Рабочая программа по руссккому языку. УМК В.Г.Горецкий, В.П.Канакина
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе на уроки русского языка отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
-ст.12 федерального закона «Закон об Образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;
-методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций РТ №1054/15 от 19.08.2015;
-Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" N 1560-XII от 8 июля 1992 года
-авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык», М:«Просвещение» 2011г
-локального нормативного акта «Положение о рабочих программах по учебным предметам по ФГОС», утвержденного приказом №86 от 19.08.2015
-учебного плана МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ» Ютазинского муниципального района РТ;
-основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ» Ютазинского муниципального района.
Общая характеристика учебного курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе на уроки русского языка отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
4 КЛАСС (102 Ч)
Повторение (6 ч)
Предложение (10ч)
Слово в языке и речи (12 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание
Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (20 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»
Имя прилагательное (18 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
Личные местоимения (6 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (20 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение
глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (10 ч).
Проектные работы: «Похвальное слово знакам препинания», «Говорите правильно!», «Пословицы и поговорки»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Планируемые результаты учебного курса планируемые результаты по разделам
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные
твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко - буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или
обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов
при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род,число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных —
род, число, падеж;
•определять грамматические признаки глаголов — число,время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными иличными местоимениями, к которым они относятся, союзыи, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в
соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс. В 2 ч.: Ч.2 | |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч.: Ч 1. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч.: Ч 2 | Задания рабочих тетрадей организуют наблюдения младших школьников над фактами и закономерностями русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно – следственных связей. Значительное внимание уделяется системе заданий по речевому развитию младших школьников – развитию речевого слуха, обогащению словарного состава речи учащихся, работе с текстом. |
Дидактические материалы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык:4 класс | Пособия предназначены для самостоятельной работы учащихся в школе и дома. Они содержат задания на закрепление, повторение . |
Проверочные работы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Проверочные работы: 4 класс. | Проверочные работы составлены с учетом особенностей содержания обучения в каждом классе. Пособия включают задания разной степени сложности, позволяют диагностировать знания учащихся и выявлять трудности в обучении. |
Методические пособия Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Поурочные разработки: 4 класс. | В пособиях рассмотрены особенности содержания курса и структура учебников. В представленных разработках уроков раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать, сохранять учебные цели и следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари | |
Технические средства обучения: Классная доска. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер | |
Электронные образовательные ресурсы: Электронное http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет- ресурсов http://school.edu.ru – российский образовательный портал http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
Оборудование класса: Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Кол-во ча сов | Планируемые результаты освоения материала | Виды УУД | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||||
Повторение - 6 ч | |||||||
1 | Наша речь и наш язык | 1 | *различать виды речи *анализировать высказывания о русском языке *различать признаки текста *подбирать заголовки к тексту *определять типы текстов *составлять текст из деформированных предложений *ставить знаки препинания в предложения с обращениями *определять главные и второстепенные члены предложений *находить грамматическую основу предложения *высказывать свои впечатления | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи. Познавательные: использовать общие приемы решения задач Коммуникативные задавать вопросы Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||
2 | Текст. План текста | 1 | |||||
3 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации; Обращение | 1 | |||||
4 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | 1 | |||||
5 | Словосочетание | ||||||
6 | Контрольный диктант №1 | 1 | |||||
Предложение – 10 ч | |||||||
7 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | *определять однородные члены предложения, их роль в предложении. *расстановке знаков в предложениях с однородными членами *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности *сравнивать простые и сложные предложения. *выделять в сложном предложении его основы *письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Личностные: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов, выполнять знаково-символические действия, включая моделировании | |||
8 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | |||||
9 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | 1 | |||||
10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |||||
11 | Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 | |||||
12 | Проект «Похвальное слово знакам препинания» | 1 | |||||
13 | Простые и сложные предложения | 1 | |||||
14 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||||
15 | Обучающее изложение по тексту Е.Чарушина | 1 | |||||
16 | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | *оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||||
Слово в языке и речи – 12 ч | |||||||
