте курица из лужицы напьется. Коли в марте снежок горой, будет урожай стеной.

*В апреле земля преет. Апрель с водой, май с травой. Апрель спит и  дует, бабам тепло сулит.

*Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Коли в мае дождь, будет и рожь. Майская трава и голодного кормит. Май холодный – год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май.)

Составьте пословицу и запишите  в тетрадь:  Апрель спит и  дует, бабам тепло сулит. Объясните постановку знаков препинания.    Страница 2

Разберите предложение по членам, выпишите словосочетания. Самопроверка через документ - камеру.

III. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью. 

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать. Страница 3

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. Составление схемы.  

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

-Как изменяется  глаголы?

- Какие три времени имеет глагол?

- Сделайте вывод с опорой на составленную схему.     Страница 4

IV. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа (самостоятельная работа)                Cтраница 5

(один у доски, а остальные в тетрадях)

Запишите словосочетания,  объяснить орфограммы на месте пропущенных букв.

- Можно ли определить  время  у этих глаголов? Надпишите. 

- Какие глаголы «лишние»? Почему? (смотреть, беречь, привезти )

2. Работа над определением темы урока.

-Какова тема нашего урока?( Неопределенная форма глагола).

Такие глаголы имеют три названия.  Страница 6

- Какое из этих названий вам   незнакомо?  (Инфинитив – лат. слово "неопределённый").

- Каковы задачи нашего урока?     Страница 7

 - Узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы;

- Находить глаголы неопределенной формы;

- Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм;

- Ставить вопросы;

- Образовывать неопределенную форму;

- Употреблять и находить глаголы  неопределенной формы в тексте;

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши знания о глаголах неопределенной формы и узнать что-то новое.

-Что мы уже можем сказать о глаголах неопределенной формы?

( Не изменяются по временам и числам)        Страница 8   

    - На какие вопросы отвечают глаголы  неопределенной формы?

     (Что делать? Что сделать?)    

- На что оканчиваются глаголы неопределенной формы?

(-ть-, -ти-, -чь-)

-Кто может дать определение  неопределенной форме глагола по полученной схеме?

3. Физкультминутка.      

V.  Работа по теме урока.

1.  Замени фразеологизмы глаголами неопределенной формы:   Страница 9

(Индивидуальная работа у доски.)

- Что написано на доске?

- Что это такое? (Фразеологизмы - устойчивые выражения в речи)

- Предлагаю заменить их глаголами неопределенной формы.

2. Индивидуальная работа по карточкам и приложениям №1 и №4.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть  глаголы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

3.  Издавна на Руси принято гостей встречать хлебом и солью, дарить подарки.  Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона.

4.  А еще гостей принято угощать.  На Руси говорили: «Щи да каша – пища наша».  Вот мы и составим рецепт пшенной каши с грибами.

- Работать будем в группах. Выберите руководителя группы.  Раздаю инструкции.

- Познакомьтесь с заданиями, задайте вопросы. Как будете действовать?

 (Сначала задать вопрос к глаголу, затем изменить по вопросу неопределенной формы).

- Глаголы запишите в тетрадь (руководитель вписывает в листок).

- Готовый рецепт и инструкцию будет зачитывать руководитель группы.

5. Проверка работы в группах:

- Руководители групп читают полученные инструкцию и рецепт каши.

- Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос     что делать? 

- Теперь те, которые отвечают на вопрос   что сделать?

- Что заметили?

(У большинства глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?  есть приставка)

- Обратите внимание, на какие суффиксы оканчиваются глаголы в н.ф.

- Иногда после них может стоять частица  - СЯ.  Вам встретился глагол расположить, добавим частицу –ся, получим - ?….(расположиться). Аналогично: порезать – порезаться)

6. Проверка индивидуальной работы у доски:

- Ученик читает фразеологизм и глагол н.ф.

-Какие глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать?

-Какие глаголы употреблены с частицей –ся?

VI.   Итог урока.

-Все ли поставленные задачи мы решили?   Страница 10 (копия стр.7)

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?

- Кто сможет рассказать о глаголах в неопределенной форме?

 (Пользуясь опорной схемой)  Страница 11 (копия стр.8)

VII. Рубрика “Это интересно”.

 - А все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?

– Послушайте, какой разговор состоялся между 2-мя мальчиками-спортсменами:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….а может побежду– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте.
  

  • Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.
  • Глагол “победить” в 1-м лице ед.ч. не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице ед.ч. не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)
  • Составьте предложение устно с этим словом.
  • Например: Я должен победить….
  • К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть и некоторые другие.
  • Давайте будем работать на уроках так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

VIII.   Рефлексия      

Предлагаю детям закончить высказывание.   Страница 12

Сегодня на уроке :

-я работал очень хорошо и у меня всё получилось;

-я испытывал некоторые затруднения;

-я не доволен своей работой;

- Мне бы хотелось узнать какое сейчас у вас настроение?

(покажите смайлик)

 - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

IX.   Домашнее задание.   Страница 13

1) Выписать 6 пословиц с глаголами неопределенной формы;

2) Упр. 417 c. 71;

3) Записать рецепт приготовления любого блюда с использованием глаголов неопределенной формы;

4) Выписать из учебника 6 предложений с глаголами неопределенной формы.

Приложение 4.

  1. Замените фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Держать язык за зубами - ________________________

Зарубить на носу - _______________________________

Повесить нос - __________________________________

Показать, где раки зимуют - _______________________

Пускать пыль в глаза - ____________________________

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал.

  1. Запишите глаголы в две группы

Что делать?

Что сделать?

 Распредели глаголы из инструкции в две группы

Что делать?

Что сделать?

Приложение 1.

  1. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.

Следите за вопросом!

глагол в неопределённой форме

гуляют

вошли

познакомились

узнают

полюбоваться

дойдут

рассматривал

кормила

отдыхают

слушали

Карточка для индивидуальной работы.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть  глаголы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

Приложение 3.

  1. Прочитайте рецепт каши. 
  2. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму

Внимательно следите за вопросом!

Каша пшённая с грибами.

(Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________ их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)_______________. (Откинули)_________________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)_______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________ пшено, (посолили)___________________________,(покрыли)______________________________ крышкой и (доведем)_________________ до готовности на медленном огне. В готовую кашу (добавим)________________ жареный лук, грибы. (Перемешаем)__________________и (подадим)_______________ к столу.

  1. Распредели глаголы из рецепта в  2 группы

Что делать?

Что сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...