Задания для олимпиад по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Груздева Елизавета Анатольевна

задания по курсу русского языка для учащихся начальных классов повышенной сложности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_olimpiad.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

  1. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.

Сидит рыб_ лов на  б-р-гу  неторопливой  речк_. Жарко. Даже  вод-мерки (не)бегают  по водной глад_. Тиш_на.

  1. Придумай три предложения со словом  олень  в И.п., Р.п., В.п.
  2. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки:

На  крылечк_    л_жала  кошка и грелась на солнышке.  (Под)скочила  (к) ней галка,  _хв_тила   кусоч_к  шерст_  и  (от)л_тела.  (За) изгородью на луговин_  п_слась   лош_дь,  бли_ко  (от)неё  (на) тр_ве  -  жер_бёнок.  Вдруг  подл_тела  галка  и  прыгнула  (к)нему  (на)спину.  Вырвав  клок  шерсти,  она ул_тела.

  1. Поставь данные имена существительные в родительный падеж: апельсины, граммы, рельсы, чулки, волосы, погоны, серьги, носки
  2. Объясни значение слова  свежий в сочетаниях, подобрав синонимы: свежий ветер, свежая рыба, свежая булка, свежая рубашка, свежая газета.
  3. Расставь ударения в словах:  газопровод,  договор,  дремота, свекла, ломота, партер, похороны, баловать, пломбировать, жалюзи,  каталог,  балуется.
  4. Определи род существительных: мозоль,  шампунь,  рельс,  туфля,  повидло,  плацкарта,  заусеница,  мочало,  манжета.
  5. Образуй от данных существительных множественное число:  директор,  доктор, отпуск,  якорь,  трактор, лектор, торт, слесарь.
  6. Выпиши только однокоренные слова:  горе,  горький, гористый, горчить, пригорюниться,  городской, пригорок, горчица, горемыка, пригореть, горбиться.
  7. Запиши следующие глаголы в 3-м лице множественного числа:  строить, бороться,  вытерпеть,  сеять. гонять, таять, таить, хотеть, бегать.
  8. Найди рифмующиеся слова и составь загадку, пронумеруйте предложения:                      

На зелёной хрупкой ножке                                                                                                                             Ветерочек прошуршал.

Вырос шарик у дорожки

И развеял этот шар.

  1. Выпиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: варежка,  почувствовать,  маленький, маленькая,  объявил, электрик.
  2. Выпиши по группам синонимы: вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
  3. Замени выражения наречиями: без сучка и задоринки, капля в море, как зеницу ока, шаг за шагом, как снег на голову.
  4. Как ты понимаешь такие выражения? Кратко объясни письменно:  ушки на макушки, спустя рукава, чужими руками жар загребать, сваливать с больной головы на здоровую, тьма кромешная.
  5. Выпиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: жужжит, беленький, беленькая, электрик, воробьи, съехал, умывается.
  6. Поставь ударение в словах: понял, алфавит, процент, случай, звонит, магазин, ворота.
  7. Переставь буквы так, чтобы получились слова:  лоза, куст, парк, лето, маяк, весна, сосна, рост, сокол, льют.
  8. Укажи, какими частями речи являются подчёркнутые слова: Кто без кисти и белил крыши города белил.
  9. Расставь знак ударения: статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, центнер, одобрить, положить.
  10. Определи род существительных:  мозоль,  какао,  фланель,  толь,  шоссе, полынь, туннель, повидло, ферзь, тюль.
  11. Вставь нужную букву в начале слова: (с, з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)гиб, (с,з)дешний, (с,з)говориться, (с,з)беречь.
  12. Подбери синонимы: работа, громкий, дремучий (лес), печаль, кричать.
  13. Подбери антонимы к словам: глубокая река, глубокие знания, глубокий сон, глубокий обморок.
  14. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофер, стакан, полотенце.
  15. Запиши пословицы, в которых встречается слово семь.
  16. Запиши данные имена существительные в предложном падеже, используя предлог о, об: армия, ёлка, юбилей. игра. улица, облако.
  17. Выпиши словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении: играть с мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит.
  18. Замени глаголом следующие словосочетания: прикусить язык, мозолить глаза, путаться под ногами, совать нос в чужие дела, чесать языком.
  19. Что это? (Анаграмма)   На «м» - весенний месяц, на «ч» с вареньем пьют, на «л» собака брешет, на «р» божественный приют.
  20. Запиши данные существительные во множественном числе: курица, морское судно, чудо, небо. ребёнок. человек.
  21. Найди к каждому устойчивому сочетанию под №1  противоположные под №2:  1)лясы точить. держать ухо востро, сидеть, сложа руки, от рук отбился, во всю Ивановскую (кричать), от доски до доски, на чужой шее  сидеть.

2) не покладая рук, держать язык за зубами. воды в рот набрать, ворон считать, в руки взять, своим горбом жить, держать в ежовых рукавицах.

  1. Укажи части речи.  Из – за холодных утренних рос хлеб рос медленно.  Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.
  2. Как ты понимаешь выражения:  делать из мухи слона, стрелять из пушки по воробьям, как кошка с собакой.
  3. Составь и запиши словосочетания,  употребив существительные из скобок во множественном числе: у новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы), (апельсины).
  4. Разбери слова по составу: хворостинка. соломинка, прекрасный, растаять.
  5. Найди слова, что не меняются, когда с конца они читаются.
  6. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй новое слово:  

Пластилин, картина, павлин.

Сапоги, парашют, фантазия.

Косари, заморозки, лётчик.

