Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

1. Мотивация

Учитель– какие части речи знаете?

учитель− однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.

(Заранее подготовленные ученики)

- что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- что вы больше всего не любите?

- не люблю предлоги и всем известную частицу.

 

учитель- как называется часть речи?

 

глагол

         

 

пример

 

учитель- почему решили что это глагол?

А- обозначает действия - пример

Б- перед глаголами не бывает предлогов - пример

В – не с глаголами пишется отдельно - пример

 

 

2. Актуализация

 

учитель- что еще знаете о глаголе?

 

 

 

учитель- Уши на ширине плеч

На плечах голова

Начинается зарядка для ума

 

1. подберите к словам антонимы (что это такое).

Потеряет - … найдет

Откроет - … закроет

Даст - … возьмет

2. подберите синонимы (что это).

Охранял - … защищал

Фантазировал - … мечтал

Шумел - …кричал

3. замените словосочетание одним словом

Дает советы - … советует

Ведет наблюдение - … наблюдает

Очищает пол от сора - … подметает

4.замените фразеологизмы одним словом (пример: клевать носом – засыпать)

Держать язык за зубами - … молчать

Зарубить на носу - … запомнить

Наговорить с три короба - … наврать

 

Учитель - Кто отгадал все слова – на полях плюсик рисуем.

 

3. Постановка проблемы.

 

учитель-  Поработаем с этими слова и составим таблицу.

 

Глагол

Вопрос

Форма времени глагола

Число

Мечтал

Что делал?

Прошедшее

Единственное

Подметает

Что делает?

Настоящее

Единственное

Закроет

Что сделает?

Будущее

Единственное

Молчать

Что делать?

?

?

Запомнить

Что сделать?

?

?

 

учитель- значит не у всех глаголов можно определить время и число.

учитель- известно ли кому-нибудь название формы глаголов, которые отвечают на вопрос Что делать? И Что сделать? И не имеют формы времени и числа?

учитель- определим тему урока

 

Тема: неопределенная форма глагола (слайд 1)

 

учитель- определим цели урока

- Цели: (слайд 2)

- узнать особенности глаголов неопределенной формы

- уметь находить глаголы неопределенной формы

 

учитель- дома вы работали со словарем Ожегова. Что обозначает это слово?

Неопределенный – точно не установленный.

- эта форма ещё называется начальная, инфинитив, от нее можно образовывать формы времени.

 

Кто  выполнил – на полях плюсик рисуем.

 

учитель- поработайте в парах. Обведи номера столбиков, к которых записаны глаголы в неопределенной форме.

 На слайде табличка (слайд 3)

1

2

3

4

5

Идет

Нести

Забежал

Беречь

Стемнеть

Зовут

Идти

Придумал

Стеречь

Убегать

Бежит

Ползти

Прошел

Лечь

Хранить

 

Проверка по слайду 4

 

Кто  выполнил – на полях плюсик рисуем.

 

учитель- чем похожи слова второго столбика? (заканчивается на -ти)

- четвертого столбика? (-чь)

- пятого столбика (-ть)

 

учитель- в глаголах неопределенной формы эта часть слова является суффиксом. Ученые-языковеды спорят: суффикс это или окончание.

учитель- дома вы прочитаете текст упражнения 235 на стр. 65 о глаголах неопределенной формы (Д/з)

 

- подведем итог: составим алгоритм как отличить глагол неопределенной формы

(Слайд 5)

-задать вопрос (что делать? Что сделать?)

-выделить суффикс (-ти, -ть, -чь)

 

Физминутка.

-читаю вслух. Глаголы начальной формы – подпрыгнули, другие формы – наклон вперед.

 

Я учу глаголы. В.Воскобойников.

 

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так.

Новый метод этот:

«кричать» - кричу,

«вертеть» - верчу,

«двигать» - двигаю,

«прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал, я и двигал!

Я и топал,

Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей,

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед…(он живет под нами)

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- прошу прощенья!

Это что, землетрясение?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?

- уважаемый сосед.

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

 

Кто ни разу не ошибся – на полях плюсик рисуем.

 

Работа по учебнику. Упр. 236 стр 67, выпиши глаголы неопределенной формы, выдели суффикс.

Дополнительное задание: кто быстро выполнил задание, вставьте карандашиком пропущенные буквы в словах.

Взаимопроверка (у соседа по парте).

 

Кто  выполнил верно – на полях плюсик рисуем.

 

Учитель – кто успел вставить пропущенные буквы – проверка (оценить).

 

- подводим итог урока. Какие были цели. (слайд 6 с целями)

Цели: (слайд 6)

- узнать особенности глаголов неопределенной формы

- учить находить глаголы неопределенной формы

 

рефлексия

 

 

- работа в группах (в конвертах)

- из карточек выберите те, которые подходят для нашей темы.

Слова на карточках: настоящее, прошедшее, будущее, начальная, инфинитив, неопределенная, -ть, -ти, -чь, -л, -сь, -ся.

- самопроверка по слайду

 

Домашнее задание творческое: найти и записать пословицы и поговорки с глаголами неопределенной формы

 

У кого 6 плюсов – зеленый цвет,

4-5 – желтый

Меньше 3 – красный

 

Упр 124 стр 64, д/м (кроссворд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.pptx57.91 КБ
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Неопределенная форма глагола

Слайд 3

Особенности глаголов н.ф . Уметь находить глаголы н.ф .

