Главные вкладки

    Учебно-методический материал по русскому языку на тему:
    Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "В гости к зиме"

    Дзибло Варвара Михайловна

    Закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой; закрепить знания о частях речи; развивать связную устную и письменную речь учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pristavka.doc86.5 КБ
    Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt564.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "В гости к зиме"

    Тема: «В гости к зиме».

    Цели: закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой; закрепить знания о частях речи; развивать связную устную и письменную речь учащихся.

    Оборудование: картины с изображением зимней природы, зимних игр детей; распечатки филфорда «Зима»; пьесы П.И.Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки».

    Ход урока

    I. Сообщение темы и целей урока

    (Учитель читает стихотворение.)

    У дедушки Года, у старого деда,

    Есть внучки четыре прекрасные девы.

    Садись поудобнее, слушай, дружок,

    Про каждую внучку послушай стишок…

    Зима

    Как старшая внучка красива собою!

    Зовется Зимою, Зимой ледяною!

    Лицо белоснежно и волосы белые,

    Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

    Как только пора для Зимы заступает,

    Свои сундучки она вновь открывает.

    Есть пять ледяных у нее сундуков:

    В одном спит метель – это мать ветерков,

    В другом сундуке затаилась пороша

    И множество градин – стеклянных горошин,

    А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки

    И иней в последнем- в хрустальной корзинке.

    И эти богатства Зима всем раздарит.

    Украсит леса, с Новым годом поздравит.

    Оденет деревья в хрустальный наряд,

    Который сверкает и радует взгляд!

    Е.Ртищева

    - О чем будем говорить на уроке? (О зиме.)

    На уроке мы будем говорить о зимних изменениях в природе, повторим части речи.

    II. Работа над новым материалом

    - Зима…Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (Холодно, грустно, радостно, весело – скоро праздник Новый год.)

    - Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (Снег, лед, холод, санки, метель, Дед Мороз…)

    (Учитель вывешивает на доску картины зимней природы.)

    - Отгадайте загадки и найдите отгадки в филфорде. Слова могут быть расположены в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.

    Филфорд «Зима»

    1. Он щипается, кусается,

    Прогнать домой пытается.

    Но все равно я не уйду.

    Промчусь по снегу и по льду.

    (Мороз)

    2. Белая, узорная,

    Звездочка – малютка,

    Ты слети мне на руку.

    Посиди минутку.

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке.

    (Снежинка)

    3. Гуляю в поле,

    Летаю на воле.

    Кручу, бурчу,

    Знать никого не хочу.

    Вдоль села пробегаю,

    Сугробы наметаю.

    (Метель)

    4. Глаза – угольки,

    Ручки – сучки.

    Холодный, большой,

    Кто я такой?

    (Снеговик)

    5. Деревья белым уберет,

    Хотя не снег он и не лед.

    (Иней)

    6. Что за толстое стекло

    Речку всю заволокло?

    (Лед)

    7. В воздухе летит, не тает,

    Белизною взгляд ласкает.

    Составляет из сестер

    Купол - сказочный шатер.

    Драгоценным ожерельем

    Спать ложится на деревья.

    Без труда отыщет кров

    Среди веток и стволов.

    Спеленовывает землю

    Тот, кто раньше выпал, дремлет.

    В искрах звонких серебрится-

    Одного тепла боится.

    (Снег)

    8. Стальные маленькие кони

    На льду умельца не догонят.

    (Коньки)

    9. Тянуть их в гору трудно,

    С горы спускаться – чудно.

    (Санки)

    10. На прогулке бегуны

    Одинаковой длины.

    Через луг бегут к березке.

    Тянут следом две полоски.

    (Лыжи)

    - Запишите в тетради слова: мороз, снежинка, метель, снеговик, иней, лед, снег, коньки, санки, лыжи.

    - На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)

    - Что обозначают эти слова? (Предметы.)

    - Допишите еще в тетради слова-предметы, которые относятся к неживой природе зимы. (Снежинки, изморозь, сугробы, гололед.)

