«Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Урок – путешествие по сказке»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

irina-nikitina

Второй урок по теме "Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением" во 2 классе. Дети знакомы с правилами проверки безударных гласных, способами подбора проверочных слов.

На уроке необходимо систематизировать полученные знания. Урок построен на основе сказки А.С.Пушкина " Сказка о царе Салтане"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

2 класс

Тема: «Безударные гласные, проверяемые  и непроверяемые ударением.

Урок – путешествие по сказке»

Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.

Основные образовательные технологии обучения: словесно-наглядные и проблемно-поисковые.

Цель. Формирование навыка осознанного правописания слов с безударными гласными.

Задачи урока.

Предметные.

  • Обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.

Метапредметные.

Познавательные

  • Развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.
  • Совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
  • Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план (алгоритм) и действовать по плану (алгоритму).

Регулятивные

  • Учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы,
  • Определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные

  • Формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
  • Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные

  • Воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
  • Воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
  • Формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.

Ход урока:

1.Организационный момент:

 - Необычный день у нас.
 И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
- Видеть Вас мы очень рады!

Видеть рада вас и я

Здравствуйте, присаживайтесь, друзья.

2.  Эмоциональный настрой, чистописание

Посмотрите на экран и будьте очень внимательны.

(слайд – начало сказки)

 -Что вы увидели…….? (буквы)

- Кто запомнил, какие это были буквы, назовите их в той же последовательности.

(кзааск )

- На какие группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)

- Какая подсказка была на экране? (буквы красного и синего цвета)

-Составьте из этих букв слово. (сказка)

 На доске вывешивается слова сказка.

 - Почему все согласные синего цвета? (они обозначают твёрдый звук)

- Куда мы отправимся путешествовать? (путешествовать будем по  сказке)

- А когда вы слышите слова сказка, какое настроение у  вас становится?

(радостное, сказочное) У всех такое настроение?

-И только это настроение мы возьмём с собой в путешествие.

-Чтобы запомнить день нашего путешествия мы записали число, классная работа.

Чистописание

3. Сообщение темы урока: 

(слайд- слова из сказки)

- А вот путешествовать по какой сказке мы будем, вы должны узнать по словам и картинкам на слайде. Прочитайте слова и определите из какой это сказки? ( сказка о царе Салтане)

( слайд- название сказки)

Правильное название сказки  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Кто написал эту сказку?(А.С.Пушкин)

  (слайд- портрет Пушкина)

Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки он написал?

-А.С. Пушкин - великий русский поэт и сказочник. А.С.Пушкин написал 5 сказок. Его няня, Арина Родионовна рассказывала ему русские народные сказки. А он, встав взрослым,  эти сказки положил в основу своих сказок. И теперь они не народные, а … (литературные, авторские)

- Из какой сказки звучали строки?

( слайд- обложка книги)

А знаете ли вы, что в этом году этой сказке исполняется 185 лет,  она была написана в 1831году.  

Сказку вы угадали, а теперь внимательно посмотрите на экран. Теперь поработаем с этими слова и  определим тему урока.

( слайд- слова из сказки)

-Правильно. (Тема урока «Правописание безударных гласных, проверяемых  и непроверяемых ударением».

- Какую цель вы бы поставили перед собой на этом уроке?

- Какие знания нам понадобятся для достижения поставленной цели.

- Как же проверить написание безударной гласной? Вспомним правило.

(рассказывают правило)

- На какие группы разделим слова с пропущенными гласными? Выписываем с безударной гласной, проверяемой у дарением. (на доске и в тетради)

-Продолжаем путешествие по сказке.

(слайд- отрывок из сказки:)

           Ветер по морю гуляет

           И кораблик подг-няет.

           Он б-жит себе в в-лнах

           На поднятых п-русах.

4.Отработка умений находить и объяснять орфограммы.

-Возвращаемся к нашей сказке.

