Рабочая программа "Коррекция общего недоразвития речи учащихся"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Кумпенич Надежда Александровна

АООП ЗПР разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП на основании: федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)». Заключения территориальной ПМПК,  рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В. на основе программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (УМК «Школа России»), с учетом программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы Р.Д. Тригер и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_kumpenich.docx58.1 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Рассмотрено:

      Утверждаю:

протокол педагогического совета

от  27.05.2016г.  №6
№ 1 от 30.08.2016г.

      приказ  от

      Директор

31.08.2016 №1897

МБОУ "СОКШ №4"            

Согласовано:

/Л.И.Степкина/

/Л.И.Степкина/

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                           

/ С.Б. Шевчук /

                                               Рабочая программа

              "Коррекция общего недоразвития речи учащихся"

для общеобразовательных организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с  задержкой психического развития

(вариант 7.1)

                                                   на 2016-2017 учебный год

Учитель:

Кумпенич Н.А.

Количество часов в неделю:

Общее количество часов в год:

93ч

г. Нефтеюганск 2017

Содержание

1. Пояснительная записка

  1. Нормативная база
  2. Психолого – педагогическая характеристика
  3. Цели и задачи
  4. Общая характеристика учебного предмета
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
  2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)
  3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
  1. Организационный раздел
  1. Учебный план.
  2. Тематическое планирование.
  3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с  задержкой психического развития. 
  1. Пояснительная записка

АООП ЗПР разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП  на основании: федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)». Заключения территориальной ПМПК,  рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В. на основе программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (УМК «Школа России»), с учетом программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы Р.Д. Тригер и др.).

1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с задержкой психического развития (проект);

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановления Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-14 эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г, рег.№19993;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

- Приказа Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986;

- Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082);

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

​- приказ департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 15.09.2014 № 446-п «Об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нефтеюганска» (с изменениями от 27.08.2015 №419-п)

Уровень общеобразовательной организации:

          -   устав  МБОУ «СОКШ №4».

- локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения. 

-  базовый учебный план  МБОУ «СОКШ №4».

  1. Психолого – педагогическая характеристика обучающейся

с ЗПР (задержкой психического развития)

  1. Общие сведения о ребенке:

              Домашова Ангелина Сергеевна, 18.05.2007 года рождения, проживающая по адресу 7-39 -4, обучается в МБОУ «СОКШ № 4» в третьем классе. Поступила из коррекционной школы с заключением ПМПК: обучение по адаптированной общеобразовательной программе для учащихся, с задержкой психического развития,2 класс 2015-2016 г. 

Девочка от первой беременности. Во второй половине беременности у матери ребенка наблюдался токсикоз, роды прошли без осложнений. В первый год жизни ребенок болел ОРВИ (11 мес.).

Посещала дошкольное учреждение, при этом ей диагностировали ОНР III уровня. Выход из моторной алалии.

   Матери ребенка за 30 лет, Она глухая. Ангелина единственный ребенок в семье. С матерью общается на языке жестов.

 Нарушения в речи стали заметны лишь после 2 лет. 

Девочка очень подвижная, легко идет на контакт с детьми и взрослыми. Нуждается в постоянном контроле.

По заключению педиатра, физических отклонений у ребенка нет. Ребенок физически развит хорошо, выполняет все нормативы для этого возраста.

Слабо сформированы словесно-логические операции, недоразвита эмоционально-волевая сфера. Низкий уровень развития восприятия. Внимание неустойчивое,  наблюдаются выраженные трудности концентрации и распределения внимания. Недостаточная продуктивность произвольной памяти.  Работоспособность снижена.

      Слабая речевая активность. Активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны. Наблюдается недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, несформированность процессов интонационной выразительности речи, недоразвитие фонематического слуха. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Конструкция сложноподчиненных предложений формируется с ошибками. Допускает ошибки в согласовании количественных числительных с существительными. Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи.

 Ангелина до сих пор не научилась читать, Буквы алфавита знает, но часто забывает их. Наблюдаются трудности в понимании в решении задач. Нарушения устной речи отражаются на письме.

    Принимает участие в общественной жизни класса, выполняет поручения классного руководителя и учителей-предметников. Внешний вид девочки соответствует Уставу школы. Опрятна. Опозданий и пропусков уроков без уважительной причины не имеет.

   06.02.2017 г.

.

  1. Цели и задачи

Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

Коррекционно – образовательные задачи:

-  устранить грубые нарушения звукопроизношения;

-  формировать навыки умственной деятельности на основе текста. 

-  расширить и обогащать словарь.

Коррекционно – развивающие задачи:

- способствовать преодолению аграмматизма в речевом общении, развивать грамматический строй речи,  связную речь, слухоречевую память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-  формировать умение планировать свою деятельность, стремление добиваться результатов, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль, воспитывать чувства эмпатии. Вырабатывать положительные привычки поведения.

