Однокоренные слова. Корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учетом требований ФГОС  

 по русскому языку во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100», с учетом требований ФГОС НОО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка во 2 классе на тему: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

         Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
  2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа 2100» по учебнику «Русский язык» 2  класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В.
  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boltakova_s.v.rar23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования ИРО РТ

МБОУ «Лицей им.В.В.Карпова» Зеленодольского района РТ

                                           

Проект

   Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учетом требований ФГОС  

 по русскому языку во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова».

Выполнила:

Болтакова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей им.В.В.Карпова»

Казань – 2016                                  

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка во 2 классе на тему «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100», с учетом требований ФГОС НОО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. 

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке,  на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

      Считаю, что данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования. Способствовать умению наблюдать над однокоренными словами и их значением, подбирать группы слов с одинаковым корнем и выявлять признаки, по которым слова являются однокоренными. Тема «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» представляет особую сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.

        Основная часть.

 Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка во 2 классе на тему: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

        Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
  2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа 2100» по учебнику «Русский язык» 2  класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В.
  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

Технологическая карта урока

Тема

Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова.

Цели  

развитие умений анализировать однокоренные слова,

 выделять корень,

определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Ресурсы

книгопечатная продукция 

- учебники «Русский язык» 2 класс под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В., Прониной О.В. 

 -методические рекомендации для учителя «Русский язык» 1-2 классы под редакцией Бунеевой Е. В., Комиссаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.

- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

- электронное приложение к учебнику

- дидактический материал –   раздаточный материал

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Форма организации

учебной деятельности

Содержание

Формируемые УУД

Действия учителя

Действия учащихся (возможные варианты)

1.

Мотивационный этап 

Мотивация познавательной деятельности

стихотворение

Коллективная

Задание 1.

Учитель читает стихотворение:

Прозвенел звонок,

начинается урок.

Слушаем, запоминаем.

Друг другу помогаем.

 Ни  минуты  НЕ теряем!

– Прочитайте девиз нашего урока (на доске)

Значит, …

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Значит, мы открываем что-то новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:  формирование  умения слушать и слышать.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание открывать новое.

2.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

Слова на доске

Фронтальная

Парная

Задание 2.

– Какое задание можно предложить к этим словам? 

круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м нета   

н… деля   

леб… дь

– Какие буквы нужно вставить в эти слова?Почему?
– Как убедиться в том, что вы правы? 

– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 

Вставить пропущенные буквы.

Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

 

Проверить написание этих слов по словарю.

Вывод: написание нужно запомнить.

Регулятивные:  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Личностные:   развитие познавательных интересов учебных мотивов;

развитие самостоятельности в поиске решения различных   задач.

3.

 Актуализация знаний

Минутка чистописания.

Работа в тетради

Фронтальная

парная

 Задание 3

 – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.

Оцени свою работу:

 Я молодец! Могу и лучше!   Мало старался!

– Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 

– Какое это слово? Запишите его. 

- Что вы  можете рассказать о  значении слова корень?
Что такое 
корень?

– Какие еще значения имеет это слово?

- Что о нем можно сказать? 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.
еоеоее     еоеоее  …

Оценивают свою работу

 Если их соединить, то получится слово.

Корень.

Корень есть у зуба - это его внутренняя часть;

Корень дерева - это подземная часть растения, без чего не может жить. Это важная часть.

Корень слова - то главная часть слова.

Вывод: У слова корень много значений, значит это слово многозначное.

Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4.

5.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Реализация построенного проекта

Запись на доске

Парная,

Индивидуальная

Запись на доске

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке?

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.

 Составим план работы.

Задание 4. Найти лишнее слово.

- Почему слово лишнее?

Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок

- Где слова родные (однокоренные)?

- Как вы находили лишние слова?

- Прочитайте только корень.

 - Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Почему?

– Без какой же части не бывает слова? Почему?

– Что выражает корень в однокоренных словах? Что такое корень?

Сделайте  правильный ВЫВОД:

1.Корень слова - это ОБЩАЯ часть всех слов.

2.Корень-это  ГЛАВНАЯ часть предложения.

3.Корень – это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.

-Посоветуйтесь друг с другом, надо выбрать правильный вывод

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника с.75.

– Что для вас было новым? Непонятным?

 

Корень слова.

Корень слова. Однокоренные слова.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3.Как не ошибиться в подборе  однокоренных слов?

Записывают однокоренные слова, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод.

Отличаются по смыслу.

Вывод: родственные (однокоренные) слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Думали над значением слова.

Ничего невозможно понять и прочитать. Мы закрыли корень слова! А это         как сердцевина слова! Его смысловой центр! Значит, корень слова - это главная  часть слова.

