Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК: "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Фризен Адолина Андреевна

Рабочая  программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с  Федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования; основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовская СШ»; примерной образовательной программой НОО; плани­руемыми результатами начального общего образования и с учетом авторской программы С.В.Иванова  УМК «Начальная школа XXI века под руководством Н.Ф. Виноградовой.   

Учебно-методический комплект:

1.Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др./ - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.

2.Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др./ - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3.Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразоват. учреждений /М. И. Кузнецова / - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.

4.Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразоват. учреждений /М. И. Кузнецова/ - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.

5.Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /М. И. Кузнецова/ - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016.

Рассчитана на 5 часов в неделю, в год 170 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx241.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Адолина\Desktop\4кл тит\рус.jpg

  1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

        Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации, самостоятельно работать с учебником, систематизировать и классифицировать информацию,  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, темп письма 70-80 знаков в минуту.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Фонетика и графика

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Различает звуки и буквы;

2. Характеризует звуки и буквы

   - гласные ударные/безударные

   - согласные твердые/мягкие

   - парные/непарные твердые и мягкие

   - согласные звонкие/глухие

   - парные/непарные звонкие и глухие

3. Знает последовательность букв в русском алфавите;

4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму

2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов

Орфоэпия

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи

2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников

3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.)

Состав слова

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Различает изменяемые и неизменяемые слова

2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова

3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными  морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом

2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу

Лексика

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения

2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте

2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении

3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации)

4. Оценивает уместность использования слов в тексте

5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи

Морфология

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Определяет грамматические признаки имен существительных  - род, число, падеж, склонение

2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж

3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму

2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора

3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах)

Синтаксис

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Различает предложения, словосочетания, слова

2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные)

4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения

5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

6. Выделяет предложения с однородными членами

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства)

2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический)

3. Оценивает правильность разбора простого предложения

4. Различает простые и сложные предложения

Орфография и пунктуация

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Применяет правила правописания

2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника

3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов

4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания

5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки

2. Подбирает примеры с определенной орфограммой

3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок

4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах

Развитие речи

Базовый уровень (выпускник научится)

1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.)

2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения

4. Самостоятельно озаглавливает текст

5. Составляет план текста

6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться)

1. Создает тексты по предложенному заголовку

2. Подробно или выборочно пересказывает текст

3. Пересказывает текст от другого лица

4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)

5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски

6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи

7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом

8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)

9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при  интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи)

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 часа)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)

Наречие как часть речи. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

Словосочетание. (7ч)

Сложное предложение. (5ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч.). Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч.). Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Вид контроля

План

Факт

№п/п

Виды деятельности

УУД

1

Пишем письма.

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного.

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

2

Повторяем фонетику и словообразование.

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Фронтальный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа.

3

Вспоминаем изученные орфограммы.

Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм.

Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы  слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

4

Вспоминаем изученные орфограммы.

Тренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту.

Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными.

Письмо с комментированием, самостоятельная работа.

5

Пишем письма.

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок.

Работа с рубрикой «Обрати внимание».

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа.

6

Повторяем признаки имени существительного.

Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения.

Фронтальный, индивидуальный  опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа.

7

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

8

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа .

9

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

10

Входной контроль

Работа с тестовыми заданиями.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самостоятельная работа, самопроверка.

11-12

Пишем письма.

Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание»: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь.

Уметь создавать текст письма.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

13-14

Морфологический разбор имени существительного.

Повторение признака одушевлённости - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания.

Уметь характеризовать имя существительное как часть речи (значение и морфологические признаки). Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа

15

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

Комментированное письмо, объяснительный диктант.

16

Списывание.

Списывание текста.

Уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов.

Списывание (2 варианта), самопроверка.

  17

Текст.

Уметь выделять в тексте тему, основную мысль.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

18

Повторяем признаки имени прилагательного.

Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

19

Диктант по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных».

Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Диктант, самопроверка.

 20

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант, взаимопроверка.

21

Морфологический разбор имени прилагательного.

Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки).

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка.

22

Проверочная работа (тест).  Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного.

Самостоятельная работа, самопроверка.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тест  (3 варианта на выбор), самопроверка.

 23

Текст.

Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях.

Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

24

Буквы о-ё после шипящих и ц.

Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих.

Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц.

Комментированное письмо.

25

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

Работа в парах с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятель-ная работа.

26

Повторяем местоимение.

Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка.

Уметь различать местоимение как часть речи.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

27

Орфограммы приставок.

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-.

Знать и уметь применять правила правописания приставок.

Письмо с комментированием.

28

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков.

Объяснительный диктант.

29

Изложение.

Работа с рубрикой «Вспомни … ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти.

Уметь анализировать, пересказывать текст.

Фронтальный опрос, коллективная работа.

30

Разбор по членам предложения.

Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору.

Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.

