Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Марина Алексеевна

К уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ne_s_glagolami_2_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе. Учитель Иванова М.А .

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.

Задачи: Задачи:

  1. Образовательные: способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
  2. Коррекционно-развивающие:  расширять кругозор слабовидящих  учащихся; корригировать и развивать  мыслительную деятельность (операции анализа  и синтеза), посредством формирования знаний работы с текстами; корригировать развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора через работу; развивать прослеживающую функцию руки и глаза на работе в тетради; корригировать и развивать произвольное внимание путем  работы  с презентацией;

        3. Воспитательные:  Создать условия для воспитания:

  • интереса к предмету;
  • учебной активности;
  • культуры труда на уроке;

4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:

  • эмоциональный настрой на урок;
  • гимнастику для пальчиков и гимнастику для глаз;
  • оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;
  • наблюдение за правильной посадкой учащихся.

Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», индивидуальные карточки для учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке

Уровень работы по развитию речи

1. Организационный момент

2-3

1.Проверка готовности к уроку (Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение).

2. Речевая разминка.

А) Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо улыбаться. По сигналу учителя дети делают глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка речевого дыхания - ладонь переворачивается книзу, выдох- рука опускается вниз.

Б) Работа над интонационной выразительностью речи (Слова произносятся в виде диалога между учителем и учащимися. Учитель произносит каждую строчку в вопросительной форме, а дети в утвердительной)

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Произносительный

- работа над техникой речи

- совершенствование интонационных умений

2. Проверка домашнего задания

3-5

- Прочитайте текст из упр. 138. Озаглавьте текст.

- Объясните написание слов с пропущенными буквами. Определите число у данных глаголов.

- Посмотрите еще раз на текст, особое внимание уделите знакам препинания в последнем предложении.

- Закройте учебники, будем писать текст под диктовку.

Уровень текста в развитии речи младших школьников

3. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5

1. Отгадайте загадку:

Кто меня признает, тот в беду попадет. (Светофор)

- Все ли правильно здесь написано?

- Что такое НЕ?

- Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».

2. Работа в группах.

- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)

- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?

- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?

- Ребята, вы можете определить задачи вашей деятельности в соответствии с содержанием учебника со стр. 78-79? (Научиться писать слова на это правило, отработать действия по алгоритму, упражняться в написании слов на изучаемое правило.)

- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова?

Произносительный

(совершенствование интонационных умений)

4. Минутка чистописания (каллиграфическая работа).

5

1. - Как вы думаете, ребята, зачем нужно писать красиво и быстро? (Красивое письмо – показатель культуры человека, его уважительного отношения к тому, кто будет читать его запись)

2. Решение графико-каллиграфических задач:

О-о а-я о-ф

- Как называется элемент, который является общим для всех данных букв? (Овал)

- Чем отличается одинаковый по форме элемент в каждой паре? (В первой и второй – размером, а в третьей – количеством)

- Какая пара букв будет лишней с точки зрения первого правила красивого письма? (Работа с правилами красивого письма (1 правило – все буквы должны быть одинаковой высоты(1 и 3)

- Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель своей деятельности. (Будем учиться работать в пределах рабочей строки и развивать скоропись)

- Теперь запишите элемент, показанный на доске в своих тетрадях 6 раз.

- А сейчас вспомним правильное произношение слов: облако, ворота, нарочно. Теперь запишем эти слова в тетрадь, соблюдая правила красивого письма.

- А теперь оцените свою работу в соответствии с критериями: 2-3 ошибки – «5», 3-5 – «4», более 5 – «3»

Произносительный (работа над орфоэпией)

5. Словарно-орфографическая работа.

5

На доске предлагаются словарные слова: облако, ворота, рисунок, тетрадь. Учащимся предлагается составить предложения с данными словами.

Лексический (обогащение и активизация словаря учащихся)

6. Физкультминутка

1

Под слова речовки «Хомка»

7. Актуализация опорных знаний.

3-5

(6 учеников выполняют  тест «Глагол», а остальные работают  с учителем).

- Определите  ошибки  в словах. Назовите орфограмму.

Говарил, напаили, выстерал, сламали,  замаразки, галадал

- Какое  слово  лишнее? Почему?

- Что вы  знаете  о  глаголе? (обозначает-…,  вопросы-…,  как  изменяется - …, чем является  в  предложении - …)

- Назовите глаголы множественного числа?  единственного числа?

- Составьте предложение  с  одним  из слов.

- Запишем предложение на  доске. Подчеркните главные  члены  предложения. Подпишите  слова, которые выражены  существительным  или  глаголом.

- Дайте характеристику предложению.

Грамматический (работа с предложением)

8. Работа над новым материалом:

а) усвоение грамматико-орфографического правила;

б) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые, коллективные упражнения), в изменённой ситуации (конструктивные, самостоятельные)

5

1. – Прочитайте правило на стр.78

- Какое это правило? (орфографическое)

- Что такое НЕ?

- Как частица НЕ пишется с глаголами?

2. А) Чтобы у вас сложилось более полное понимание данного орфографического правила, выполним упражнение 137. (Учитель читает выразительно стихотворение)

- Кто желает прочитать стихотворение?

- Почему стихотворение так называется?

- Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк?

- Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ.

Произносительный (совершенствование интонационных умений)

9. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания, связанные с развитием речи и с изучаемым материалом)

8-10

- Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл.

- А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. Теперь откройте учебники и проверьте себя. Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. Все молодцы!

- Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах.

- А теперь пофантазируем.

- На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ и запишите его в тетрадь.

- Я уверена, что у вас получились хорошие рассказы. Кто желает озвучить?

- Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами?

Грамматический (работа с предложением)

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2

- Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь.

11. Рефлексия.

1-2

Фразы для рефлексии записаны на доске:

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .

11. Подведение итогов урока.

1-2

- Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным?

-  Назовите ключевые слова темы.

- Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....