Рабочая программа "Коррекция общего недоразвития речи у ученика 1 класса"
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)
Программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи у учеников 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_timichev.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №196 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР)» ДЛЯ УЧЕНИКА 1 «Г» КЛАССА ТИМИЧЕВА СЕРГЕЯ
Составлено
учителем-логопедом ГБОУ Гимназия №196
Любарской Е.А.
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной программы обусловлена тем, что все больше детей, обучающихся в младших классах, имеют те или нарушения речи, что ведет к неуспеваемости. Основная работа в 1 классах направлена на преодоление общего недоразвития речи (ОНР).
Главная задача коррекционно-развивающего обучения учащихся первых классов – целенаправленная и своевременная подготовка детей к обучению и усвоению грамоты и нормализация звуковой стороны речи. У обучающихся на логопункте, имеющих ОНР необходимо сформировать:
1. Фонематические процессы;
2. Представление о звуко-буквенном составе слова;
3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
4. Правильное звукопроизношение.
Так же необходимо:
1. Воспитать у учеников умения высказываться
2. Развивать память, внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве и во времени;
3. Сберегать общее и психическое развитие ребенка;
4. Развить сенсорные и моторные функции;
5. Формировать кинестетические основы артикуляторных движений;
6. Развить мимическую мускулатуру;
7. Развить эмоционально-волевую сферу;
8. Формировать гармоничные черты личности
Данная программа рассчитана на 1 класс общеобразовательной школы. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном дидактическими материалами, специализированными таблицами, методической и специальной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Главной целью рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПУНКТ.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
- Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ОУ образовательная область выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте в соответствии с образовательной областью ФГОС являются:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), В) словообразование;
- Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методика организации логопедических занятий
Коррекционное обучение в 1 классе осуществляется по средствам, преимущественно, устной речи. Первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях идет уточнение речевых возможностей детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).
Количество занятий в неделю – 2 раза, продолжительность занятия 35 - 40 минут.
Итог:
К завершению коррекционно-развивающего обучения у ребенка должны быть:
- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
Календарно-тематическое планирование
по коррекции общего недоразвития речи у ученика 1 «Г» класса
(по 2 часа в неделю)
на 2018-2019 учебный год
Недели | Темы коррекционной работы | Часы | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Исследование неречевых психических функций | 1 | ||
Исследование особенностей речевой деятельности | 1 | |||
2 | Исследование грамматического строя речи | 1 | ||
Исследование уровня развития словаря | 1 | |||
3 | Звук и буква А. Лексическая тема «Осень». Закрепление представлений об осени и её приметах. | 2 | ||
4 | Звук и буква У. Лексическая тема «Осень». Расширение представлений об осенних изменениях в природе. | 2 | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Звук и буква О. Лексическая тема «Фрукты». | 2 | ||
2 | Звук и буква Э. Лексическая тема «Грибы» | 2 | ||
3 | Звук и буква И. Лексическая тема «Домашние животные» | 2 | ||
НОЯБРЬ | ||||
1 | Звук и буква Ы. Лексическая тема «Дикие животные» | 2 | ||
2 | Буква Я. Лексическая тема «Дикие животные нашего леса» | 2 | ||
3 | Буква Ю. Лексическая тема «Перелётные птицы» | 2 | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
2 | Буква Е. Лексическая тема «Зимующие птицы» | 2 | ||
3 | Буква Ё. Лексическая тема «Зима. Новый год» | 2 | ||
ЯНВАРЬ | ||||
3 | Слоги. Лексическая тема «Посуда» | 2 | ||
4 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Лексическая тема «Одежда» | 2 | ||
5 | Ударение. Лексическая тема «Обувь» | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | Ударный слог. Лексическая тема «Обувь» | 1 | ||
2 | Ударная гласная. Лексическая тема «Игрушки» | 2 | ||
3 | Ударение. Перенос слов. Лексическая тема «День Защитника Отечества» | 2 | ||
4 | Работа над словом. Лексическая тема «Транспорт» | 1 | ||
МАРТ | ||||
1 | Слова, обозначающие предмет. Лексическая тема «Транспорт» | 1 | ||
2 | Слова, обозначающие признак предмета. Лексическая тема «Весна. Праздник 8 марта. | 1 | ||
3 | Слова, обозначающие действие предмета. Лексическая тема «Весна». Закрепление представлений о весне и её приметах | 2 | ||
4 | Предложение. Лексическая тема «Профессии на транспорте» | 2 | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1 | Предложение. Лексическая тема «Насекомые» | 2 | ||
2 | Дифференциация понятий предложение – слово. Лексическая тема «Мебель» | 2 | ||
3 | Твердые и мягкие согласные. Лексическая тема «Комнатные растения» | 2 | ||
4 | Звонкие и глухие согласные. Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы» | 2 | ||
МАЙ | ||||
2 | Дифференциация предлогов и приставок. Лексическая тема «Наш город» | 2 | ||
3 | Дифференциация предлогов и приставок. Лексическая тема «Лето» | 2 | ||
Итого часов: 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.
Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
Рабочая программа....
Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...