    Физкультминутка

    Выпал беленький снежок.

    Соберемся мы в кружок.

    Снег,снег,белый снег,

    Засыпает он нас всех.

    Мы на саночки садимся

    И под горку быстро мчимся.

    Снег, снег, белый снег,

    Мчимся мы быстрее всех.

    Дети все на лыжи встали,

    Друг за другом побежали.

    Снег, снег, белый снег,

    Кружит падает на всех.

    Мы из снега ком слепили,

    Потом куклу смастерили.

    Снег, снег, белый снег,

    Кукла вышла лучше всех.

    Дети к вечеру устали,

    Быстро к дому побежали.

    Продолжение работы.

    Беседа о снеге

    Послушайте рассказ «Снежные слова».

    Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья».

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

    Свежий, только- только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!

    Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.

    Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель - поземка.

    Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег - это вьюга.

    Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря- буран. Крикнешь и голоса не услышишь, в трех шагах ничего не видно. (Н.Надеждина).

    - Какие «снежные» слова в рассказе вы услышали? Допишите их в тетради. (Хлопья, крупка, поземка, пороша, буран, вьюга).

    - Объясните лексическое значение этих слов. (Хлопья - это несколько снежинок, которые слиплись на лету. Крупка- это снежинки в виде маленьких белых шариков. Поземка-это низовая метель (ветер, дующий у поверхности земли), когда снег струится по земле.)

    - На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)

    - Что обозначают? (Предметы)

    - Как образуется снег?

    (Учитель читает рассказ.)

    Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

    Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно- медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

     - Какого снега цвет?

    (Учитель читает рассказ.)

    Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

    В чем секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный солнечный луч.

    Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и остается бесцветным. Таков закон природы.

    Каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

    - Что запомнилось вам из прочитанных рассказов?

    Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Стр.132-133 (Прочитайте про себя.)

    - О каких зимних явлениях вы прочитали? Объясните это явление.

    - Кто рисует узоры на окнах? (Дети отвечают.)

    Ученик читает наизусть стихотворение Н. Хвостова «Зимние цветы».

    Раз в оконной раме

    Дедушка Мороз

    Странными цветами

    Стекла позанес.

    Против всяких правил

    В пальмовом лесу

    Елочек наставил-

    Севера красу.

    В прихоти затеи

    В лес насыпал звезд,

    Вывел орхидеи

    Из алмазных звезд.

    И рукой небрежной

    Дед-шалун седой

    Образ лилий нежных

    Переплел с травой.

    Но внезапно солнце

    Вышло из-за туч

    И нагрел в оконце

    Стекла жаркий луч.

    Как былые грезы,

    Юности мечты,

    Растопились слезы-

    Зимние цветы.

    Н.Хвостов

    - Перечислите зимние явления в природе. (Солнце поднимается невысоко, не греет. Дни короткие, ночи длинные. Земля покрыта снегом. Водоёмы покрыты льдом. Почва замерзла. Оттепели, гололедица, изморось.)

    Музыкальная минутка

    В Декабре 1975года Петербургский издатель Бернар обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Пьесы должны быть связаны с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом «Времена года» был написан.

     Послушайте пьесу «святки» (Декабрь). Святки - это старинный праздник накануне нового года.

    (Дети слушают пьесу.)

    - Какие картины вы представляли себе, когда слушали музыку?

    Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка около новогодней елки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный.

    (Учитель может предложить детям для прослушивания ещё две пьесы П.И.Чайковского.)

    Работа в тетради по русскому языку

    В тетради вы записали слова-предметы, относящиеся к зиме.

    Теперь запишем слова-признаки.

    - На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

    - Расскажите, какие вы видели снежинки? Запишем эти слова. (Дети записывают.)

    Легкие, пушистые, белые, ажурные, серебристые, нежные, мягкие, воздушные.

    - С чем можно сравнить снежинки? (Белые, как молоко. Легкие, как пух. Ажурные, как кружево.)

    - Что делают эти снежинки? Запишем слова-действия. (Ложатся, падают, летят, кружатся, танцуют, грустят, плачут, шепчутся.)

