Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имя прилагательное"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе, тема "Имя прилагательное", УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

«Живое слово».

2 «А» класс

                                                                                  Разработчик программы:

учитель начальных классов

                                                                              Носова Зоя Ивановна.

Воронеж

                                   Пояснительная записка

            Курс дополнительных развивающих занятий   ориентирован на умение исследовать проблему, находить пути ее решения, расширение кругозора обучающихся, на пополнение словарного запаса, умение самостоятельно добывать знания.

            Цели обучения развитию речи: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

             Основная задача  – создание условий для появления у школьников положительных эмоций  по отношению к учебной деятельности,  развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Уроки речевого творчества – это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.

             Коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • Развитие исследовательских способностей обучающихся;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь, собственных текстов.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Общая характеристика учебного предмета.

         Тематика занятий курса является продолжением изучения грамматико-орфографических разделов по методике изучения тем УМК «Перспектива».Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых выбираются виды упражнений связной речи.

В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).   Отличие тестирования от других видов контроля- полная самостоятельность. Тесты содержат обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим  темам и направлены на определение степени усвоения изученного материала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Юные исследователи» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Юные исследователи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Юные исследователи» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Содержание изучения курса

         На дидактическом материале ученики будут учиться составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированными предложениями, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. Также включены тесты и викторины по литературному чтению.

          В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: Умения раскрыть тему, главную мысль текста, выражать свое отношение к тексту и настроение.

          При передаче содержания и при создании собственного высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

 1-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма)

Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.

2-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

3-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

4-й класс

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Планируемые результаты обучения

      Личностные результаты

Обучающийся научится:

- понимать значимость речи для процесса общения;

- испытывать чувство гордости за родной язык;

-осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

-уважительно относится к языку и его традициям.

Обучающийся получит возможность:

-развивать личностные качества в процессе общения;

-понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

-осознавать необходимость писать грамотно;

-понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей;

-развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

-понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

-научиться относится  с уважением к обычаям   других  народов и стран

- оценивать степень своего продвижения  в освоении учебного материала.

-применять полученные знания для решения практических задач.

        Предметные результаты

 Обучающийся научится:

- ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета;

-различать устные и письменные формы общения;

-составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

-понимать важность слова для точного понимания предметов и явлений;

-называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложение, текст); писать изложение текста из 40-50 слов  по составленному плану.

Обучающийся получит  возможность научиться:

- поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов;

- понимать и объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

-составлять тексты  разных типов и стилей( записка, письмо, объявление, поздравление.

-понимать структуру языка ( единицы,  из которых он состоит).

Учебно-методический материал

Н.Н.Каландарова  Уроки речевого творчества, 2 класс, Москва, «Вако», 2013;

 Г.Г.Шамрицкая, В.М.Захарова, С.В.Скляр, Мониторинг качества знаний , русский язык 1-4 классы, Волгоград, «Учитель», 2014;

Л.А.Фролова, Русский язык тесты,  «Родничок», Астрель, Москва, 2012.

                                               Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Дата

Примечание

1

Что такое исследование

1

6.09

2

Что такое творчество

1

8.09

3

Мои летние каникулы

1

13.09

4

Портрет друга

1

15.09

5

Автопортрет

1

20.09

6

Моя дружная семья. Проект

2

22.09 27.09

7

Положительные эмоции

1

29.09

8

Отрицательные эмоции

1

4.10

9

Слово

1

6.10

10

Чувство

1

11.10

11

Образ

1

13.10

12

Эмоции и творчество

2

18,20.10

13

Моя любимая игрушка

2

25,27.10

14

Игры со словом

2

8,10.11

15

Родное слово в пословицах и поговорках

1

15.11

16

Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц

2

17,22.11

17

Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отреж»

1

24.11

18

Задачи, загадки, шутки.