Фронтальный опрос, письмо с комментированием.

31

Синтаксический анализ предложения.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

Фронтальный опрос, письмо с комментированием.

32

Синтаксический анализ предложения.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

33-34

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения.

Фронтальный опрос, письмо с комментированием.

35

Контрольная работа. Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения.

Выполнение контрольной работы.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Итоговая контрольная работа (3 варианта по выбору), самопроверка.

36

Синтаксический анализ предложения.

Тренировочные упражнения.

Работа с трудным заданием.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре.

Фронтальный опрос, письмо под диктовку.

37

Текст.

Деление текста на абзацы.

Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях.

Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

38

Глагол.

Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору .

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

39

Глагол как часть речи.

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка.

40

Правописание приставок в глаголах.

Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками.

Уметь различать приставки и предлоги.

Комментированное письмо.

41

Итоговый диктант.

Тема: повторение изученных орфограмм.

Написание диктанта, выполнение орфографического задания.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Итоговый диктант с орфографическим заданием, самопроверка.

42

Правописание не с глаголами.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

Подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правила правописания не с глаголами.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

43

Изложение.

Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста.

Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

44

Вид глагола.

Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»:

вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка.

Знать понятие вид глагола.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

45

Начальная форма глагола.

Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати

внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти.

Знать понятие начальная форма глагола.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

46

Личные формы глагола.

Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору.

Знать понятие личные формы глагола.

Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопроверка.

47


(Как устроен наш язык). Лицо и число глагола.

Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием.

Знать морфологические признаки глаголов.

Фронтальный опрос, комментированное письмо.

48-49

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи).

Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, взаимопроверка.

50

Текущая контрольная работа. Тема: глагол.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Текущая контрольная работа (3 варианта), самопроверка.

51

Текст – описание.

Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку.

Уметь создавать текст-описание.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

52-53

Правописание

-ться и -тся в глаголах.

Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту. Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно».

Знать правила правописания
-ться и
-тся в глаголах.

Фронтальный, индивидуальный опрос, объяснительный диктант, самостоятельная работа.

54

Связь абзацев в тексте.

Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение.

Уметь составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст. Знать признаки текста.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

55-57

Спряжение глаголов.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору.  Наблюдение за глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору.

Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов.

Фронтальный, индивидуальный опрос, комментированное письмо, взаимопроверка, самостоятельная работа.

58

Правописание глаголов.

Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка».

Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами.

Самостоятельная работа.

59

Приём противопоставления в тексте.

Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях.

Уметь создавать небольшой текст по заданной тематике.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

60-62

Правописание

безударных окончаний глаголов.

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту.

 Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма

определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста.

Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения).

Комментированное письмо, объяснительное письмо, самостоятельная работа.

63

Списывание.

Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов.

Списывание, самопроверка.

64

Диагностическое исследование

№ 2.

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самостоятельная работа, самопроверка.

65

Правописание

безударных окончаний глаголов.

Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Самостоятельная работа.

66

Роль слов в тексте.

Обсуждение рубрики «Вспомни ... »: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста.

Уметь находить языковые средства, делающие текст выразительным.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

67-69

Правописание

глаголов.

Повторение алгоритма определения спряжения глагола. Развитие орфографической зоркости: поиск допущенных ошибок.

Тренировочные упражнения на отработку написания безударных личных окончаний, правописание тся и ться.

Комплексный орфографический тренинг. Работа в парах. Письмо с комментированием.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятель-ная работа.

70

Глагольное время.

Настоящее время.

Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем».

Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору.

Уметь изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

71

Контрольная работа. Тема: повторение изученного.

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, морфологический разбор имени

существительного и прилагательного.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка-ка.

72

Правописание суффиксов глаголов.

Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

73-74

Прошедшее время.

Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием.

Уметь изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

75

Итоговый диктант (тест).

Тема: орфограммы, изученные за первое полугодие.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Диктант с орфографиическим заданием, самопроверка.

76

Изложение.

Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения).

Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение).

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

77

Правописание суффиксов глаголов.

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

78

Будущее время.

Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание.

Уметь различать глаголы будущего времени.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

79

Правописание суффиксов глаголов.

Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

Уметь применять правило на практике.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

80

Изменение глаголов по временам.

Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием.

Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам.

Фронтальный опрос,

Объяснительный диктант.

81

Изложение с элементами сочинения.

Колл-ная работа с текстом учебника: чтение, озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос зачем автор исп-ет образные выраж-я в тексте? Колл-ное обсуждение: какие еще слова и выраж-я можно исп-ть в описании природы зимой? Индив-ная работа: написание мини-сочинения на тему «Зимний день».

Уметь письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение).

Индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

82

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

83

Условное наклонение глагола.

Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, условное наклонение.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

84-85

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту.

Уметь применять правила правописания

окончаний глаголов в прошедшем времени.