17 | Лексическое значение слова | 1 | *выявлять проблемные зоны в применении правил правописания, определять лексическое значение слова *определять по словарю устаревших и заимствованных слов значение слова, наблюдать за использованием этих слов в речи *подбирать к слову антонимы и синонимы, распознавать омонимы, выбирать нужное и точное слово соответствующее предмету мысли *находить в тексте и предложении фразеологизмы объяснять их значение, работать со словарём *разбирать слова по составу, объяснять словообразующую роль суффикса и приставки в слове *наблюдать за произношением слов с приставками и суффиксами, применять правила | Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание; Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД: давать адекватную оценку правильности выполнения действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации | |||
18 | Заимствованные слова. Многозначные слова. Устаревшие слова. | 1 | |||||
19 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | |||||
20 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | |||||
21 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | |||||
22 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание удвоенных согласных в словах | 1 | |||||
23 | Правописание приставок и суффиксов | 1 | |||||
24 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков | 1 | |||||
25 | Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева | 1 | |||||
26 | Работа над ошибками. Части речи | 1 | |||||
27 | Наречие как часть речи | 1 | *распознавать наречие среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу *соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения | Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, обобщать, делать выводы. | |||
28 | Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | |||||
Имя существительное – 20 ч | |||||||
29 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных | 1 | *определять падежи имен существительных *различать имена существительные в И. п., В. п. , Р. п.. определять признаки имен существительных в Д. п. *различать имена существительные в Т. п, В. п. и П. п *определять и различать падежи имен существительных *распознавать имена существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения *создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи *определять склонение имен существительных *проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных | Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделе-ния существенных признаков Личностные: Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой | |||
30 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания | 1 | |||||
31 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных | 1 | |||||
32 | Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | |||||
33 | Работа над ошибками. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения | 1 | |||||
34 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения | 1 | |||||
35 | Обобщение знаний о типах склонения | 1 | Коммуникативные: владеть диалогической формой коммуникации, использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства в речевых высказываниях с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания Личностные: Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой. Коммуникативные: владеть диалогической формой коммуникации, использовать речь для регуляции своего действия Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач | ||||
36 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | |||||
37 | Именительный и винительный падежи | 1 | *определять окончания имен существительных в И. п. и В. п *определять окончания имен существительных в Р. п. *различать одушевленные имена существительные в Р. п. и В. п . *правописанию безударных падежных окончаний в Д. п. *правописанию безударных падежных окончаний в Т.п.. *правописанию безударных падежных окончаний в П. п. *определять падежные окончания имен существительных *применять правила правописания и теоретический материал. *применять правила правописания и теоретический материал. *применять правила правописания и теоретический материал, оценивать свои достижения *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности | ||||
38 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | |||||
39 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | |||||
40 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | 1 | |||||
41 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 | |||||
42 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | |||||
43 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | |||||
44 | Контрольный диктант №3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | 1 | |||||
45 | Работа над ошибками. Повторение | 1 | |||||
46 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе | 1 | |||||
47 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | |||||
48 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в презентации выполненной работы. | ||||
Имя прилагательное – 18 ч | |||||||
49 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | *употреблять в речи имена прилагательные в краткой и полной форме *определять род и число имен прилагательных *создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи
*определять падеж имен прилагательных *создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи *правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе *определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе в И.п * определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе в Р.п *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе создания текста-описания. Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям Личностные: формирование понимания основных моральных норм и ориентация на их выполнение | |||
50 | Род и число имён прилагательных Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка» | 1 | |||||
51 | Склонение имён прилагательных Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» | 1 | |||||
52 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | |||||
53 | Именительный падеж имён прилагательных | 1 | |||||
54 | Родительный падеж имён прилагательных | 1 | |||||
55 | Дательный падеж имён прилагательных | 1 | |||||
56 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных | 1 | |||||
57 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных | 1 | |||||
58 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | 1 | |||||
59 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | *определять падежные окончания имен прилагательных женского рода в ед. числе в И.п. и В.п * определять падежные окончания имен прилагательных женского рода в ед. числе в Р.п, Д.п Т.п.. и П.п. *определять падежные окончания имен прилагательных женского рода в ед. числе в В.п..и Т.п. *правописанию падежных окончаний имен прилагательных в ед. числе *определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану *применять правила правописания и теоретический материал | Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям Личностные: формирование понимания основных моральных норм и ориентация на их выполнение Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Личностные: Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний | |||
