Лето. Помощники на уроке
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Крушинская Светлана Михайловна

Раздаточный материал для повторения пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.4kl.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Раздаточный материал для организации дифференцированной работы

на уроках русского языка.

 4 класс «Школа России»

Составила

учитель начальных классов МОУ Туломская СОШ

Жейда Лариса Александровна

2016г.

Пояснительная записка

       Для того чтобы уделить внимание каждому ученику и обеспечить ему необходимую нагрузку я, как и многие мои коллеги, использую в своей работе разнообразный дидактический материал. В том числе и карточки для дифференцированной  работы. С помощью карточек можно проверить знания и закрепить новую тему. Данные карточки это подборка заданий в дополнение к учебнику. Работа содержит тренировочные задания для отработки основных орфографических правил, которые проходятся в 4 классе. Именно пробелы в правописании чаще всего являются причиной снижения итоговых оценок по русскому языку. Использование карточек для индивидуальной работы гарантирует формирование навыков правописания на отличном уровне, безусловно, будет способствовать повышению четвертной и итоговой оценок.

 С помощью карточек  можно:

  • систематизировать знания учащихся;
  • диагностировать усвоение темы учениками;
  • проверять домашнюю работу;
  • давать работу на дом;
  • поощрять успевающих учеников;
  • мотивировать класс к работе.

    Данный дидактический материал составлен на основе возрастных особенностей учащихся.

   Все задания соответствуют разделам учебника: «Русский язык» для 4 кл.,  авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий на 2015-2016 учебный год.

      Предлагаю следующий подбор упражнений, которые помогут учащимся повторить и закрепить пройденный материал по русскому языку за 3 класс и усвоить изучаемые темы программы 4 класса:

  1. Повторение изученных орфограмм в 3 классе.
  2. Звуки и буквы.
  3. Безударные гласные в корне слова.
  4. Парные согласные в корне слова.
  5. Разделительные твердый и мягкий знак.
  6. Определение частей речи.
  7. Фонетический разбор слова.
  8. Грамматическая основа предложения.
  9. Морфологический разбор слова.
  10. Однородные члены предложения.
  11.  Падеж имени существительного.
  12.  Падежные окончания имен существительных.
  13.   Личные местоимения.
  14.  Падежные окончания прилагательных.
  15.  Спряжение глаголов.

       Пособие поможет учителям русского языка закрепить многие темы из действующего учебника на уроках и во внеурочное время. Можно использовать в качестве закрепления, повторения и обобщения изученного материала.

     Данную работу по сбору дидактического материала планирую продолжать и дальше в своей работе.

  1. Повторение изученных орфограмм в 3 классе

Фамилия _________________________________   Дата ______________

Вставь пропущенные буквы, подчеркни прилагательные волнистой линией.

У совы пер..я на крыл..ях мя..кие, полёт тихий. Ко..ти  у  с..вы  кр..вые, острые. Никто из таких ко..тей не вырвется. Кре..ко держат они мышь, белку или сонную птицу. По ноч..м  с..ва охотится, а днём спит.

Фамилия ______________________________ Дата _____________________

Вставь пропущенные буквы, подчеркни прилагательные волнистой линией.

      Странный в сент..бре лес – в нём рядом в..сна и ос..нь. Ж..лтый лист и з..лёная тр..винка. Тёплое сол..це и х..лодный ветер. Увядание и расцвет. Песни  и т..шина.

 

  1. Звуки и буквы.

Фамилия ______________________________Дата ______________________

Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки

Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

Барабан

Портфель

Шофёр

Арбуз

Алфавит

Библиотека

Предмет

Морковь

Свёкла

Щавель

  1. Безударные гласные в корне слова.

Фамилия _________________________Дата ________________________

Вставь пропущенные буквы.

Гр…бной, в…сна, оз…ро, л…док, с…стра, л…сной, б…льчата, д…ла, зв…рьки, ч…сло, гн…здо, стр…жи, Л…онид, ч…тыре, стр…ла, цв…тной, св…ча, м…сной, ш…рокий.

Фамилия _____________________________ Дата ________________

Вставь пропущенные буквы.

Д…твора, уш…вать, ч…стота, ц…почка, оц…нить, з…мля, з…ркальный, з…рновой, ц…ркач, тр…щит, т…пло, приц…пить, ц…нтральный, цв…тник, нат…нул, т…жёлый, з…мля, Ал…ксей, с…дит.

Фамилия _____________________________ Дата _________________

Вставь пропущенные буквы.

Потр…сение, с…нева, тр…скотня, т…шина, т…снота, р…довой, т…рпеть, ст…кло, сн…гирь, сл…дить, в…ртеть, …довитый, л…дник, л…стопад, с…рдечко, кр…чать, з…мовать, Гр…горий, зел…неть.

