Рабочая программа "Коррекция общего недоразвития речи у ученика 1 класса"
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)

Любарская Екатерина Александровна

Программа рассчитана на коррекцию общего недоразвития речи у учеников 1 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_timichev.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №196 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

«КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР)» ДЛЯ УЧЕНИКА 1 «Г» КЛАССА ТИМИЧЕВА СЕРГЕЯ

                                                                             Составлено

учителем-логопедом ГБОУ Гимназия №196

Любарской Е.А.

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Актуальность данной программы обусловлена тем, что все больше детей, обучающихся в младших классах, имеют те или нарушения речи, что ведет к неуспеваемости. Основная работа в 1 классах направлена на преодоление общего недоразвития речи (ОНР).

       Главная задача коррекционно-развивающего обучения учащихся первых классов – целенаправленная и своевременная подготовка детей к обучению и усвоению грамоты и нормализация звуковой стороны речи. У обучающихся на логопункте, имеющих ОНР необходимо сформировать:

1. Фонематические процессы;

2. Представление о звуко-буквенном составе слова;

3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

4. Правильное звукопроизношение.

        Так же необходимо:

1. Воспитать у учеников умения высказываться

2. Развивать память, внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве и во времени;

3. Сберегать общее и психическое развитие ребенка;

4. Развить сенсорные и моторные функции;

5. Формировать кинестетические основы артикуляторных движений;

6. Развить мимическую мускулатуру;

7. Развить эмоционально-волевую сферу;

8. Формировать гармоничные черты личности

           Данная программа рассчитана на 1 класс общеобразовательной школы. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном дидактическими материалами, специализированными таблицами, методической и специальной литературой.

           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                             Главной целью рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПУНКТ.  

                      Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:  

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;  
  • Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;  
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.  

В соответствии со спецификой логопедического пункта ОУ образовательная область  выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.  

Основными направлениями работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте в соответствии с образовательной областью ФГОС  являются:  

  1. Воспитание         звуковой         культуры         речи          (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;  
  4. Формирование грамматического строя речи:  

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),  

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), В) словообразование;  

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);  
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.  

Методика организации логопедических занятий

                   Коррекционное обучение в 1 классе осуществляется по средствам, преимущественно, устной речи. Первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях идет уточнение речевых возможностей детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

                  Количество занятий в неделю – 2 раза, продолжительность занятия 35 - 40 минут.

Итог:

К завершению коррекционно-развивающего обучения у ребенка должны быть:

- сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки;

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

Календарно-тематическое планирование

по коррекции общего недоразвития речи  у ученика 1 «Г» класса

 (по 2 часа в неделю)  

на 2018-2019 учебный год

Недели

Темы коррекционной работы

Часы

Дата проведения

План.

Факт.

СЕНТЯБРЬ

1

Исследование неречевых психических функций

1

Исследование особенностей речевой деятельности

1

2

Исследование грамматического строя речи

1

Исследование уровня развития словаря

1

3

Звук и буква А. Лексическая тема «Осень». Закрепление представлений об осени и её приметах.  

2

4

Звук и буква У. Лексическая тема «Осень». Расширение представлений об осенних изменениях в природе.

2

ОКТЯБРЬ

1

Звук и буква О. Лексическая тема «Фрукты».

2

2

Звук и буква Э. Лексическая тема «Грибы»

2

3

Звук и буква И. Лексическая тема «Домашние животные»

2

НОЯБРЬ

1

Звук и буква Ы. Лексическая тема «Дикие животные»

2

2

Буква Я. Лексическая тема «Дикие животные нашего леса»

2

3

Буква Ю. Лексическая тема «Перелётные птицы»

2

ДЕКАБРЬ

2

Буква Е. Лексическая тема «Зимующие птицы»

2

3

Буква Ё. Лексическая тема «Зима. Новый год»

2

ЯНВАРЬ

3

Слоги. Лексическая тема «Посуда»

2

4

Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Лексическая тема «Одежда»

2

5

Ударение. Лексическая тема «Обувь»

1

ФЕВРАЛЬ

1

Ударный слог. Лексическая тема «Обувь»

1

2

Ударная гласная. Лексическая тема «Игрушки»

2

3

Ударение. Перенос слов. Лексическая тема «День Защитника Отечества»

2

4

Работа над словом. Лексическая тема «Транспорт»

1

МАРТ

1

Слова, обозначающие предмет. Лексическая тема «Транспорт»

1

2

Слова, обозначающие признак предмета. Лексическая тема «Весна. Праздник 8 марта.

1

3

Слова, обозначающие действие предмета. Лексическая тема «Весна». Закрепление представлений о весне и её приметах

2

4

Предложение. Лексическая тема «Профессии на транспорте»

2

АПРЕЛЬ

1

Предложение. Лексическая тема «Насекомые»

2

2

Дифференциация понятий предложение – слово. Лексическая тема «Мебель»

2

3

Твердые и мягкие согласные. Лексическая тема «Комнатные растения»

2

4

Звонкие и глухие согласные. Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы»

2

МАЙ

2

Дифференциация предлогов и приставок. Лексическая тема «Наш город»

2

3

Дифференциация предлогов и приставок. Лексическая тема «Лето»

2

Итого часов:                                                                                                    51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.

Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена  на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...