Фронтальный опрос, объяснительный

диктант.

86

Работа с текстом.

Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста.

Уметь создавать текст. Знать признаки текста.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

87-88


Повелительное наклонение глагола.

Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору.

Знать понятия наклонение глагола, повелительное наклонение.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

89

Словообразование глаголов.

Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое».

Уметь различать способы образования глаголов

Письмо с

комментированием

90

Работа с текстом.

Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: к какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение? Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про Деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т. д. Написание сказки.

Уметь создавать небольшой текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

91-92

Глагол в предложении.

Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь определять значение глагола в предложении.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант, письмо с комментированием.

93-94

Правописание глаголов.

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь применять правила правописания глаголов

Фронтальный опрос, объяснительный диктант, письмо с комментированием.

95

Работа с текстом.

Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятиями «монолог», «диалог». Работа над исправлением речевых ошибок в приведенных высказываниях.

Знать признаки текста.  Практически овладеть диалогической речью.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

96

Диктант (текущий). Тема: окончание глаголов в про шедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопроверка.

97-98

Морфологический разбор глагола.

Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола.

Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки).

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

99

Повторение (проверь себя).

Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

100

Учимся писать краткое изложение.

Урок повышенной сложности. Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3-го лица. Написание краткого изложения. Сравнение и анализ приведенных в учебнике детских работ с изложениями учеников класса. Выявление достоинств и недостатков текстов.

Знать признаки текста. Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

101

Наречие.

Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений.

Уметь различать наречие как часть речи.

Письмо с комментированием, взаимопроверка, фронтальный опрос, объяснительный диктант.

102

Как образуются наречия.

Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний.

Различать способы образования наречий.

Письмо с комментированием.

103-104

Правописание гласных на конце наречий.

Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение.

Применять правила правописания гласных на конце наречий.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант, письмо с комментированием.

105

Учимся писать сочинения.

Уметь создавать текст (сочинение) на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

106

Морфологический разбор наречий.

Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий.

Характеризовать наречие как часть речи.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

107

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы.

Применять правила правописания наречий на шипящую.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

108-109

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

110

Диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами.

Самопроверка.

111

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

112

Учимся писать сочинения.

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа).

Уметь создавать окончание текста.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

113

Имя числительное.

Различать имя числительное как часть речи.

Письмо с комментированием, фронтальный опрос, объяснительный диктант.

114

Работа с текстом.

Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов.

Уметь использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

115-116

Изменение имён числительных.

Изменять имена числительные по падежам.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

117-118

Слитное и раздельное написание числительных.

Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил.

Выбирать алгоритм слитного и раздельного написания наречий.

Работа в парах, групповая работа, фронтальный опрос.

119

Правописание мягкого знака в  числительных.

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила.

Применять правила слитного и раздельного написания

числительных.

Письмо с комментированием, взаимопроверка, фронтальный опрос, объяснительный диктант.

120-121

Правописание числительных.

Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных».

Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

122

Работа с текстом.

Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета. Анализ работ.

Уметь использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

123

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

124

Контрольная  работа (тест). Тема: глагол, наречие, имя числительное.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка.

125

Связь слов в предложении. Словосочетание.

Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать словосочетания.

Письмо с комментированием.

126

Словосочетание.

Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать словосочетания.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

127

Слово. Словосочетание. Предложение.

Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний.

Уметь различать слово, словосочетание и предложение.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

128

Учимся писать сочинение-рассуждение.

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения (рассуждения) с опорой на вопросы к тексту.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

129

Правописание слов в словосочетаниях.

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний.

Применять правила правописания словосочетаний.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

130

Связь слов в словосочетании. Согласование.

Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения.

Находить словосочетания с согласованием.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

131

Правописание слов в словосочетаниях.

Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил. + нескл. сущ., сущ. + порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи согласование.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

132

Связь слов в словосочетании. Управление.

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с управлением.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

133-134

Правописание слов в словосочетаниях.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи управление.

Фронтальный опрос,

объяснительный диктант.

135

Учимся писать сочинение.

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

136

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи примыкание? Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом.

Находить словосочетания с типом связи – примыкание.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

137-138

Правописание слов в словосочетаниях.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание.

Фронтальный опрос, письмо по памяти.

139

Списывание.

Уметь без ошибок списывать несложный текст объёмом 70–90 слов.

Самопроверка-ка.

140

Словосочетание в предложении.

Введение понятия о словосочетании как строительном материа-ле распространённых предложений. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление.

Знать роль словосочетаний в предложении.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

141

Проверочная работа.

Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка.

142

Учимся писать текст-рассуждение.

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

143

Диктант (текущий).

Тема: правописание слов в словосочетания.

Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопроверка-ка.

144

Синтаксис.

Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Сложное предложение.

Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте. Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений.

Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчинённое.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

145

Как связаны части сложносочиненного предложения.

Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да.