  1. Парные согласные в корне слова.

Фамилия ______________________________Дата _____________________

Вставь пропущенные буквы.

б-п

д-т

з-с

ж-ш

Кре..кий

Ша..ка

Ро..кий

Улы..ка

Нахо..ка

Бесе..ка

Ре..кий

Гла..кий

Ко..ьба

Ре..ьба

Про..ьба

Ска..ка

Доро..ка

Пры..ки

Кру..ка

Кры..ка

  1. Разделительный твердый и мягкий знак.

Фамилия ____________________________ Дата ________________

Вставь пропущенные буквы.

В..езд, весел..е, с..ёмка, в..ёт, солов..и, об..яснил, ш..ют, сем..я, об..езд, варен..е, б..ёт, от..едает,  в..юга, мурав..и, об..единить, раз..ехались.

Фамилия ____________________________ Дата ________________

Вставь пропущенные буквы.

 Раз..яснил доступно, с..ел полностью, под..ём груза, с..ёжился от страха, вз..ерошенные малыши, вкусное варен..е, раз..ярённые звери, подъехал к домику, снежная в..юга, съёмка на камеру, Юра съязвил, новое объявление, скорый отъезд, въедливый запах, въезд в город, новое плат..е.

 

  1. Определение частей речи.

Фамилия ____________________________ Дата ____________________

Запиши слова в три столбика.

Песня, бегун, стрельба, малиновый, покрыла, разбери, белая, сядь, ветер, скрипит, рыщешь, ветреная, берёзовый, Мария, крылатая, спелое, скрип, упадёт.

Существительные

Прилагательные

Глагол

  1. Фонетический разбор слова

Фамилия ____________________________ Дата ____________________

Сделай фонетический разбор слова.

Лена_______________________________________

Л - ________________________________________

е- _________________________________________

н - _________________________________________

а - _________________________________________

_______________________

Фамилия _______________________________ Дата ______________

Сделай фонетический разбор слова. Сила_______________________________________

С - ________________________________________

и - _________________________________________

л - _________________________________________

а  - _________________________________________

_______________________

Фамилия __________________________ Дата ________________________

Сделай фонетический разбор слова.

Рис  ____________________________________

Р - _________________________________________________________

И  - _________________________________________________________

С - _________________________________________________________

____________________________________________________________

Фамилия _____________________ Дата ________________________

Сделай фонетический разбор слова.

Лес  ____________________________________

Л- _________________________________________________________

Е - _________________________________________________________

С - _________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Грамматическая основа предложения

Фамилия __________________________Дата ___________________________

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу предложения.

   Н..чная в..юга стихла. Утром сне.. стал падать мя..кими хлоп..ями. Снежок ровно лож..лся на улицы, с..ды, д..ма. Он толстым слоем покрыл крыш..  и дерев..я, а на ст..лбах и заборах насыпал высокие белые ша..ки. Мы вышли во двор и стали очищ..ть занесённые снегом доро..ки.

Фамилия _________________________ Дата ___________________________

Спиши. Подчеркни грамматическую основу предложения.

     Наступил март. Небольшой мороз сменила оттепель. Воздух затянулся беловатым туманом. На реке уже подтаивает лёд. С крыш закапали сосульки. Снег осел и почернел. Снеговик во дворе печально опустил свой нос – морковку.

  1. Морфологический разбор слова

Фамилия ________________________ Дата _______________________

Подчеркни грамматическую основу предложения, укажи падеж существительных, сделай морфологический разбор слов.

Яркие лампы освещают арену цирка.

Яркие ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цирка ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Освещают _______________________________________________________

________________________________________________________________

Фамилия __________________________ Дата _______________________

Подчеркни грамматическую основу предложения, укажи падеж существительных, сделай морфологический разбор слов.

В золотистом костюме на арену выходит клоун.

В золотистом_____________________________________________________

_________________________________________________________________

На арену ________________________________________________________

________________________________________________________________

Выходит _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Фамилия _________________________Дата _______________________

Подчеркни грамматическую основу предложения, укажи падеж существительных, сделай морфологический разбор слов.

Густой лес разросся сплошной стеной.

Стеной _____________________________________________________

____________________________________________________________

Густой ________________________________________________________

_____________________________________________________________

Разросся_________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Однородные члены предложения

Фамилия _________________________ Дата _______________________

Подчеркни грамматическую основу предложения, найди однородные члены предложения, поставь знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Яблоки были крупные сочные вкусные.

Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.

Вечер наступил зажглись фонари.

Фамилия _____________________________ Дата _____________

Подчеркни грамматическую основу предложения, найди однородные члены предложения, поставь знаки препинания.

Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.

Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.

 Журавли кричали тревожно и  тоскливо.