Для вас задание: выпишем слова с орфограммой проверяемая безударная гласная и подберите к ним проверочные слова. (проверка выполнения: В слове бежит безударная гласная в первом слоге. Подбираю проверочное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.(бег) )

Н а доске и в тетради

 -бе/г

– во/лны

– па/рус

-го/нит

 Бежит

В волнах

На парусах

Подгоняет

-Сравните  буквы на месте ударных и безударных звуков. В чём вы убедились? (В безударном слоге пишется та же буква, которая пишется в слове с ударным слогом)

-А есть ли в этом отрывке слова, с безударной гласной, непроверяемые ударением?

5.Физкультминутка для глаз

- В какой сказке Пушкина встречается яблочко?( сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

6.   В пути кораблям помогает ветер. Его ещё называют попутным. Но хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек, и писатель, и книга. Сказка Пушкина будет нашим добрым попутчиком. Попутный ветер несёт нас к следующему заданию.

Ч…дный остров

.З…лотой  орех

Ч…стые зубцы

Ш…рокое  поле

Прочитайте словосочетания, Что такое словосочетание?(это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу)

- Назовите слова с безударными гласными, объясните их написание.( золотой, широкое)

- какие ещё орфограммы вы узнали? (чу, ча)

-Теперь ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово. (стереть первый столбик). Запишите словосочетания. Проверка в паре.

- В слове «широкое» - определите количество звуков и букв.(7б., 8 зв.)

- К слову широкое подберите слово с противоположным значением. (широкое – узкое)

- Как называются такие слова? (антонимы)

- К слову чудный подберите слова близкие по значению.

(Чудный – удивительный, прекрасный, восхитительный, чудесный.)

- Как называются такие слова? (синонимы)

7. Работа по развитию речи.

Много чудес происходило на острове. (учитель показывает иллюстрации белочки из сказки А.С. Пушкина, которая держит золотой орех)

- Какие строки о белочке из сказки А.С.Пушкина вы вспомнили?

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые.

-(Устно) Назовите  слова с орфограммой безударная гласная, проверяемая ударением. -Выпишем эти слова.(Поёт – пой, золотые – золото, позолоченный, простые – просто.)

Мы работали коллективно, под моим руководством. А теперь предлагаю поработать в группах.

(слайд- распределение по группам)

- Распределить слова необходимо в 2 колонки. Какие? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

-Перед вами карточки для работы в группах. Помните основные правила работы в группах.

Проверка…….

9. Физминутка

Сказочная зарядка 

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

10.Работа с деформированным предложением

Рассыпались предложения в хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите и исправьте ошибки в словах.

 Работа в парах.

Дом, княз, белочька, выстроил, для, потом, хрустальный

На какие орфограммы допущены ошибки? (князь, белочка)

Князь для белочки потом,                                                                                          Выстроил хрустальный дом.                                                                                                        

Подчеркните все орфограммы.

Какие слова рифмуются? (потом, дом)

11. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Мальчики – в первой строчке

Девочки – во второй строчке

Запишите свой выбор.

12. Итог урока:  

- Назовите сказку, которая была добрым попутчиком на уроке?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Какие орфограммы повторили?

- Как проверить написание слов с безударной гласной?

- В каких заданиях вы испытывали трудности?

- Что понравилось на уроке?

Так как урок сказочный и волшебный, то и орешки тоже необычные:

Коричневый орешек -  отлично усвоил материал.

Зелёные  орешки - ещё нужно поработать по данной теме.

Выберите орех и оставьте на память белочке.

 - Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:

 Сказка ложь, да в ней намёк

- Продолжите. Добрым молодцам – урок!

Сегодня мне хотелось бы отметить активных ребят, кто верно отвечал.( оценки)

- Надеюсь, что каждый из вас извлек что-то нужное и важное для себя из урока – путешествия по сказке.

  12. Домашнее задание: выписать любое  четверостишие из сказки «О царе Салтане» А.С.Пушкина. Отметить карандашом изучаемые орфограммы в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

«Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс

Закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Урок по русскому языку во 2 классе. Тема "Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением"

На уроке обучающиеся знакомятся с новыми словами из словаря (январь, февраль, месяц). Цели урока: формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...

Урок во 2 классе. Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Урок – путешествие.

Урок во 2 классе. Тема: "Правописание слов с безударным гласным в корне"....