    - На какие вопросы отвечают слова-действия? (Что делать? Что сделать? Что делают?)

    - Послушайте, какое стихотворение о двух снежинках написал поэт В.Хесин «Две сестры-снежинки».

    - Какой бы вы хотели быть снежинкой – первой или второй? Почему?

    Физкультминутка

    А теперь, ребята, Встали!

    Быстро руки вверх подняли,

    В стороны, вперед, назад ,

    Повернулись вправо ,влево ,

    Тихо сели ,вновь за дело

    (Учитель читает стихотворение.)

    Я Приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

    Где много всяких сказочных чудес,

    Где замела метелица дороги,

    Где косолапый мишка спит в берлоге,

    Где в ледяном- дворце живет сама

    Красавица, волшебница-зима.

    Продолжение работы

    1. Беседа

    - Зима… Какая она? (Волшебница, чудесница, кружевница, морозная, Снежная, лютая, чародейка.)

    - Что сделала зима? (Пришла, украсила, подкралась, занавесила, убаюкала, прикрыла, закутала.)

    2. Зимние забавы

    (Учитель читает стихотворение А.Коринфского «Зима».)

    - Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках.)

    - Какие вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же или другие игры?

    Послушайте, как играли зимой ваши сверстники сто лет тому назад.

    (Учитель читает стихотворение.)

    «На салазках» (Ф.Пестряков)

    «Снежная война» (Л.Воронова)

    - Как вы думаете, почему игры детей одни и те же? (Зима как была сто лет назад, так и осталась. И игры останутся такими же через сто лет.)

    Работа над текстом «Зима»

    - Почитайте текст «Зима».

    (На доске написан текст.)

    Вот и пришла зима. Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.

    - Посмотрите, как много «снежных» слов записали мы в тетради. Украсьте этими словами текст о зиме, запишите его в тетради.

    (Дети работают под музыку П.И.Чайковского.)

    III. Итог урока

    - О каком времени года говорили на уроке?

    - Что особенно запомнилось?

    Спасибо за урок.

    IV. Домашнее задание

    1. Окружающий мир. Стр 130-133, подобрать стихи, поговорки о зиме.

    2. Русский язык. Выписать несколько предложений о зиме из книги, которые читали.

    Внезапно потемнело. Это низкие тучи закрыли небо. Налетел ветер. Закачались деревья, зашумели ветвями. Понеслись по ветру сухие листья и травинки.

    №3. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно.

    Закрутила м…тел….Белка посп…шила к гн…зду. Гн…здо у зв…рька теплое. Забралась белка в гн…здо, прикрылась пуш…стым хвостиком. Х…лодный ветер и м…роз не страшны зв…рьку. Утихла неп…года. Выл…зла белка из гн…зда. Она ловко поск…кала с дер…ва на дер…во. Вот белка вз…ла в ла…ки …ловую ш…шку. Она стала ее обгрызать. Вкусная еда у пуш…стого зв…рька зап…сена в кл…довой.

    №4. Составьте из слов каждой строчки предложения.

    Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

    Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

    Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

    - Почему птицам зимой нужно помогать?

    Сочинение миниатюра.

    Зимнее утро

    Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой белой скатертью; побежали к горке.

    За городом

    Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.

    Кормушки

    Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.

    Перед корнем есть приставка

    Слитно пишется она.

    А при помощи приставки

    Образуются слова.

    Тест

    Приставка – это слово.

    Приставка со словом пишется слитно.

    Предлог со словом пишется раздельно.

    Предлог никогда не пишется с глаголами.

    Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово.

    Приставка служит для образования новых слов.

    Очень будем мы стараться

    И не станем волноваться

    Ну, ребята, чур, молчок

    Начинается урок.

    (На доске “Ромашка”)

    Ребята мне очень хочется чтобы урок у нас получился вот таким: интересным, творческим, познавательным, с играми, с хорошими и правильными ответами. (Да!)

    И я думаю получится он таким при взаимопонимании, сотрудничестве и добром отношении друг другу.