  1. От существительных образуй глаголы с частицей – ся: пояс, правда, свет, земля, луна, свобода.
  2. Составь словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой употреблены в переносном  значении.
  3.  Запиши существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.
  4.  Сгруппируй данные слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова: читаю, читал, час, везите, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошёл мимо, читка, скорый, более скорый, скорее, пройдёт мимо дома, шум в доме.
  5. Определи, сколько раз встречается звук т в предложении: Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
  6. Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова: вода, водичка, водитель, водный, подводник, водит, водителем, водяной, водители.
  7. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа: яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, сапоги.
  8. Объясни фразеологизм: назубок знать.
  9. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получилось новое слово:

 

сено

овод

банк

рот

Стол

ежи

зал

глас

свет

ода

яр

вал

воз

очки

газ

ёлка

гриб

марка

хор

он

бор

яр

  1. Определи, сколько раз встречается звук ж в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.
  2. Укажи признак  по которому собраны слова: арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – это …; арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это …;
  3. Употреби числительные два и двое с существительными: подруга. министр. доярка. петух, курица, сани, баня, щипцы, огурцы, сутки, утка, брюки, руки.
  4. Разбери по составу: подделка, ссора. воссоединение, конный, стульчик, перчик, переплётчик, огурчик.
  5. Замени одним словом: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, белены объелся.
  6. Определи, сколько раз встречается звук ш в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дела гож.
  7. Подбери несколько эпитетов к словам: глаза, уши, душа, улыбка.
  8. Какими частями речи могут быть слова: мели, окуни, пряди, простой, дали, пили, соли.
  9. Образуй формы именительного и родительного падежей множественного числа от слов, поставь ударения: округ, грамм, аэропорт, помидор, катер, апельсин, носок.
  10. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: видит, пашет, верит, смех, мел, можешь, матч.
  11. Выпиши группы родственных слов и выдели корень: бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.
  12. Составь лесенку слов на букву м: м-, м--, м---.
  13. Выдели одинаковые окончания в  словах:  домов, столов, ковров, коров, голов, основ; степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
  14. Разбери по составу: слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.
  15. К данным устойчивым выражениям припиши близкий по значению глагол в том же числе и лице: вставляет палки в колёса, обведёшь вокруг пальца, выбьетесь из сил, пропускает мимо ушей, зарубить на носу.
  16. Соедини части пословиц:

На словах и так и сяк

Покажи делом

На словах города берут

Да скупа на дела

Не храбрись словом

А на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова

А на деле никак

  1. Укажи части речи в отрывке сказки Л.Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес»

 Варкалось. Хливкие шорки пырялись по наве, и хрюкотали зелюги, как мюмзики в   мове. О, бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, а в гуще рымит исполин – злопастный  Брандышмыг!

  1. Спиши, распределяя слова в три столбика по орфограммам: сл – дит, зага – ки, ут – щили, затр – щали, ре – ька, овра – ки, зап – сались, бесе – ка, прелес – ный,  извес – ный, зв – нок, чу –тво, звёз – ное.
  2. Выпиши существительные в три столбика. В первый – существительные, которые бывают только в единственном числе. Во второй – те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе, в третий – те, которые бывают только во множественном числе.  

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

  1. Подчеркни слова , в которых есть [й].

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого своя судьба!»

Но я – то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя

  1. Запиши, изменив написание предложения так, чтобы изменился смысл вопроса?

Зачем язык во рту?

Почему самолёты летают?

За чем прячется солнце?

Отчего утки плавают?

  1. Запиши глагол, родственный глаголу петь, который в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным.
  2. Найди ошибки. Запиши правильно.

Водитель попросил оплатить за проезд. В этом рассказе рассказывается о жизни лесных животных. Я хочу рассказать за новую книгу.

  1. Вставь пропущенные буквы и объясни правописание.

Деревенский ст – рожил сад колхозный ст – рожил.

  1. От прилагательного синий образуй имена существительные и глаголы.
  2. Найди однокоренные слова. Выпиши их и выдели корень.

Дождик льёт – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

 Мокнут кони и подвода,

Дым под крышами завода,

От бегучих быстрых вод

Задрожал водопровод,

Протекает небосвод,

На земле водоворот,

А на лужах у ворот

Дети водят хоровод.

  1. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.

Тр – пинка п – тляла от деревн-  к деревн-   и стр – лой  вых – дила на дорогу.

Мама пост – лила на стол скатерть.

Со – нце согр – вало оттаявшее поле.

  1. Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.

Шурка.

Я смотрю  - в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришёл на выходной.

Шурка – слесарь в мастерской,

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо каквоенный.             

  1. Подчеркни в загадке все случаи расхождения написания и произношения.

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Оставила вас –

Закончила рассказ.

  1. Спиши, укажи части речи.    

Бабка Дарья холст чернила,

Внучка пролила чернила.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

  1. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.
  2. Замени устойчивые выражения близким по значению словом: прикусить язык, как снег на голову, мозолить глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по русскому языку - 2 класс

в данном документе предлагаются примерные задания для олимпиады по русскому языку - 2 класс...

Задания к олимпиаде по русскому языку. 1 класс

Олимпиада - это праздник знаний. Олимпиады по предмету способствуют укреплению знаний, воспитвают познавательный интерес к предмету, учат добывать знания, логически мыслить....

Задания для олимпиады по русскому языку в 4 классе

Предлагаю Вашему вниманию олимпиадные задания п русскому языку для учащихся 4 класса. Задания составлены с учетом дифференциации учащихся по уровню подготовки....

Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе.

Задания для олимпиады по русскому языку в 3 классе....

задания для олимпиады по русскому языку 2 класс

задания для олимпиады по русскому языку, можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Задания к олимпиаде по русскому языку 2 класс

Олимпиадные задания по  русскому   языку для 2 класса...