конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_17.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока  русского языка в 4 классе

УМК « Школа России»

Тема:  Правописание наречий

Цель: развивать умения  распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать навыки правописания некоторых групп наречий, входящих в орфографический словарь начальной школы.

Задачи:

- направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;

- направленные на достижение предметных результатов обучения: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формируемые УУД: 

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
  • коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
  • регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 
  • личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. Словарная работа

Слайд

Задание 1: прочитайте слова; определите, какой частью речи они являются , выделите окончания.

Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый,  морозный, шумный , яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.

Задание 2: измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос как? Запишите эти слова.

  1. Проверка

     Слайд

Активно, вежливо, скоро, редко, тепло,  морозно, шумно , ярко, тихо, весело, быстро, высоко, красиво, лениво, темно, близко.

- Слова какой части речи вы записали?

  1. Мотивация познавательной деятельности
  1. Прослушайте текст

Слайд

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

- Как живешь?

- Нормально.

- А с учебой как?

- Нормально.

-Ты, говорят, болел…Теперь все в порядке?

- Нормально.

-Странно ты говоришь…

- Почему? Нормально.

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально.

«Да –а, грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно…А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»

- Определите часть речи слова нормально.

- Как  вы  догадались, что это наречие?

- Пользуясь алгоритмом произведите анализ слова.

Слайд

Алгоритм

  • На какие вопросы отвечает?
  • Изменяемая или неизменяемая часть речи?
  • С какой частью речи связано?
  • Роль в предложении.
  • Самостоятельная или служебная часть речи?

IV. Организация познавательной деятельности

  1. Запишите предложение.

Вдали виднелась желтая полоса песчаного берега.

- Подчеркни в  предложении  грамматическую основу.

- С  какой частью  речи связано наречие?

( наречие связано с глаголом  виднелась)

- Что уточняет наречие?

( уточнят   сказуемое)

- Каким членом предложения является наречие?

( обстоятельством)

  1. Самостоятельная работа

- Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии.

 ( Без  наречий речь невыразительна, да  и  непонятна.)

 

Слайд

Не откладывай на (…) то,  что можно (…) сделать (…).

(…) подумай, (…) делай.

Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь.

 Слова для справок: завтра, сегодня, потом, сначала.

  1.  Самопроверка и самооценка

Слайд

- Как  вы понимаете смысл этих пословиц?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод. с наречиями речь становится более понятная и выразительная

  1. Работа в группах.

- Почему так говорят?

Один ум хорошо, а два – лучше.

(Ответы детей).

- В справедливости этой пословицы мы сейчас убедимся работая в группах.

1 группа  наблюдает над тем, изменяется  ли форма наречия сегодня

по  падежам 

И.п. (что?)___________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) __________________

В.п. (что?) ___________________

Т.п. (чем?) ___________________

П.п. (о чем?) __________________

 Вывод: наречие по падежам _____________ ( не изменяется)

2 группа наблюдает над тем, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами  лица и числа

1лицо        Я  слышу_________________,    МЫ  слышим _____________

2 лицо       ТЫ слышишь______________,   ВЫ  слышите ______________

 3 лицо       ОН слышит________________ , ОНИ слышат  _____________

Вывод: наречие по лицам и числам ___________________ ( не изменяется)

 Каждая группа делает вывод о том, что наречие -  это неизменяемая часть речи.

  1. Повторение

 Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

- Объясните принцип их группировки.

  Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново


- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется на конце  О, а в каких А ?

Запишите слова, выделите орфограмму.

- Какой вывод можем сделать?

 Вывод:  В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок  в-, на-, за- пишется суффикс –о,  а после приставок  с-, из-, до- пишется суффикс –а.

  1. Закрепление

Вставьте пропущенные орфограммы и докажите правильность написания:

Повернуть вправ., показаться справ., посмотреть направ., накормить досыт., встречать изредк., загореть дочерн., привязать накрепк., уйти поспешн..

 6.Творческая работа.

1  Замените фразеологические сочетания наречиями.

Идет черепашьим шагом      (Медленно)

Кот наплакал.                         (Мало)

Как по маслу.                         (Хорошо)

Встать чуть свет.                   (Рано)

Рукой подать.                        (Близко)

Яблоку негде упасть.            (Тесно)

Мчаться во весь дух              (Быстро)

Разнести в пух и прах.           (Сильно браниться)

2. Самопроверка

Слайд

3.  Составление предложений

Пользуясь опорными словами из предыдущего задания, составьте несколько предложений  по сюжету сказки « Два барана»

Слайд

- В  чем  заключается главная мысль этой сказки?

V. Рефлексия        

Прочитайте внимательно утверждения на карточках  и подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

Слайд

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы где? когда? зачем? откуда? зачем? как?

Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.

- У кого не было ни одной ошибки?

- Одна ошибка?

- Оцените свою работу.

VI. Подведение итогов

- Какое задание вам показалось самым легким?
- Самым трудным? 
- Самым интересным?

- Как вы чувствовали себя на уроке?

Слайд

 - Вы  работали  на уроке как? …   хорошо, азартно, дружно!  Молодцы! Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание (по выбору)

1.Найти пословицы и поговорки о дружбе с наречиями.

2. Написать сочинение о дружбе используя наречия.

Список литературы

  1. И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева   Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений- М.; СПб.: Просвещение, 2014.
  2. В.П.Канакина В.Г. Горецкий  Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.; Просвещение, 2014 г.
  3. В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Рабочие программы: 1-4 классы. – М.; Просвещение, 2011 г.
  4. В.П. Канакина  Г.С. Щёголева Русский зык: Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы: М.; Просвещение, 2013 г.
  5. Н.М. Шанский  Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М.; Дрофа, Русский язык, 1997 г.

2группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...