Рабочая программа Русский язык 2 класс УМК Перспектива
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Присяжненко Наталья Ильинична

Рабочая программа

по курсу Русского языка УМК Перспектива

2 класс

2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk.docx88.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное

общеобразовательное учреждение

Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения  учителей

____________________________

(наименование методического объединения)

____________________________

____________________________

____________________________

Протокол № ___

           «___»___________ 20__ г.

Руководитель  методического объединения

И.О.Ф.

______________________________________

(подпись)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

 по УВР

_____________________

И.О.Ф.

(подпись)

           «___»_____________20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии № 295

_________________________

(подпись)

А.С.Кураченков

Приказ

от «___» __________ 20___ г.

№_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

для обучающихся _2-А, 2-Б, 2-В___ класса

______4____часов в неделю (всего __136___ часов)

Автор-составитель:

                                                учителя начальных классов:

                                                 Максимова Н. В.

                                        Присяжненко Н. И.

                                        Балобанова Т.А.

на 2017__ - 2018___ учебный год

Санкт-Петербург

Рабочая программа

УМК «Перспектива» Русский язык

2 класс

Пояснительная записка.

Статус документа

        Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;
  • Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2011 год;
  • Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В., М., «Просвещение», 2012 год;
  • Учебного плана школы на 2014-20145учебный год.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык».Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковойзнак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

В связи с особенностями набора детей во 2 класс (средний возраст учащихся 7лет), разным уровнем сформированности техники чтения, отсутствием умения работать по учебнику, следует систематически и целенаправленно включать упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться в учебнике с целью получения информации для решения учебных задач, учить анализировать задания с целью определения учащимися алгоритма выполнения работы.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки,разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения заролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значениев речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи какформах общения. Из истории письменной речи.Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных иливоображаемых — героев произведений (по аналогии или пообразцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смыслвысказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить ввысказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимыеязыковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить,объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранениенедочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтенияскороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использоватьих в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит изпредложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Рользаглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание,рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте.Умение находить в тексте главную мысль (с помощьюучителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста позаданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему изжизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте,привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении

Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формированиеумения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

Формирование элементарных представлений о языке какзнаковой системе на основе простейших наглядно-образныхмоделей слов и предложений.

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, необозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие,звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков спомощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в концеи середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши,ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая рольгласных звуков. Деление слов на слоги.Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквамий, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова(кружки — кружки, замки — замки).Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков вслове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб —дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные(класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные,печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строкстихотворных произведений.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единицаязыка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

Наблюдение за номинативной функцией слова (называтьпредметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты,он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами,с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, ихклассификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов.Фразеологические выражения, использование их в речи.Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения застроением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс,окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок;правописание приставок. Обозначение на письме безударныхгласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парныхзвонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень —смысловой центр слова.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение всловах общего значения предметности, признака действия;сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представлениео значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать?что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставитьвопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение засловами с общим значением признака предмета (цвет, форма,размер и т. п.), их группировкой по вопросам. Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение заролью предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциацияпредложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

Главные члены предложения.Умение определять, какой член предложения является подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядкомслов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания русского языка,  обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  • наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
  • развивать внимание к устной и письменной речи;
  • формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
  • составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
  • правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов
  • писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны знать:

— названия и порядок букв русского алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— правила переноса слов;

— признаки предложения и текста;

— правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

— использовать правила речевого этикета в соответствиис ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слована слоги, ставить ударение, находить ударный и безударныеслоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,

ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительныммягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать словас помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол,прилагательное) по обобщенному значению предметности,действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

— письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык - 4 класс" УМК "Перспектива"

Материал поможет организовать учебный процесс на уроках русского языка....

Рабочая программа русский язык 4 класс перспектива

Рабочая программа составлена по плану минобра...

Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....

Рабочая программа "Русский язык" 2 класс УМК "Перспектива"

Предмет: русский язык  Количество часов: 170 Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология», соответствует Государственному образовательному стандарту...

Рабочая программа "Русский язык", 3 класс, Перспектива.

Рабочая программа "Русский язык", 3 класс, Перспектива...

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...

Рабочая программа "Русский язык" 3 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" УМК "Перспектива", 202102022уч.г...