1.4. Общая характеристика коррекционного курса.

 «Программа    коррекционно-развивающих  логопедических  занятий  для  обучающегося  3  класса»  разработана учителем – логопедом  с целью  предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

  Весь материал, представленный в программе составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы.

  1. Содержательный раздел

Программа коррекционной работы

     Коррекционная работа представляет собой систему психолого- педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса, включающего: психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития обучающихся и их  успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области социально-психолого- педагогической поддержки семьи и других социальных институтов; планируемые результаты коррекционной работы.

  1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

   Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1-2 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой и учитывает общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

 Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.

 Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

2.2.        Планируемые результаты коррекционного курса

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

названия предметов по различным лексическим темам;

структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

Предполагаемый результат: ученик без грубых нарушений звукопроизношения, владеющий фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими навыками, не допускающий специфических ошибок.

3.   Организационный раздел

3.1.   Учебный план.

   Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант А), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

   Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия – 35-40 минут.

Разделы

Темы

Кол-во часов

1

Предложение и слово

Предложение и слово.

Анализ предложения.

Главные члены предложения.

Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет.

Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов.

Слова, обозначающие признак предмета.

6

2

Слогообразующая роль гласного. Ударение

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

3

3

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

12

4

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.

Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

14

5

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи.

Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

 Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи.

Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи.

Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи.

Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

11

6

Словообразование

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Суффиксы профессий.

Суффиксы в образовании детёнышей животных.

Суффиксы прилагательных.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование.

Образование слов при помощи приставок.

30

7

Предлоги   и приставки

Практическое знакомство с предлогами.

Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.

Предлоги: от, к, до,для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

Дифференциация предлогов и приставок.

Употребление предлогов в связной речи.

17

 Лексические темы:

«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Осень». Особенности осени в ХМАО.

«Мебель». Знакомство с продукцией мебельной фабрики города.

«Посуда».

«Насекомые».

«Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы наших рек и озер.

«Профессии». Профессии нашего города.

«Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие.

«Зима». Особенности зимы родного края.

«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.

«Детеныши животных».

«Весна». Особенности весны в нашем крае.

«Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей нашей области.

«Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных родного края.

«Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром области.

Психические процессы, 

особенности развития, 

требующие коррекции

Приёмы коррекции

(конкретные упражнения или задания, которые можно использовать на логопедических занятиях)

Средства адаптации (дидактические материалы, технические ср-ва)

1

Задержка речевого развития

недостаточный словарный запас

нарушение связной речи

1.Игры со словами

1) «Прятки простые»

Вставь пропущенную букву»

2) «Мозаика»

Найди слово

2. Задания, направленные на формирование умения строить предложение, моделировать фразу.

1)составление предложений по картинке;

2)выделение предложений из сплошного текста;

3)восстановление деформированных предложений;

4)конструирование словосочетаний различного вида;

5)составление полных ответов на вопросы;

6)распространение предложения по вопросам;

7)распространение предложения словосочетаниями;

8)составление, запись и произнесение повествовательных и вопросительных предложений.

3. Задания, направленные на развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения.

1) составить небольшой рассказ по данному плану, по данному концу;

2) составить рассказ на заданную тему с заданными словами;

3) докончить рассказ по данному началу;

4) дать описание весеннего (зимнего, осеннего) леса;

5) передать содержание стихотворения своими словами.

Логопедический тренажер «Дэльфа 142.1»

Предметные картинки,

карточки

2

Речевые нарушения

Нарушение произносительной стороны речи у детей с дизартрией (легкая форма)

1.Активная артикуляционная гимнастика

1.Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».

2.Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

3.Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)

4.Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).

5.Попеременно сделать язык широким, затем узким.

2.Дыхательная гимнастика

1) Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом.

 2)"Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

3) Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох.

4) "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

5)"Насос". Возьмите в руки «насос» и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос.

3.Упражнения на развитие речевого дыхания

1) Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

2) Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

3) Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

4) Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

Приемы дыхания по системе А.Н.Стрельниковой

Артикуляция звуков в графическом изображении

3

Несформированность словесно-логических операций

Игра «Закончи слово»

Логопед предлагает закончить слово по начальному слогу.

«Четвёртый лишний»

Цель этого упражнения- развитие способности обобщения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки.

Работа с наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и обьяснить свой выбор.

Предлагается вербальный материал: четыре слова, три из которых объединены, а четвёртое лишнее. Детям надо выделить лишнее и объяснить свой выбор.

Примеры слов:

яблоко, груша, помидор, банан;

сапоги, кроссовки, сланцы, ботинки;

поезд, самолет, вертолёт, ракета.

Игра «Разложи картинки»

Учить устанавливать последовательность событий.

Игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.

Упражнение «Кто без чего не обойдется?»

Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но  они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему?

Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

Упражнение «Классификация предметов».

Детям предлагаются наборы картинок на которых изображены предметы, им необходимо разложить их по определенным группам, затем всей группой сравнивают результаты каждого.

Примеры групп предметов:

  1. Круглые.
  2. квадратные.
  3. мебель.
  4. одежда и т.д.

Игра «Куда пойдешь, что найдешь»?

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок(овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.

Игра «Придумай и продолжи»

• Сереже на день рождения подарили ….
• Зайчонок спрятался под кустик, потому что …
• Маша уколола палец, потому что…
• Дети взялись за руки и стали … (водить)

Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста.

Игра «Во что превратится…»

Стул без спинки

Мороженое без холодильника

Окно без стекол

Сад без деревьев

Игра «Концовки»

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).

Интерактивная доска

набор картинок с изображением овощей и фруктов

конверты

4

Недостаточность памяти

Игры на развитие памяти:

  1. «Картинки»

Цель: развитие зрительной памяти (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды).

 А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

  1. «Угадай, что я загадал?»

Цель: развитие образной памяти.

Инструкция: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

  1. «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал - папа читает

- девочка плачет - мама готовит.

Предметные картинки

5

Недостаточность внимания

Игры на развитие внимания.

  1. «Что изменилось»

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

  1. «Выкладывание из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Инструкция: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик ит.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

3. «Корова Маня и ее хозяйка»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Инструкция: В лабиринте ребенок должен пройти извилистуюлинию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти

короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове

Мане. «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображенлабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова

Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.

Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какойтропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретитькорову?»

Игрушки

палочки

6

Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации

1.Упражнения для укрепления работы мышц глаз.

1.Пальчиковая гимнастика

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.
 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

                                                     
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

2.Графо-моторные упражнения

«Дорисуй круги на картинках»,  «Обведи фигуры по линиям», «Помоги машине доехать до гаража».

Штриховка с различным нажимом карандаша  в заданном контуре.

Иллюстрированные карточки

7

Нарушение письменной речи

Ошибки, связанные с недостатком дифференциации звуков, сходных по звучанию

1.Игры по развитию фонематических процессов

1)»Узнай предмет по звуку»

2) «Повтори слоговые ряды»

Ба-па-па

Па-ба-ба

Ба-па-ба

Па-ба-ба

3) «Исправь ошибку»

Пантик, пабушка, бенал

2.Упражнения

1) Распределение слов на 2 группы

2) «Вставь пропущенную букву»

Логопедический тренажер «Дельфа-142.1»

3.2.        Тематическое планирование.

3.3.        Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

Материально-технические условия

Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

          Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.

         Материально-техническая база образовательного учреждения должна быть приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации АООП НОО и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально- технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:  

организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;  

организации временного режима обучения;  

техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;  

учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

Соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда;

соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Описание материально – технического обеспечения коррекционных курсов.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает обеспечение кабинета логопеда, психолога и зала для проведений занятий по ритмике.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда включает: печатные пособия (учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков); мебель и оборудование (парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, умывальник, мыло, полотенце); специальное оборудование (логопедические зонды; спирт, вата); игры и игрушки (настольные игры: кубики, мозаики, лото; игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса); технические средства обучения (CD/DVD – прогрыватели; аудиовидеомагнитофон; интерактивная доска, магнитная доска, документ-камера, телевизор; экранно-звуковые пособия, компьютер с программным обеспечением).

Материально-техническое оснащение кабинета психолога включает: учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психо-коррекционной работы по отдельным направлениям); мебель и оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей); технические средства обучения; игрушки и игры (мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры); набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Материально-техническое обеспечение зала для проведений занятий по ритмике включает: специальное оборудование (хореографические станки; настенные зеркала); дидактическое оборудование (мячи; ленты; дождики, шары, обручи); музыкальные инструменты (фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка, гитара, клавишный синтезатор); комплект детских музыкальных инструментов (блок-флейта, глокеншпиль/трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны; свистульки, деревянные ложки); технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем".

ПРОГРАММА "Коррекция  общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем". Разработана для обучающихсяиз 1специальных (коррекционных) классов VIIвида....

Программа "Коррекция общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР. (подготовительный класс)"

Программа Коррекция  общего недоразвития речи (3 уровень) у детей с ЗПР.  (подготовительный  класс)...

Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А». «Путешествие кота Альфика».

Данное занятие имеет цель: учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, с...

Коррекционная логопедическая программа по коррекции общего недоразвития речи

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий

Календарно-тематическое планирование занятий  по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с  использованием информационных компьютерных технологий.  В ходе занятий  и...

Рабочая программа "Коррекция общего недоразвития речи у ученика 1 класса"

Программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи у учеников 1 класса...