Выработка навывков правописания безударных гласных в корне
статья по русскому языку на тему

Выработка навыкоа правописания безударной гласной в корне является одним из разделов развития орфографической зоркости у младших школьников. В статье рассказывается о том какую работу необходимо проводить в каждом классе для выработки этого наывка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

Талаканская средняя общеобразовательная школа № 6

Бурейского района Амурской области

Выработка навыков правописания безударных гласных в корне

Выступление на мо учителей начальных классов

Подготовила учитель начальных классов

Липинина Ольга Ивановна

Талакан, 2014

   Выработка навыков правописания безударной гласной в корне является одним из разделов развития орфографической зоркости у младших школьников. Достижение названной цели предполагает:

- знакомство школьников с орфографическими понятиями «орфограмма» и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограммы;

- формирование орфографических умений на основе понятий;

- формирование умений писать слова с непроверяемыми написаниями.

   Работу по выработке навыков правописания безударной гласной в корне необходимо начать с букварного периода. Именно в это время надо показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести двигаясь от звука к букве. Именно поэтому в программе «Школа 2100» большое внимание уделяется фонетическому разбору слов. Причем фонетический разбор в первом классе мы делаем так: записываем слово, ставим ударение, зеленым цветом обозначаем безударную гласную т.к. она «опасная», записываем транскрипцию слова, считаем количество букв, звуков, расставляем цветные точки под буквами. Точки обозначают звуки: красная – гласный звук, синяя – твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук. Фонетический разбор слов мы делаем практически на каждом уроке. Затем сравниваем написание и произношение. Одновременно в период обучения грамоте дети овладевают словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом.

  Во втором классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по написанию безударных гласных в корне. Вводится термин «орфограмма безударная гласная в корне», как буква, находящаяся в слабой позиции и являющаяся «опасной» при написании. Развитие умения писать безударную гласную в корне опирается на следующие виды орфографической памяти: слуховой, т.е. слово нужно услышать; зрительной, т.е. слово нужно увидеть; речедвигательной – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись учениками одних и тех же слов. Практика подтверждает, что при формировании орфографических умений необходимо одновременно опираться на все виды орфографической памяти. В прошлом году дети написали итоговый контрольный диктант без двоек с тремя тройками, остальные четверки и пятерки.

  В учебнике «Русский язык» программы «Школа 2100» предусмотрены упражнения, использующие возможности всех названных видов памяти.

  Для формирования орфографического умения писать безударную гласную в корне в учебнике использованы специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывания и диктанты.

  Списывание как упражнение существует в двух формах: без пропуска орфограмм (неосложненное спиывание), которое формирует умение находить слова с изученными орфограммами на письме, а также умение устно и графически обозначать условие выбора правильных написаний; и с пропуском орфограмм (осложненное списывание), которое направлено на формирование умения правильно писать слова с безударными гласными, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически. Это задания типа – выписать из данных слов, словосочетаний, предложений слова только с безударной гласной; выписать в один столбик слова только с безударной гласной проверяемой ударением, а в другой словарные слова и т.д.      Списывание опирается на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, необходимо приучать к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.

   Перечислим виды диктантов: диктант без изменений («Русский язык, 2», 2011, упр. 229, 233, 232, 234, 235 и т.д.), диктант с изменениями, выборочный диктант («Русский язык, 2» упр. 246), собственно графический диктант. Этот диктант рассчитан на достаточно высокий уровень осмысления учениками ранее изученных орфограмм, проводится на уроках повторения и обобщения и состоит в оживлении графических схем условий выбора орфограммы. Использовать этот вид диктанта можно только с учетом уровня умений учеников конкретного класса. К примеру, на доске записаны следующие схемы:

О

Е

И

Задание: назови орфограмму, зашифрованную в графике. Запиши рядом со схемой слово с данной орфограммой. Задание должно быть выполнено так:

                                                    /

О                         - вода – воды

                                                      /

Е                         -  земля – земли

                                                     /

И                         - лиса – лисы

   Орфограмма – безударная гласная в корне.

   Все орфограммы мы обозначаем зеленым цветом. Дети, чтобы правильно написать безударную гласную, пишут слово, пропуская эту гласную, ставят ударение, выбирают какую букву писать и пишут ее.

   На уроках предлагаю детям способы проверки безударной гласной в корне для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки. Дети должны определить, к какой группе относится слово, а  потом выбрать нужное правило.

  1. Если слово называет предмет, нужно:

                                                                                                                /

– изменить проверяемое слово:  ед. ч. – мн.ч. (доска – доски)

                                                                         /

кто? что? (ед.ч. – мн.ч.) в волнах – волны

  1. Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки:

     - изменить поверяемое слово по вопросам:

                                                                    /             /

     что делал? – что делает? (плясал – пляшет)

                                                                       /              /  

что делать? – что сделать? (бежать – сбегать)

- подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? 

             /    

насорил – сор

   Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание нужно уделять значению слова. От значения слова к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример:

храбрец – от слова храбрый;

кофейник – от слова кофе;

писатель  от слова пишет.

   Можно дать задание на внимание: птенец от слова птенчик или птица? Задания с ловушками:

п_ляны – пыль,

т_щить (сумки) – тощий,

сл_зает (с дерева) – слез,

обл_зать (ложку) – лез.

   Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова – ошибки не будет.

   В журнале «Начальная школа» № 2 за 1988 год напечатано большое количество упражнений, которые можно использовать дополнительно к материалу учебника для того, чтобы формировать умение правильно писать безударные гласные в корне. Вот некоторые:

1. Покажи ударную гласную в словах: книга, пенал, учебник.

2. Выбери и запиши слова с безударной гласной, проверяемые по принципу ед.ч. – мн.ч.. Рядом укажи проверочное слово.

По утрам я завожу (часы).

3.Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначь ударение, выдели корень, подчеркни безударную гласную, назови проверочные слова.

С_ва, з_мля, тр_ва, и т.д.

   Ежедневно провожу на уроках словарную работу. Написание словарных слов дети заучивают наизусть. Видов работы со словарными словами много. В этом году мы заучиваем слова в течение недели блоками. На следующую неделю блок слов меняется.  Однако, работа над правилом правописания безударных в корне не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими правилами.

Литература

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2013

2. Песняева Л.С, Песняева Н.А  О готовности учителя начальных классов к обучению орфографии в условиях существования вариативных программ. //Начальная школа плюс до и после. № 06, 2001

3. В.М. Гудкова Почему учащиеся правила знают, а пишут с ошибками. // Начальная школа. № 01, 2000

4. Г.А. Бакулина Новый подход к словарно – орфографической работе на уроках русского языка. // Начальная школа. № 3, 2000

5. Журнал «Начальная школа», № 2, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...