1

29.11

19

Сочинение считалки

2

1,6.12

20

Сочинение скороговорки

1

8.12

21

Составление рассказа «Я люблю…»

1

13.12

22

Рисование на тему «Я люблю…»

1

15.12

23

Олимпиада

1

20.12

24

Эмоции

1

22.12

25

Мимика. Жесты

2

27.12  10.01

26

Компьютер

1

12.01

27

Сочинение «Мое любимое животное»

1

17.01

28

Сочинение сказки по опорным словам

1

19.01

29

Настроение животных

1

24.01

30

Фантастическое  животное. Иллюстрирование

1

26.01

31

Настроение цветов

2

31.01 2.02

32

Составление словарика на тему «Растения»

2

7,9.02

33

Тестовые задания

1

14.02

35

Сочинение на тему «Мой любимый цветок»

2

16.02 21.02

36

Село и город

2

23,28.02

37

Домашние животные

2

2,7.03

38

Дикие животные

2

9,14.03

39

Таяние снега. Проект

2

16,21.03

40

Радуга. Проект

2

23.03  4.04

41

Путешествие в космос

2

6,11.04

42

Сочинение «Мой друг»

1

13.04

43

Правила вежливости

2

18,20.04

44

Кроссворды.

4

25,27.042,4.05

45

Шарады

2

11,16.05

46

Ребусы.

2

18,23.05

47

Чему я научился.

1

25,30.05



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык

3А  класс

Учитель: Носова З.И.

21.04.2014 уч.г.

Тема: Имя прилагательное.

Цель урока: Создать условия для актуализации знаний учащихся о прилагательном как части речи; группировать имена прилагательные по значению; показать роль прилагательных в речи; обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп.

Задачи урока:

1. Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

2. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать имя прилагательное как часть речи; находить и распознавать в окружающем мире имена прилагательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; классифицировать имена прилагательные; работать в группах, в паре..

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Формируемые УУД:

Познавательные

1. Развивать умения классифицировать по признакам.

Выявлять сущность, особенности объектов.

2.Делать выводы на основе анализа объекта.

Регулятивные

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1.Оформлять свои мысли в письменной  форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД:

познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

I.Организационно-мотивационный этап

II. Чистописание

Ш.Словарная работа.

1). Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас много гостей, повернитесь, поприветствуйте их.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно подарите добрые слова друг другу.

                        Не теряя ни минутки,

                        Приглашаю всех я в путь.

                        Взять все знания в дорогу

                        И улыбку не забудь!

2).Откройте тетради, запишите

1 слайд

23 апреля.

Классная работа.

(подчеркните орфограммы)

 2 слайд

Чистописание.

На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях? (Ответы детей).

- Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.

Синий  большой и т. д.(Группы по значению).

Словарная работа.

(см. электронное приложение)

Восток, молоток, победа, лопата, мороз, морковь.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Придумайте к данным словам имена прилагательные (назовите пары) Составьте предложение с одним из образованных словосочетаний.

  Уметь находить орфограммы в словах.

Составлять словосочетания сущ.+прил.

Понимать, образовывать и  употреблять в речи образные имена прилагательные.

  Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос, задавать вопрос.

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Использовать в диалоге сообщения, различные формы утверждения, подтверждения, отрицания и сомнения.

ΙV. Определение цели и целеполагание.

V. Совместное открытие знаний.

3 слайд

- Послушайте стихотворение В.Агафонова и объясните, какая часть речи ведет рассказ о себе.

  У существительных подчас  

  Не жизнь, а просто скука.

  Ни цвета нет у них без нас,

  Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О какой части речи рассказывает поэт?

- Как поэт объясняет происхождение слова «прилагательное»?

  (прилагаются к существительным, чтобы обозначить их признак)

- Что такое имя прилагательное? Поможет нам карта города «Имя прилагательное».

-  В каких областях мы побывали, что узнали об имени прилагательном?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает? (много еще областей не открыто, на последующих уроках будем узнавать новое об имени прилагательном)

- Верно ли утверждение: имя существительное имеет только один признак.

- Давайте определим цели нашего урока. (находить прил., определять признак, но признак необычный)

4 слайд

- Прочитайте стихотворение. Определите, какой это тип текста.

            С.Есенин

          Черемуха душистая

          С весною расцвела

          И ветки золотистые,

          Что кудри завила.

- По каким словам вы это определили? С чем поэт сравнивает ветки?

- Как называются такие выражения, которые помогают представить картину, которую описывает поэт, писатель?

