Корень слова.Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_moego_uroka.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Однокоренные слова. Корень слова.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;
  • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:  

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на страницах учебника.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • презентация урока
  • демонстрационный раздаточный материал
  • материал для работы в группах
  • «Дерево»(рефлексия)

Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа ,групповая работа.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический;
  • метод самостоятельной работы учащихся
  • метод групповой работы учащихся

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться ,

Не лениться,а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные

Регулятивные

II

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Запишите дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

СЛАЙД

Минутка чистописания

У                         у

Ум да разум надоумят сразу.

-Прочитайте запись.

-Что вы прочитали?(пословицу)

-Как вы понимаете ее смысл?

-Запишите ее к себе в тетради.

СЛАЙД

Словарная работа.

Посмотрите на слова на экране.

Скор_

Д_рога

Р_сунок

Вет_р

_сина

С_нтябрь

- Какое задание можно дать к этим словам? (вставь пропущенные буквы)

- Запишем словарные слова с комментированием. Ставим в словах ударение и подчеркиваем буквы, которые запоминали.

- Почему некоторые буквы уже подчеркнуты? (их надо прочитать).

- Какое ключевое слово у вас получилось? (корень)

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Выясняет, что дети знают по теме урока.

 

Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

III

Формулирование проблемы, планирование деятельности

- О чем будет наш урок? (О корне слова и однокоренных словах)

- Определите цели нашего урока:

1.Мы узнаем…

2.Мы научимся…

 

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Формулируют тему урока.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

IV

Развитие умений – применение знаний

Физкультурная минутка

Физкультминута

 «Хорошее настроение»

Закрепление понятия «корень», «родственные (однокоренные) слова». 

                      Сценка «Сказка о корнях»


- Здравствуй, я – корень, а ты кто?               Денис.
- А я тоже корень.                                           Коля.
- Я в земле живу, а ты где живёшь? 
- А я живу в словах. 
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? 
- Не хвастайся, от меня и от других корней тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка…

СЛАЙД

                        Зима,зимний,зимушка,снег,мороз,

зимовать,декабрь.


- На какую тему все эти слова? (о зиме)

Красавица Зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами улицы. Оденет зима деревья в пушистые снежные шубы и уснет природа прекрасным зимним сном.

- Если все слова объединены одной темой,можно их назвать родственными (однокоренными)?

- Назовите родственные слова.
- Чем похожи эти слова?(у них есть общая часть) 
Все они являются однокоренными или родственными.

                 Запись родственных слов, выделение корня. 

СЛАЙД

Повторение правила «Однокоренные слова»

А вот какая забавная история приключилась однажды с семейством гусей. 

Сценка «Родня ли гусеница гусю».


-Вы кто такие?                                             Вика
-Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.    Дима. (Юля,Саша)
-А ты кто?                                                    Рита.
-А я ваша тётка – гусеница?                      Вика.

Учитель: 
-Кто прав? Почему гусеница не родственница гусям? (родственные слова – это слова,близкие по значению) 

-Запишите родственные слова.
 
( гусь, гусыня, гусята)


-Какие родственные слова у гусеницы? 
( гусеничка, гусеничный)

Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветерок всё сильней, 
Листья падают дружней. 

                          Игра «Собери листики».

Что же ветер натворил?

Все деревья оголил.

Сколько листиков кругом…

Мы сейчас их соберём.

- С деревьев ветер сорвал листья и разбросал их. Соберите листочки с однокоренными словами. Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев. (-дорог- , -нос-,-печ-, -пол-, -ног-, -сор-)

                               

Работа в группах.

Правила сотрудничества

1.        Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.

2.        Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.

3.        Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.

4.        Мы помогаем друг другу в работе.

5.        Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

               По окончании работы презентация результатов. (Нам надо было собрать слова с корнем -гриб-. Мы решили,что это слова…     Свои карточки ученики приклеивают на доску)

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Работа по учебнику

Упр. 92  стр. 64   (в парах)

Задание:

Прочитай слова,к слову найди однокоренные слова по словарю (с.135),запиши всю группу однокоренных слов. Выдели в них корень. (У каждого ряда своё слово)

Упр. 93  стр. 64   (с/р)

Задание:

Прочитай. Выпиши пары однокоренных слов. Выдели корень.

Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.

Выявляет имеющиеся знания.

Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.

Побуждает к самостоятельным действиям.

Тренирует детей в выделении корня слова.

Организует работу в микрогруппах.

Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.

Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.

Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Закрепляет умение делать вывод.

Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.

Побуждает к самоконтролю.

Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.

Развивает умение находить корень и обозначать его в

словах специальным знаком.

Разыгрывают сценку перед учениками

Наблюдают за работой на доске.

Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Выслушивают иное мнение.

Тактично высказывают собственное мнение.

Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (презентацией).

Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным корням.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.

Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.

Делают общий вывод.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

V

Итог урока

VI

Рефлексия

ЭОР «РУССКИЙ ЯЗЫК.2 КЛАСС»

1)Проверочная работа (3 вопроса)

2)Установи соответствие между однокоренными словами.

3)В чистописании найти однокоренные слова

– Найдите правильное определение корня.

«Корень – это общая часть всех слов».

«Корень – это главная часть предложения».

«Корень – это общая часть однокоренных слов».

Выберите со стола листочек определенного цвета:

Зеленый – я все понял,у меня все получилось

Желтый – встретились трудности,но я их преодолел

Красный- у меня остались вопросы.

Приклейте их на наше осеннее дерево.

- Достигли мы цели,которую  ставили в начале урока?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Высказывают собственное мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Познавательные

Регулятивные

Личностные

VІI

Домашнее задание

1)упр. 94,

2)составить цепочки из однокоренных слов  с ловушками,

3)придумать сказку про корень слова.

Организует и контролирует запись Д/З

Самостоятельно записывают Д/З в дневник

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...