Викторина по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Бронникова Татьяна Владимировна

у         викторина разработана с целью:  углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;

в про в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.;

дать дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях;

восп воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;

вос

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon viktorina_po_russkomu_yazyku.zip249.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина по русскому языку для 3-их и 4-ых классов

Задачи мероприятия:

углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;

в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.;

дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях;

воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;

воспитывать у детей дисциплину, внимательность и сосредоточенность;

способствовать развитию логического мышления учащихся.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы с вами собрались не просто так, а  для того чтобы поиграть… в слова. Для начала разделимся на команды.

Разминка

Найдите слова, от которых можно получить новые слова, написав сначала второй слог, потом первый

1) актёр  2) тополь  3) марка  4) банка  5) парта

Конкурс 1 «Постройте пирамиду».

Она проста довольно с виду.

 Но как же строить пирамиду?

 Не каждый, может быть, построит,

 Но попытаться все же стоит.

 В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:

Рак

Кара

Карта

Кварта

Квартал

 Задание для команд в виде загадок:

Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)

Я не простое учреждение. (Банк)

Во мне всегда хранят варенье. (Банка)

А я нужна грузовику. (Кабина)

А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Конкурс 2 «Найди хитрое слово».

 Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы. Но вам попадутся такие слова, которые не имеют форму множественного числа. Они-то и будут хитрыми.

Кот –… ,плот – … , крот – … , дуга – … , рука – … , день – …  , лень – … , цыпленок – … ,  козленок – … , бочонок –…,          еда – …,  слива – … ,  диво – ….,   грива – … , метро- …, пень- … .

Конкурс 3 «Заменялки».

Седьмая вода на киселе – это:

1) компот   2) сказочный родник   3) зелье   4) самый далёкий из известный предков

5) какой-то дальний родственник

Какой из них означает «знаменитый, прославленный»

1) легендарный          2) мифический         3) мифологический

Конкурс 4 «Лишнее слово».

Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

1) речь       2) нарекание        3) прорицатель        4) речка             5) изречение

Конкурс 5  «Ответь на пять!»

1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.

Солнце-                                   , Юла-                                    , Касса-                                 ,   Деньки-                            ,         

Яма-                                       ,Сердце-                                  , Грамм-                               , Пеньки

2) Составь слово, переставив буквы.

Ланпе-                                   , Тарпа-                                  , Ганик-                                      

Чкару-                                   ,Кисарк-                                     ,Вонзок-                          

Конкурс  6 «Где слова родные, однокоренные?».

Белка,беленький,белить ;     Водяной, вода, водить;      Лист, лиса, лисёнок;

 Лось, лоскут, лосёнок ;          Горный, горка, городок;          Пёс, песочный и песок;        

Моряки, морской, морж;          Корень, корневой, корж;           Холод, холмик, холодок;

 Носик, носит и носок;            Семя, семечко, семья;              Вдруг, подруга и друзья.

Конкурс 7 «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»

 

 (С) кресла шарф

 (С) тащил щенок…

 (По) волок

 (За) уголок...

 (По) трепал

 (Со) всех сторон…

 И (по) мчался

 (На) балкон.

Конкурс капитанов

1)Корень мой находится в "цене".

 В "очерке" найди приставку мне.

 Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,

 Вся же – в дневнике я и в журнале.

2)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

3)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

4)Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Конкурс 8  «Замени одним глаголом»

Совать нос –  

 Надуть губы –  

 Выходить из себя -

 Зарубить на носу –

 Заговаривать зубы –          

Чесать языки -

 Водить за нос -

 Унести ноги -

 Клевать носом -

 Ломать голову –

Конкурс  9 « Предмет или действие?

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.

 2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

 3) Медведь в лесу, не зная правил,

 Однажды мотоциклом правил.

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.

 2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.

 3) Кто без кисти и белил,

 Крыши города белил?

Конкурс 10 «Отгадай ребус»

Конкурс 11  «Дополни крылатым выражением»

Товарищ твой просит украдкой

 Ответы списать из тетрадки.

 Не надо! Ведь этим ты другу

 Окажешь...

 Фальшивят, путают слова,

 Поют кто в лес,...

 Ребята слушать их не станут:

 От этой песни...

Конкурс 12 «Отгадай пословицу»

“свет”, “тьма”.

“погибай”, “выручай”.

“встречаются”, “провожают”.

“труд”, “лень”.

Подведение итогов.

Грамматика, грамматика -

 Наука очень строгая.

 Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

 Она трудна, но без нее

 Плохое было бы житье.

 Сколько правил, сколько правил!

 С непривычки бросит в дрожь!

 Будь внимательным - и только!

 Все запомнишь, все поймешь.

 Люблю тебя, грамматика!

 Ты умная и строгая.

 Тебя, моя грамматика,

 Осилю понемногу я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"

Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...

Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....

Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"

Викторина проводится среди учащихся 4 классов...

Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....

Высказывания писателей о русском языке . Викторина по русскому языку.

Высказывания известных писателей о языке. Викторина по русскому языку....