- Знаете ли вы, что многие грамматические понятия пришли к нам из латыни? Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого языка – эпитет.

-А что же в русском языке означает слово эпитет? (Аня работала с Толковым словарем С.И.Ожегова)

5 слайд

4 слайд

- Спишите четверостишие, подчеркните прилагательные-эпитеты волнистой линией.

-С какими же прилагательными мы будем работать? (эпитеты)

Рассуждение  о назначении имён прилагательных, к какой части речи они «прилагаются»

.

Формулирование  темы  урока, задач.

Осуществлять монологическое высказывание по изученному.

Использовать ранее изученные знания.

Узнавать прилагательные как слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы  какой, какая, какое, какие.

Оперировать с понятием «эпитет».

Уметь различать части речи.

Уметь выделять существенную информацию.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь осуществлять поиск нужной информации.

Высказывать суждения, доказывать свою точку зрения

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь выделять главную, существенную информацию.

Самостоятельно выполнять задание.

VΙ. Решение учебной задачи.

VII.Самостоятельная работа.

VIII. Физминутка

Работа по учебнику

-Для чего поэты, писатели используют эпитеты?

-Прочитайте сообщение профессора Самоварова на с. 101 учебника. Подтверждает ли оно наш вывод?

- Давайте поупражняемся в использовании эпитетов при составлении предложений и текстов.

       

6 слайд

    - Прочитайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого и скажите, о каком художнике говорится?

   Чуть-чуть тронула зел..нью ветки б...рез, а на осинах и    т..полях развесила розовые и серебряные сережки. А на самых сырых м..стах, как з..лотые звёзды, распустились цв..ты калужницы.

- Какие эпитеты использует автор? Для чего?

- На какие орфограммы пропущены буквы?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните прилагательные-эпитеты волнистой линией.

7 слайд

(взаимопроверка)

8 слайд

С.101. Упражнение 181.

- Прочитайте, какие эпитеты к существительным береза, роса, речь использовали писатели и поэты в своих произведениях.

- Мы с вами тоже на несколько минут превратимся в писателей и составим предложения с использованием данных эпитетов.

I ряд – береза                    9 слайд

II      - роса                       10 слайд

III     - речь                       11 слайд

- Назовите грамматическую основу предложения. В каком времени употреблен глагол?

-Прочитайте, как писатели использовали эти эпитеты.

(Разбор глагола как части речи.)

Применять знания изученных орфограмм.

Работа в парах.

Уметь применять полученные знания, составлять предложения с эпитетами.

Уметь участвовать в учебном диалоге.

Уметь учитывать разные мнения и суждения, соотносить свою позицию с позицией другого.

        

Самостоятельно планировать учебную деятельность.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Уметь осуществлять взаимоконтроль, анализ.

Уметь применять правила охраны зрения.

IX. Развитие умений – применение знания.

- А сейчас творческое задание выполним в группах.

Повторим правила работы в группах.

I – 1 ряд, капитан Пронина Арина;

II – 2 ряд, капитан Князева Аня;

III – 3 ряд, капитан Воскова Лиза.

Составьте и напишите рассказ по картинке,  используя слова для справок (эпитеты)  (3-4 предложения).

Используйте глаголы в указанном времени.

(Проверка)

Работа в группах

Дети делают вывод: с помощью имен прилагательных можно описывать предметы и явления.

Умение выделять существенную информацию

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

.

X. Рефлексия.

Оцените свою работу по шкале:

трудно

интересно

активно

Самооценка учебной деятельности.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

XI. Домашнее задание.

Домашнее задание: Выписать из авторской  «Сказки о серебряном соколе» (Ю.Коваль) 3 предложения с эпитетами, подчеркнуть прилагательные  волнистой линией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам»(3 класс, УМК "Перспективная начальная школа)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в е...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Прилагательные близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о прилагательных близких по значению и прилагательных противоположных по значению, и их роли в речи.Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления об имени прилагательном как о части речи о его роли в речи, формирование умения отличать имя прилагательное от других частей речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение прилагательных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представления об изменении имен прилагательных во множественном числе. Задачи урока:Дидактические:1. уметь ...