Слайд 4

1 2 3 4 5 Идет Нести Забежал Беречь Стемнеть Зовут Идти Придумал Стеречь Убегать Бежит Ползти Прошел Лечь Хранить

Слайд 5

1 2 3 4 5 Идет Нести Забежал Беречь Стемнеть Зовут Идти Придумал Стеречь Убегать Бежит Ползти Прошел Лечь Хранить

Слайд 6

Задать вопрос Выделить суффикс: - ти , - ть , - чь

Слайд 7

Особенности глаголов н.ф . Уметь находить глаголы н.ф .

Слайд 8

Самопроверка: н ачальная и нфинитив н еопределенная - ти , - ть , - чь



Предварительный просмотр:

Неопределенная форма глагола.

1. Мотивация

Учитель– какие части речи знаете?

учитель− однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.

(Заранее подготовленные ученики)

- что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- что вы больше всего не любите?

- не люблю предлоги и всем известную частицу.

учитель- как называется часть речи?

         

пример

учитель- почему решили что это глагол?

А- обозначает действия - пример

Б- перед глаголами не бывает предлогов - пример

В – не с глаголами пишется отдельно - пример

2. Актуализация

учитель- что еще знаете о глаголе?

учитель- Уши на ширине плеч

На плечах голова

Начинается зарядка для ума

1. подберите к словам антонимы (что это такое).

Потеряет - … найдет

Откроет - … закроет

Даст - … возьмет

2. подберите синонимы (что это).

Охранял - … защищал

Фантазировал - … мечтал

Шумел - …кричал

3. замените словосочетание одним словом

Дает советы - … советует

Ведет наблюдение - … наблюдает

Очищает пол от сора - … подметает

4.замените фразеологизмы одним словом (пример: клевать носом – засыпать)

Держать язык за зубами - … молчать

Зарубить на носу - … запомнить

Наговорить с три короба - … наврать

Учитель - Кто отгадал все слова – на полях плюсик рисуем.

3. Постановка проблемы.

учитель-  Поработаем с этими слова и составим таблицу.

Глагол

Вопрос

Форма времени глагола

Число

Мечтал

Что делал?

Прошедшее

Единственное

Подметает

Что делает?

Настоящее

Единственное

Закроет

Что сделает?

Будущее

Единственное

Молчать

Что делать?

?

?

Запомнить

Что сделать?

?

?

учитель- значит не у всех глаголов можно определить время и число.

учитель- известно ли кому-нибудь название формы глаголов, которые отвечают на вопрос Что делать? И Что сделать? И не имеют формы времени и числа?

учитель- определим тему урока

Тема: неопределенная форма глагола (слайд 1)

учитель- определим цели урока

- Цели: (слайд 2)

- узнать особенности глаголов неопределенной формы

- уметь находить глаголы неопределенной формы

учитель- дома вы работали со словарем Ожегова. Что обозначает это слово?

Неопределенный – точно не установленный.

- эта форма ещё называется начальная, инфинитив, от нее можно образовывать формы времени.

Кто  выполнил – на полях плюсик рисуем.

учитель- поработайте в парах. Обведи номера столбиков, к которых записаны глаголы в неопределенной форме.

 На слайде табличка (слайд 3)

1

2

3

4

5

Идет

Нести

Забежал

Беречь

Стемнеть

Зовут

Идти

Придумал

Стеречь

Убегать

Бежит

Ползти

Прошел

Лечь

Хранить

Проверка по слайду 4

Кто  выполнил – на полях плюсик рисуем.

учитель- чем похожи слова второго столбика? (заканчивается на -ти)

- четвертого столбика? (-чь)

- пятого столбика (-ть)

учитель- в глаголах неопределенной формы эта часть слова является суффиксом. Ученые-языковеды спорят: суффикс это или окончание.

учитель- дома вы прочитаете текст упражнения 235 на стр. 65 о глаголах неопределенной формы (Д/з)

- подведем итог: составим алгоритм как отличить глагол неопределенной формы

(Слайд 5)

-задать вопрос (что делать? Что сделать?)

-выделить суффикс (-ти, -ть, -чь)

Физминутка.

-читаю вслух. Глаголы начальной формы – подпрыгнули, другие формы – наклон вперед.

Я учу глаголы. В.Воскобойников.

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так.

Новый метод этот:

«кричать» - кричу,

«вертеть» - верчу,

«двигать» - двигаю,

«прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал, я и двигал!

Я и топал,

Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей,

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед…(он живет под нами)

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- прошу прощенья!

Это что, землетрясение?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?

- уважаемый сосед.

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Кто ни разу не ошибся – на полях плюсик рисуем.

Работа по учебнику. Упр. 236 стр 67, выпиши глаголы неопределенной формы, выдели суффикс.

Дополнительное задание: кто быстро выполнил задание, вставьте карандашиком пропущенные буквы в словах.

Взаимопроверка (у соседа по парте).

Кто  выполнил верно – на полях плюсик рисуем.

Учитель – кто успел вставить пропущенные буквы – проверка (оценить).

- подводим итог урока. Какие были цели. (слайд 6 с целями)

Цели: (слайд 6)

- узнать особенности глаголов неопределенной формы

- учить находить глаголы неопределенной формы

рефлексия

- работа в группах (в конвертах)

- из карточек выберите те, которые подходят для нашей темы.

Слова на карточках: настоящее, прошедшее, будущее, начальная, инфинитив, неопределенная, -ть, -ти, -чь, -л, -сь, -ся.

- самопроверка по слайду

Домашнее задание творческое: найти и записать пословицы и поговорки с глаголами неопределенной формы

У кого 6 плюсов – зеленый цвет,

4-5 – желтый

Меньше 3 – красный

Упр 124 стр 64, д/м (кроссворд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...