Различать сложносочиненное предложение.

Письмо с комментированием, взаимопроверка-ка.

146-147

Знаки препинания в сложном предложении.

Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом – рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения и овладение этим алгоритмом. Тренировочные упражнения: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

148

Итоговая работа ЦОКО

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Самопроверка.

149

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

150

Учимся писать сочинение.

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся.

Уметь создавать текст на заданную тему.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

151

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой.

Различать связь частей сложноподчиненного предложения.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

152-153

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений).

Различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Письмо с комментированием, взаимопроверка.

154-155

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [ , ( ), ].

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

156

Учимся писать сочинение.

Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся.

Уметь создавать начало и конец к заданному тексту (истории).

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

157

Сложное предложение.

Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами.

Различать сложное предложение.

Взаимопроверка.

158

Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами.

Самопроверка-ка.

159-160

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

161

Текст.

Творческие речевые игры.

Уметь воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

162

Итоговое изложение.

Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

163

Повторяем фонетику и словообразование.

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Работа в группах, фронтальный опрос, взаимопроверка.

164

Вспоминаем изученные орфограммы.

Проверочная работа.

Тренировочные упражнения.  

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа, работа в группах.

165

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных.  

Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа, работа в группах.

166

Морфологический разбор имен существительных и прилагательных.

Проверочная работа.

Повторение грамматических признаков имен прилагательных и существительных.

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа, работа в группах.

167

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа, работа в группах.

168

Итоговый диктант.

Применять изученный материал на практике.

Самостоятельная работа.

169-170

Синтаксический разбор предложения.

Тренировочные упражнения.

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа, работа в группах, взаимопроверка.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ                                             Приложение

Для контроля и учёта знаний используется методическое пособие «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» авт. В.Ю.Романова, Л.В.Петленко под ред.С.В.Иванова – М.: Вентана – Граф, 2010г.

Принципы контролирующее – оценочной деятельности:

  • принцип блокового контроля;
  • принцип дифференциации;
  • принцип выбора.

Функции контроля и оценки:

  • воспитательная;
  • образовательная;
  • ориентировочная;
  • управления;
  • корректировки;
  • эмоциональная.

Контрольные работы разделены на две группы:

  • текущие – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы с целью проверки орфографических навыков и знаний по теории языка;
  • итоговые – целью является проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год). Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в году ( I,  II,  III учебные четверти и за год).

Согласно нормам, количество контрольных работ за год в 4 классе не должно превышать 14.

Контрольные  работы представлены в трёх вариантах, которые соответствуют трём уровням сложности.

I вариант предусмотрен для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку.

II вариант – для учеников со средней успеваемостью.

III  вариант (самый сложный) – для хорошо успевающих учеников. Каждый вариант контрольной работы состоит из пяти основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое задание в каждом варианте – дополнительное : выполняется по желанию ученика.

За выполнение контрольной работы ставятся следующие отметки:

«5» за безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;

«3» - если ученик выполнил правильно не менее ½ заданий;

«2» - если ученик не справился с большинством заданий.

Тесты представлены в двух вариантах, одинаковых по сложности.

Отметки за выполнение теста:

«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;

«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;

«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;

«2» -  если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов - средней сложности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися.

За диктант выставляется одна отметка:

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - если допущено не более двух ошибок;

«3» - если допущено не более четырёх ошибок;

«2» - если допущено пять и более ошибок.

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду:

  1. повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
  2. ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

Ошибкой считается:

  1. нарушение орфогр-ких правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой (словарные слова);
  3. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Орфографическое задание оценивается следующим образом:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

«2» - за невыполненное задание.

 За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.

Списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости. Списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.

I вариант предусмотрен для учеников со слабой и средней успеваемостью. Для списывания даётся связный текст с 1-2 орфографическими или пунктуационными заданиями.

II вариант предусмотрен для хорошо успевающих учеников. Для списывания даётся связный текст с несколькими орфографическими или пунктуационными ошибками. Учащиеся сначала должны найти ошибки, а затем списать текст в исправленном виде.

Оценивание списывания:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой одно – два исправления или одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две – три ошибки;

«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.

Словарные диктанты представлены в учебнике.

Оценивание словарного диктанта:

«5» - за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две ошибки;

«2» - за работу, в которой три – пять ошибок.

Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Изложение оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается.

В изложении оцениваются:

  1. полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Изложение оценивается по пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если:

  • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
  • нет фактических ошибок;
  • правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4» ставится, если:

  • содержание передано правильно и достаточно точно;
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые недочёты (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2» ставится, если:

  • допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;

допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении те


4. Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Нетбуки

Наушники

Цоры: «Кирилл и Мефодий», диски по предметам, тренажёры

Интернет ресурсы

Плакаты, словари,  тетради тренажёры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная Начальная школа

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. УМК ПНШ...

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждения...