План - конспект занятия в форме технологической карты
план-конспект урока по русскому языку на тему

Тихонова Раиса Григорьевна

План-конспект занятия на тему "Буква З" представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_zanyatiya_shema_tihonova.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

            МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

Технологическая карта  учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «АБВГДейка»

Уровень программы: ознакомительный

Раздел программы: «Согласные буквы и звуки»

                       Тема: «Изучение буквы З»

Группа № 1, 1 года обучения

Составитель: Р.Г. Тихонова

Тимашевск, 2017 год

Дата проведения:  24.03.2017 г.

Время проведения:  16.00.-16.25.

Возраст учащихся:  6 лет

Тема: « Изучение буквы З»

Цель:

-формирование умения выделять  звук «З» в речи;

-отработка навыка чтения  слов с новой буквой  и изученными ранее буквами .

Задачи:

  1. Личностные.
  • формировать  культуру общения, сотрудничества и взаимопонимания;  
  •   воспитывать самостоятельность в процессе разговорной и письменной речи;                                                                                                    
  1. Предметные .
  •  научить  выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;
  • научить читать слоги, слова  с буквой З;                                                                                                      
  • закрепить умения детей делить слова на слоги;
  • создавать  модели слов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • обогатить словарный запас детей;
  • совершенствовать графический навык письма;
  • закрепить умение работать в тетради и у доски.
  1. Метапредметные.
  • развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.

Оборудование:

  1. Мультимедийная  установка с презентацией.
  2. Индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами.
  3. Цветные сердечки.
  4. Смайлики.

Форма проведения: групповая,  индивидуальная, работа в парах,  с элементами игры.

Методы передачи учебной информации педагогом:

  • метод беседы, словесный, наглядный, частично – поисковый, исследовательский;
  • методические приемы «Психологическая минутка».

Предполагаемый результат:

В процессе занятия учащиеся будут

  • читать слоги, слова  с буквой З;                                                                                                      
  •  делить слова на слоги;
  • создавать  модели слов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В данном занятии используются  игровые, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Список литературы:

1.Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

4.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет:

сценарии учебно-игровых занятий. – М.: Ювента, 2003.

5.Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981.

План проведения занятия:

  1. Актуализация знаний.

           -психологический настрой;

          - подготовительная работа (развитие речевого аппарата);

          - определение темы занятия.

  2. Цель занятия.

  3. Открытие новых знаний.

            -развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз.

  4.Преобразование полученных знаний.

  5.Рефлексия.

            - психологическая разгрузка и снятие напряжения.

  6. Оценка деятельности.

Конспект занятия

Этапы занятия

Время

Задачи

Содержание деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методический инструментарий

1.Актуализация знаний.

Психологический настрой.

3 мин.

1. Создать благоприятную, творческую атмосферу.

2. Настроить на восприятие материала.

Приветствие детей:

На занятиях каждый день

Делаем зарядку.

 Выполняем упражненья

 строго по порядку.

Все присели, дружно встали.

Повертели головой.

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

 

Подготовка рабочего места.

Отношение к  учению и поведение на занятиях.

Аутотренинг «Психологическая минутка».

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата).

3 мин.

1.Подготовить речевой  аппарат к работе.

2.Развивать дикцию и артикуляцию.

3.Разогреть речевой аппарат.

 -Мы  должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.                                  - Кто наши помощники?

-Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата:

-«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

–«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

–«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

–«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

(губки, зубки, язычок).

 

Правильное произношение звуков.

Игровая.

Определение темы занятия.

3мин.

Путем поискового метода подготовить учащихся к формулировке темы занятия.

- Какое сейчас время года?                - Кто летом серый, а зимой белый?
- Как называется наша планета?
- Слово – приветствие при встрече.
- Буквы мы пишем, а произносим…?                                              (на экране появляются иллюстрации и слова с названиями)
Слайд 1.                                         -Что особенного заметили в словах?

 -Назовите тему занятия.

-Зима
-Заяц.

 -Земля.

 -Здравствуйте!

-Звуки.

-Все слова начинаются с одной буквы.

 

-Тема занятия: буква Зз.

 Определение темы занятий ведется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что ещё не известно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Мультимедийный проектор, презентация.

2.Цель.

2 мин.

1.Формулировка цели и задач занятия.

- Кто определит цель нашего занятия?

-Какие задачи нужно решить, чтобы достичь эту цель?

-Будем изучать букву Зз;

-дать характеристику звуков;

-познакомиться с буквой Зз;

-научиться читать слоги, слова с буквой Зз.

3.Открытие новых знаний.

4 мин.

1.Изучить букву «З».

2.Произносить слова с изученной буквой.

3. Находить букву «З» в различных словах текста.

4. Правильно произносить звук «З».

- Отгадайте загадку:

Маленькая собачка    

Свернувшись лежит.                        Не лает, не кусает,                                   А в дом не пускает.

-Правильно, это замок .

-Ребята, с какого звука начинается слово  «замок»?

- Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (зонт, забор, зебра, заяц, зима) Слайд 2.

- А с какого звука начинается слово зебра?

- Произнесите отдельно звуки [З] и [З ΄]

- Какие это звуки?

-Составьте схемы слов  (по вариантам, проверка на доске).

-Замок.

- Со звука [З]

-[з΄]

Это разные звуки: твердый и мягкий согласный.

Дети  работают с карточками.

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Словесный, наглядный.

Частично – поисковый,

Картинки.

Частично - поисковый метод.

Презентация

«Картинки со звуками».

- Оцените себя, как составили схемы с помощью волшебных линеечек

 ( если схему составили быстро и правильно - звездочку поставьте вверху, если вызвало затруднение - чуть ниже, а если не смогли – то внизу).

-Что было трудно?

Оценивание.

 Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

 Ориентация на понимание  успеха при изучении нового.

Критериальный подход к оценке деятельности. Дети включаются в ситуации самоконтроля, и самооценивания.

Развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз.

2 мин.

Закрепить полученные знания.

- Для двух разных звуков - твердого З и мягкого З - есть одна буква З. Найдите ее на странице тетради.

Возьмите карандаш, обведите буквы  З з.

- Какую задачу выполнили?

В тетради дети находят и обводят буквы З з.

-Дали характеристику звуков и познакомились с буквой Зз.

Удержание учебной  цели.

Частично- поисковый метод.

4.Преобразование полученных знаний.

4 мин.

Научить  читать слоги с изученной буквой.

- А сейчас будем решать третью задачу: будем учиться читать слоги с буквой Зз.

 

Игровой приём «Эхо».

На доске написаны слоги:

за за за за    зо зо зо зо   зу  зу зу зу

зя   зе   зю  зи  зе

Первую строку читаем «как эхо», вторую – «как ручеёк» (быстро).

Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Дети читают слоги.

Коллективная работа.

Игровой приём.

Разминка.

Дружно встали на разминку

И назад  сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да смотри, не упади.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок.

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

- А сейчас поработаем со словами. Перед вами карточки со словами      (Зина, Зоя, зонт, зонтик, зима)

 Прочитайте их и разделите на 2 группы.

-Как можно разделить слова?

-Давайте проверим.

- Как еще можно разделить слова?

-Как  написаны имена ( с заглавной буквы).

- Что особенного в словах второго столбика?

- Как еще можно разделить слова?

Дети делят на группы по признакам.

- Слова с 2 слогами в одну группу, с 1 слогом в другую.

- Дети проверяют

( коллективная работа).

- Имена в одну группу, остальные в другую.

-С мягким согласным в один столбик, с твердым - в другой.

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

-анализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных);

-построение логической цепи рассуждений.

Здоровьесберегающие технологии.

Исследовательский метод

(самостоятельность обучающихся в выборе форм, проявление деловой и творческой активности).

Частично – поисковый метод  деятельностного подхода в обучении.

Технология перспективно - опережающего обучения

- Какую задачу выполняли?

- Учились читать слова и анализировать слова.

Удержание цели и задач.

Я предлагаю вам еще поработать в парах.

-Скажите девиз совместной работы.

Назовите слова с противоположным значением, которые начинаются на звук З.

- Вместе – не трудно,

Вместе - не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Летний –   зимний;

добрый –   злой;

глухой –    звонкий.

-Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;  

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с педагогом  и сверстниками.

Технология сотрудничества.

5.Рефлексия. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

6.Оценка деятельности.

2 мин.

2 мин.

Вспомнить и закрепить полученные знания.

Развитие мотивации к последующим занятиям.

– Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на занятии.  Какой была тема занятия?              Что нового для себя узнали?          Что было интереснее всего?

Выскажите своё впечатление.            

                             

- У вас на столах  лежат сердечки трёх цветов. Если вам не понравилось занятие, то выберите синее сердечко; если

 чему-то научились, но не очень хорошо запомнили, то – зелёное сердечко; если всё понятно и всё запомнили, то–красное сердечко. Спасибо за работу! Слайд 3.

-Познакомиться с буквой Зз.

-Дети высказывают свое мнение.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Выставление смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в форме технологической карты

Математика 1 класс.  Тема урока «СЛЕВА И СПРАВА, ВВЕРХУ И ВНИЗУ»УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока в форме технологической карты по окружающему миру в 4 классе по теме: «Антарктида». Презентация

Цель урока: формирование представления о материке Антарктида, его особенностях; развитие умения работать с различными источниками информации; воспитание любознательности, умения работать в группах.Пла...

Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (4 класс) на тему: "Замок из картона"

Данное занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из картона, картонных втулок,- закрепление навыков работы с цветной бумагой, ножницами, циркулем,- формирование умения анализировать го...

Технологическая карта.План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Изготовление розы из гофрированной бумаги".

Это занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из гофрированной бумаги;- закрепление умения вырезания по шаблону и навыков работы с бумагой;- ознакомление со свойствами и способами рабо...

Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Цветы из салфеток. Одуванчик"

Цели занятия:- овладение  навыком конструирования из столовых салфеток;- закрепление навыков работы с цветной бумагой;- развитие мелкой моторики рук;- воспитание аккуратности в работе....