Урок русского языка в 3 классе "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по теме "Корень. однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren._odnokorennye_slova.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 3 классе

по УМК «Школа России»

Тема урока:

учитель начальных классов

Ооржак Лира Александровна

Цели:

  • уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково,
  • учить находить корень в словах.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «однокоренные слова»;
  • учить подбирать родственные (однокоренные) слова;
  • выделять корень слова в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • совершенствовать представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Развивающие:  

  • развивать наблюдательность, память, творческие способности, речь
  • совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.

 Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;
  • воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно,
  • помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Цели: после урока учащиеся смогут

  • - подбирать однокоренные слова,  выделять корень в словах,
  • продолжить формирование умения подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне,
  •  выражать собственную точку зрения.

Основные понятия: корень, однокоренные слова.

Тип урока - урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).


Технологическая карта урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1 этап

Организационный момент

  • - приветствует учащихся,

- У нас урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять.

не более

….

мин.

2 этап.

Проверка домашнего задания

  • - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по пройденной теме
  1. - В какие группы вы дома объединили слова?
  2. - Назовите выделенный корень.
  3. - Дайте определение, что такое корень?
  • - работают с тетрадью,
  • отвечают на вопросы учителя, вспоминая, изученный ранее материал.

не более

….

мин.

3 этап.

Актуализация знаний.

  • - объяснение учителя:

- Запишите число, классная работа.

 - Всем, кто будет писать грамотно и красиво, я буду очень благодарна.

  •  - работа с зелёной доской:

 - Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.

  1. Вода, подводник, водичка, водяной.
  2. Цвет, цветник, цветной.
  3. Ходики, переход, подход, ходовой.

  • - проверка выполненной работы,
  • - записывают в тетрадях число,

  • списывают задание с зелёной доски, выделяют корень,

  • проверяют выполненную работу совместно с учителем,

не более

….

мин.

4 этап. Самоопределение к деятельности

  • - объяснение учителя:

- Возьмите листочки, прочитайте слова. Спишите. Выделите в словах корень.

Садовник, лётчик, перевозчик.

- проверка выполненной работы,

 - Расскажите, как вы находили корень в словах?

  • работают с раздаточным материалом,

  • - отвечают на проблемные вопросы,

не более

….

мин.

5 этап. Целеполагание и планирование

  • - формулирование темы урока:

- Сформулируйте тему урока.

  • - формулирование целей урока:

- Назовите цели урока.

  •  - формулируют тему урока,

  • формулируют цели урока,

не более

….

мин.

6 этап. «Открытие» нового знания

  • I.. работа по учебнику:
  1. - Прочитайте сведения о языке на стр. 75
  2. - Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?
  3. - Как пишется корень в однокоренных словах?
  4. - Приведите примеры.

  • работа с упражнением:
  1. - Прочитайте задание.
  2. - Откройте словарь однокоренных слов с 140. Рассмотрите.
  3. - Выполните задания.

II. словарная работа:

  1. - Составьте из данных букв слово: ЦОЛИАСТ (слайд)
  2. - Зачитайте лексическое значение этого слова.
  3. - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
  4. - составьте предложение со словом СТОЛИЦА, запишите.
  5. - Запомните написание этого слова.
  • - работают с учебником,
  •  - приводят примеры,

  • - выполняют упр. 133.
  • выполняют самопроверку, взаимопроверку,

  • работают с новым словарным словом: составляют, записывают, запоминают,

не более

….

мин

Физкультпауза без прерывания учебной деятельности

  • - объясняет условия игры «Найди своё дерево»:

- Вот 2 дерева с корнями, а вы листочки с этих деревьев.

 - Найдите своё дерево.

 - Посмотрите, какие у вас чудные деревья получились!

 - Назовите корни в однокоренных словах.

  • - ребята получили свой листочек и находят нужное дерево,

не более

……

мин.

7 этап. Первичное закрепление

  • I.. работа в парах: (слайд)
  1. - Из данных предложений составьте связный текст.
  2. - Озаглавьте его и запишите.

Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.

  1. – Прочитайте получившийся текст.
  2. – Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор.
  3.  – Выделите корень (снег, снежок).
  4. – Что вы заметили?
  5.  - От какого корня образовалось слово снежок?
  6.  – Какой можно сделать вывод?
  7. - В первом предложении, подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

Утром выпал первый снежок.

  1. - Назовите словосочетания.
  2. - Разберите одно из них.
  3. – Найдите в тексте слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. – Запишите это слово.
  • работают над составлением текста,

  • отвечают на вопросы учителя:
  • в этих словах есть общая часть и общее значение,
  • согласные в корне чередуются,
  • от слова снег,
  • делают вывод: при образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков

- выпал утром             - снежок первый

 - медведь – 7 б., 6 зв.

не более

…..

мин.

8 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  • объясняет условия игры «Узнай кто это?»:
  1. - Отгадайте загадки.
  2. - Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова.
  3. - Выделите в словах корень.

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит...)

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой?

(Повар, сварил, варенье...)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал?

(Тракторист, трактор...)

  1. - Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

  • - играя в игру, отгадывают загадки, подбирают однокоренные слова, выделяют корень,

не более

…..

мин.

9 этап. Рефлексия и оценивание.

  • акцентирует внимание детей:

- Вернёмся к строчкам с которого начался наш урок.
Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
- Что искали?

- Какое знание открыли? 

- Кто научился применять?
- Задания легко теперь вам выполнять?

  • ответы учащихся:

не более

…..

мин.

10 этап.

Домашнее задание

  • задаёт домашнее задание:

 - Прочитать информацию в рублике «Страничка для любознательных» стр. 76, упр № 136.

  • записывают в дневники,

не более

….

мин.

11 этап. Оценивание и итог урока.

- встаньте и изобразите собой шкалу успеха, покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

 Стоят,  руки вверх – отлично).

  • самооценка учащихся,
  • оценивание детей учителем.

не более

…..

мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....