Над землёй нависла белая раскалённая мгла.

Фамилия __________________________ Дата ________________

Подчеркни грамматическую основу предложения, найди однородные члены предложения, поставь знаки препинания.

Ветер срывает с деревьев листья  воет по ночам в трубах.

Осень раздевает лес и студит воду.

 

Песня строить и жить помогает.

Жук  жужжал в густой осоке вол лежал на солнцепёке.

  1. Падеж имен существительных

Фамилия _____________________

Фамилия ______________________

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

пос_дела на скамейке -

пол_скать бельё -

зап_вать лекарство -

бабушка пос_дела -

пол_скать ребёнка-

зап_вать песню-

прож_вать в доме-

сл_зать с крыши-

отв_рить дверь -

прож_вать мясо -

сл_зать варенье -

отв_рить картофель-

честь по работ_ -

 капельки влаг_ -

вред от засух_ -

подошел к Волг_ -

бежал по дорог_ -

по краям дорог_ -

на сирен_ -

собрались на пристан_ -

отдыхал в санатории_  -

подошел к осин_ -

написал дедушк_ -

запах черемух_  -

Фамилия ______________________

Фамилия _______________________

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных.

без акварел_ -

около беседк_ -

на территори_ -

 в соляри_ -

в зоопарк_ -

без хитрост_ -

в планетари_ -

о волнени_ -

об изумруд_ -

о дедушк_ -

в музе_ -

к Лиди_ -

к Таись_ -

о коллекци_ -

на закат_ -

о смелост_ -

при освобождени_ -

в сияни_ -

в коляск_ -

без памят_ -

в галере_  -

на спектакл_  -

по лаборатори_ -

в соревновани_  -

в стихотворени_ -

о болезн_ -

к Юли_  -

к Марин_ -

  1. Падежные окончания имен существительных

Фамилия _________________________ Дата _________________

Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж существительных.

Стадо подошло к речк… . Мы шли по узкой тропинк… к опушк… леса. Отец вернулся из поездк… по Волг… . Машина ехала по дорог… к деревн… . Дорожка привела нас к озер… .

Фамилия _________________________ Дата _________________

Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж существительных.

Капли дождя барабанили по крыш… . Завтра мы пойдем в гости к тет… и дяд… . Дети написали письмо отц… . Мальчик подошел к окн… . По деревн… проехала машина. К кроват… ребенка подошла мать.

  1. Личные местоимения

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши. Укажи лицо и число местоимений.

     Мы любим рассказы Аркадия Гайдара. Я очень люблю сосну. А у нас в деревне сосны растут. Как вы проводите выходной день? Ребята решили взять шефство над старушкой. Она жила в конце нашей улицы.

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши. Вставь пропущенные местоимения, определи их число и лицо.

     Ранней весной … отправились к знакомому леснику. … жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. … вела прямо к избушке лесника.

  1. Падежные окончания имен прилагательных

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши, дописывая падежные окончания имен прилагательных. Укажи падеж прилагательных.

     В колхоз… началось строительство детск… сада. С ранн… утра до поздн… вечера кипит работа. Из соседн… города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктов… сада.

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.

     На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держались длинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе.

  1. Спряжение глаголов

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

     В поле все интересно. Жнейки стрекоч…, как большие кузнечики. На току гуд… веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа… зерно и снова идет обмолачивать хлеб.

Люди работа… весело. Бригадир дядя Вася бега… от одной группы колхозников к другой, совет…, помога… .

Фамилия _________________________ Дата _________________

Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.

     Утро. Зеленый луг ярко блестит на солнце. Пахн… цветами и свежей травой. В синем небе трепещ…, дрож…, медленно поднимается в вышину золотая звездочка. Это жаворонок взлета… над лугом.

В густой траве звучат разные голоса птиц. Подойдешь поближе и услыш… эти звуки.

Список использованной литературы:

  1. Нефедова Е.А., Узорова О.В..Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. ЗАО «Премьера», 1999.
  2. Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И..Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку.4 класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2006.
  3. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В.. Русский с увлечением. АРД ЛТД Екатеринбург, 1998.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык.4 класс. Издательство «Баласс» Москва, 2000.
  5. Тростенцова Л.А., Баранов М.Т.. Дидактический материал к учебнику русского языка. 4 класс. Издательство «Просвещение» Москва, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаза - главные помощники человека (урок здоровья)

Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию....

К 105-летию А.Линдгрен - Урок математики в 3 классе "Деление двузначного числа на однозначное"

Ни для кого не секрет, что изучать математику в игровой форме гораздо интереснее. Тем более, если дети будут осваивать школьные премудрости вместе с героями любимых литературных героев Астрид Линдгрен...

Герои - помощники на уроке

Дидактический материал для уроков математики....

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....