60 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | |||||
61 | Склонение имён прилагательных во множественном числе Сочинение -отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | |||||
62 | Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | |||||
63 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | |||||
64 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | |||||
165 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | |||||
66 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||
Личные местоимения – 6 ч | |||||||
67 | Работа над ошибками. Роль местоимений в речи | 1 | *выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоении теоретического материала *выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоении теоретического материала | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков | |||
68 | Личные местоимения Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 | |||||
69 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | |||||
70 | Обучающее изложение по тексту В. Железникова | 1 | *перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по цитатному плану *применять правила правописания и теоретический материал | Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: давать адекватную оценку правильности выполнения действий и соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме | |||
71 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Местоимение» | 1 | |||||
72 | Контрольный диктант № 5 по теме «Местоимение» | 1 | |||||
Глагол – 20 ч | |||||||
73 | Глагол как часть речи (повторение) Время глагола | 1 | *распознавать глаголы среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, употреблять глаголы в речи *ставить к глаголом вопросы что делать? что сделать?, выделять в глаголах суффиксы и приставки *перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по цитатному плану * изменять глаголы по лицам и числам *создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи *определять спряжение глаголов в настоящем времени | Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового учебного материала Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков | |||
74 | Неопределённая форма глагола | 1 | |||||
75 | Изменение глаголов по временам | 1 | |||||
76 | Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова | 1 | |||||
77 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов | 1 | |||||
78 | Лицо и число глаголов. 2-е лицо единственного числа глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | |||||
79 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | |||||
80 | Работа над ошибками. Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени | 1 | |||||
81 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени | 1 | *определять спряжение глаголов в форме будущего времени *переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности, подбирать пословицы с глаголами 2-го лица ед. числа *определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями *определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, ставить вопрос что делать? что сделать? к глаголам в неопределенной форме *выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоении теоретического материала *правописанию возвратных глаголов *создавать текст-повествование, составлять план текста, подбирать заголовок *распознавать глаголы прошедшего времени *определять суффиксы глаголов прошедшего времени *соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения | Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям Личностные: формирование понимания основных моральных норм и ориентация на их выполнение Коммуникативные: договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Личностные: Формирование познавательного интереса к способам обобщения и систематизации знаний речевые средства для решения задач Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков | |||
82 | Проект «Пословицы и поговорки» | 1 | |||||
83 | Правописание безударных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени | 1 | |||||
84 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | |||||
85 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | |||||
86 | Возвратные глаголы | 1 | |||||
87 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 | |||||
88 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | |||||
89 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 | |||||
90 | Обучающее изложение по тексту Дж. Родари | 1 | |||||
91 | Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Глагол» | 1 | |||||
92 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» | 1 | |||||
Повторение – 10 ч | |||||||
93 | Работа над ошибками. Язык. Речь. Текст | 1 | *различать виды речи, типы текстов по их признакам, составлять текст определенного вида *различать предложение, словосочетание, слово, находить главные и второ-степенные члены предложения *различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, сложных предложениях *определять вид предложения по цели высказывания, по интонации, конструировать предложения *объяснять лексическое значение слова, устойчивого сочетания слов, подбирать к слову антонимы и синонимы, распознавать омонимы *различать части речи, определять их грамматические признаки *определять теоретический и практический материал, изученный в 4 классе | Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание; Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД: давать адекватную оценку правильности выполнения действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации | |||
94 | Предложение и словосочетание | 1 | |||||
95 | Лексическое значение слова | 1 | |||||
96 | Состав слова | 1 | |||||
97 | Части речи | 1 | |||||
98 | Итоговый годовой диктант №6 | 1 | |||||
99 | Работа над ошибками. Звуки и буквы | 1 | |||||
100 | Олимпиадные задания | 1 | |||||
101 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | |||||
102 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-147294-1669048778.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина
Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266027-1371134808.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Русский язык» (авторы: В.Г.Горецкий,, В.П. Канакина «Русский язык») для 1 класса на 2012-2013 уч. год ФГОС «Школа России»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299756-1379700098.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК Школа России автор Канакина
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса УМК "Школа России автор Канакина...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1030637-1523939279.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1275540-1605429408.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. -М.: Просвещение, 2020
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса соответствует требованиям:-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)-Разработана на основе прогр...