Слово без корня не имеет смысла!

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него растут другие слова.

Корень – это ГЛАВНАЯ часть слова и ОБЩАЯ часть однокоренных слов.

Читают правило в учебнике с.75, сравнивают и добавляют свои слова

Регулятивные:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока.

 Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:  умение применять ранее полученную информацию

Личностные:  выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше;

 знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

6.

Обобщение и систематизация знаний

Проверка понимания способа действия.

Стихотворение (на слайде)

Фронтальная

индивидуальная

Задание 5.

– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был этот сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном!
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили?

Называют однокоренные слова

Сад, рассада, посадки, садовод, садовник

Объясняют написания слов.

Делают выводы.

Вывод: корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. 

Коммуникативные  

 Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные  

 Развиваем умения выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Выявление однокоренных слов

Работа с учебником (№118, стр.75)

Парная

Слайд

Задание 6. (№118, стр.75)

– На какие две группы можно разделить слова? Запишите слова в столбики. 

Лист, хвостик, хвостатый, листок, листочек, хвост, листопад.

Взаимопроверка, проверяем по эталону: как записали слова группами?

- Обозначьте  корень в словах. Проверяем по эталону.

- Что можете сказать про корни в каждом столбике?

Делят слова на две группы по смыслу, выделяют корень в словах.

Лист            хвостик

листок         хвостатый

листочек     хвост

листопад

Вывод: корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. 

Познавательные:  построение логической цепи рассуждений

Личностные:  формирование адекватной, осознанной самооценки и самопринятия

Коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные:   умение адекватно воспринимать оценки

8.

Физкультминутка

Психофизическая тренировка. Релаксация.

Гимнастика для глаз

Релаксация

Парная

Мульдимедийная презентация

фронтальная

Задание 7.

- Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели

- Давайте дадим отдых глазам, сделаем гимнастику.

Выполняют упражнение для релаксации

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Коммуникативные:  умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

9.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Самопроверка
 

Карточка

Парная

Индивидуальная

Задание 8.

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - _______.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

- Проверяем по эталону.

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с эталоном, ставят констатирующую оценку

Вывод: Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый  корень и близкий смысл.

Коммуникативные: умение делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:   самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:  умение выделить нравственный аспект поведения; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

10.

Подведение итогов

 Игра «Суета». Парная групповая

(на слайде)

Работа в паре

На слайде

Задание 9.

 Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

- Какие слова лишнее? Почему?

Задание 10.

–Кто из героев прав? Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».  

Вернемся к нашему плану.

1.Какую тему  мы сегодня  начинаем ПОДРОБНО изучать?

2.Какой   вывод сделали по теме урока?

 - Давайте составим себе  памятку: « Как надо действовать, чтобы правильно найти в слове корень». Расположите эти действия в нужном порядке:

 1.Найти общую часть однокоренных слов. 2.Подобрать несколько однокоренных слов.

3. Найти  слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.

-Получился алгоритм (порядок  действий).

- Подчеркнем  ключевые слова: ПОДОБРАТЬ,  НАЙТИ СЛОВО,  ВЫДЕЛИТЬ общую часть.

- Все правильно. Молодцы!

3.Кто нас радовал своими  ответами? Кому хочется сделать комплимент?

- Вместе с комплиментом вы дарите друг другу хорошее настроение, своё доброе сердечко.

Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый  корень и близкий смысл;

 корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково. 

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».  

1.Наблюдение над однокоренными словами.

Корень слова.

2.Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.

Чтобы правильно подобрать однокоренные слова, надо  вдумываться в смысл слова.

1. Подобрать несколько однокоренных слов.

2. Найти  слово, с помощью которого можно объяснить однокоренные слова.

3. Найти общую часть однокоренных слов.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

Коммуникативные:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

11.

Этап разъяснения домашнего задания

Корни слов на доске (на слайде)

Задание 11.

Попробуйте  вырастить свое «словесное дерево». Возьмите любой корень и попробуйте вырастить (образовать) как можно  больше однокоренных слов  (корни: сказ,  сад,  игр)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:   выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения

Коммуникативные:  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог

12.

Рефлексия

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

На слайде

индивидуальная

- Посмотрите на нашу карту.

-Сделайте вывод о своём участии на уроке.

1. Я сегодня узнал…

2. На уроке было интересно…

3. На уроке  мне было трудно…

4. Теперь я могу…

5. Меня удивило…

6. Урок дал мне для жизни…

7. Мне захотелось…

- Мне понравилось, как мы с вами поработали. Благодарю всех за работу. Вы молодцы!

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:  оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;  осуществлять итоговый контроль

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Однокоренные слова. Корень слова.

Разработка урока русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...