    Давайте составим памятку “Как найти приставку”.

    1. Подбери однокоренные слова.

    2. Укажи корень.

    3. Отметь часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

    4. Назови приставку.

    ЦЕЛИ:

    Обучающие:

    1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.

    2. Организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.

    Развивающие:

    1. Развитие способности осознания и постановки целей учебной деятельности и умения организовать их достижение.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

    2. Тренировка работы в группе, развитие умения слушать других и отстаивть свою точку зрения.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    - Чему мы учимся на уроках русского языка?

    *грамотно писать

    *обогащаем свою речь

    *учимся применять свои знания на практике

    *знакомимся с тем, как устроен наш язык

    Цели урока:

    1. Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-).

    2. Способствовать развитию речевой деятельности; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному  языку.

    3. Обогащать речь учащихся фразеологическими  оборотами.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС Подготовила учитель начальных классов Дзибло Варвара Михайловна МОУ «Гимназия» Г.Новозыбкова 2009-2010 учебный год

    Слайд 3

    осень трава листья о сень тр а ва л и стья О а и

    Слайд 4

    Он носом (в) землю постучит, Взм...хнёт крылом и закр...чит. Кр...чит он даже сонный, Кр...кун неуг...монный.

    Слайд 5

    Он носом в землю постучит, Взм а хнёт крылом и закр и чит. Кр и чит он даже сонный, Кр и кун неуг о монный.

    Слайд 6

    Тема урока Общее понятие о приставке

    Слайд 7

    Приставка Часть слова Обозначается Служит для образования новых слов Находится перед корнем

    Слайд 8

    Город, городок, пригород. Подснежник, снег, снежок. Забег, завод, замок. След, свет, сход. Из каждого ряда слов выпиши слово с приставкой. Выдели приставку.

    Слайд 9

    1. Подбери однокоренные слова. 2. Укажи корень. 3. Отметь часть слова перед корнем. Это приставка. 4. Назови приставку. Памятка Как найти приставку

    Слайд 10

    Приставки русского языка в-(во-)(взо-) вы- до- за-(изо-) ко- на- над-(надо-) не-(недо-) о- об-(обо-) от-(ото-) па- по- под-(подо-) пра- пред-(предо-) про- разо- с-(со-) су- у- без-(бес-) вз-(вс-) воз-(вос-) из-(ис-) низ-(нис-) раз-(рас-) роз-(рос-) через-(черес-) пре- и при-

    Слайд 12

    Проверь свой тест Правильные ответы: 1 — а, 2 — б; 3 — б; 4 — в; 5 — б; 6 — а; 7 — б. 7 ответов — «5», 6 — 5 ответов - «4»; 4 — 1 ответ — будь внимателен!

    Слайд 13

    Спасибо за работу! Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"

    В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...

    Интегрированный урок "Окружающий мир+русский язык" 2 класс, "Школа России"

    Интегрированный урок "Окружающий мир+русский язык" по теме: "Профессии" (окружающий мир), "Закрепление" (русский язык) включает  разнообразные задания по темам: кроссворд, лото, пословицы и погов...

    Интегрированный урок "окружающий мир + физическая культура" по теме "Осанка и ее значение для здоровья человека".

         Цель урока: рассказать об осанке и ее значении для здоровья человека; разучить упражнения, способствующие формированию правильной осанки; научить соблюдать профилактические ...

    Интегрированный урок "окружающий мир + физическая культура" по теме "Осанка и ее значение для здоровья человека".

         Цель урока: рассказать об осанке и ее значении для здоровья человека; разучить упражнения, способствующие формированию правильной осанки; научить соблюдать профилактические ...

    Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"

    При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...

    Интегрированный урок «Окружающий мир + русский язык» 2 КЛАСС

    ДАННЫЙ УРОК ПРОВОДИТСЯ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ПРОФЕССИИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ОРФОГРАММ" В ХОДЕ УРОКА ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ С ПОМОЩЬЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЗАКРЕПЛЯЮТ ЗНАНИЯ О ...