Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., №373), на основе:

- примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. – М.: «Просвещение» 2010г.)

- авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте»  Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. - М: Просвещение, 2016 г.

- авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык».-  Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2016 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1.docx50.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области

"Утверждаю"

Директор  _____________Е.Б.Шипилова

Приказ №______ от "_____"___________2017 г.                

"Согласовано"

Заместитель директора лицея по УВР________________

Кубрак Л.В.

Рассмотрена на заседании кафедры/МО

Протокол №______

от "_____" ___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 1-Б КЛАССЕ                                                    

Разработал:                                          учитель начальных классов

Сухопарина Евгения Викторовна

2017 -2018 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., №373), на основе:

- примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. – М.: «Просвещение» 2010г.)

- авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте»  Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. - М: Просвещение, 2016 г.

- авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык».-  Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2016 год.

Основные цели преподавания русского языка:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся. Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель предполагает формирование:

а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;

б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения.

Задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение обучающими умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение  познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ведущая задача - развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится 4 часа в неделю. На изучение учебного предмета в 1 классе выделяется 132 часа за 33 учебные недели (85 часов на период обучения грамоте и 47 часов на русский язык). В целях индивидуализации и дифференциации образовательной программы в рамках основного учебного времени 20% занятий - 26 уроков из общего количества - отводится на изучение внутрипредметного модуля «Тайны русского языка».

Изучение внутрипредметного модуля предполагается в разных формах, отличных от урока: урок этикета, урок-аукцион, урок-игра, урок-викторина, урок-дискуссия, урок-сказка, урок-презентация, урок-рефлексия, урок образовательного путешествия, урок творчества, урок-КВН, урок-моделирование, урок-исследование, познавательная лаборатория.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10 .Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-представление о причинах успеха в учебе;

-интерес к учебному материалу;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

-знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о русском языке как средстве межнационального общения;

- представления о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить необходимые коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- проводить сравнения, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку)

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- подведение языкового факта под понятия разного уровня обобщения (н-р: слово-слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- использовать в общении правила вежливости,

 -договариваться, приходить к общему решению,

Обучающийся получит возможность научиться:

-формулировать собственное мнение и позицию,

- строить понятное для партнера высказывание.

- задавать вопросы;

-принимать другое мнение и позицию;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Предметные результаты

Предметные результаты (повышенный функциональный уровень)

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации;

- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания;

- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.

Развитие речи

Обучающийся научится:

- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

-составлять текст из набора предложений;

-выбирать заголовок текста из ряда данных

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;

- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;

- составлять текст по его началу и концу.

Система языка

Обучающийся научится:

-  различать звуки речи;

- устанавливать число и последовательность звуков в слове;

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие;

- определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

- определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);

- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

- определять указатели мягкости-твердости согласных звуков;

- делить слова на слоги;

-различать звуки и буквы;

- различать буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных;

- определять функцию ъ, ь, букв е, ё, ю, я;

- обозначать на письме звук [й'].

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;

- использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании)

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике);

- первичным навыкам клавиатурного письма

Лексика

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить в ряду слов родственные (однокоренные слова);

- различать (с опорой на рисунок) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы периода обучения грамоте 1 класс (97 часов)

Развитие речи

Письменная речь (письмо)

Ориентировка в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки.

Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы гласных как показатели твердости, мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Ознакомление с клавиатурным письмом. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение

Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом. Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (.?!) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.

Орфография

Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания (.?!) в конце предложения.

Содержание программы систематического курса русского языка

1 класс (47 часов)

I. Развитие речи

Письменная речь (письмо)

Сопоставление набора предложений и текста. Ознакомление с признаками текста: тема, смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Представление о частях текста на примере научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки; красная строка; абзац. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).

Сравнение особенностей языка (по стилю) в письменных текстах с одинаковым предметом описания, например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и пр.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений.

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение в слове звуков гласных-согласных. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Вывод о словообразующей функции ударения. Различение в слове мягких-твердых, звонких-глухих согласных звуков. Парные звуки: мягкие-твердые, глухие-звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Различение непарных звонких согласных; непарных глухих согласных; шипящих согласных. Различение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц], непарных мягких согласных [й’], [ч’], [щ’]. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике для 1 кл.).

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове. Функции йотированных гласных (е, ё, ю, я). Наблюдение вариантов обозначения звука [й’].

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).

Обозначения у букв ь и ъ. их роль в слове. Функции йотированных гласных. Наблюдение вариантов обозначения звука й. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Лексика

Номинативная (назывная) функция слов. Представление о слове как единстве звучания и значения. Практическое ознакомление с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий).

Состав слова (морфемика)

Нахождение в ряду слов родственных (однокоренных) слов. Различение (с опорой на рисунки) однокоренных слов и слов одной тематической группы; однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.

Морфология

Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). Умение опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Различение названий предметов,отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Ознакомление с грамматическими признаками рода и числа у слов, обозначающих предметы. Нахождение слов, обозначающих предметы, которые заменяют слова-указатели (местоимения), например: Птичка села на ветку. Она искала корм.

Синтаксис

Различение предложения и слова (осознание их сходства и различий). Сравнение набора слов и предложения. Восстановление деформированного предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. Сравнение предложений по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. Сравнение предложений по смыслу при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами. Составление схем предложений, их многозначность.

III. Орфография и пунктуация

Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Понятие орфограммы. Использование орфографического словаря (см. в учебнике).

Применение правил правописания:

_ раздельное написание слов;

_ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);

_ отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

_ перенос слов;

_ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

_ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

_ знаки препинания (.?!) в конце предложения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу периода обучения грамоте

Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:

- между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

- между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

- между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

- многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

- родственных словах и корне слов;

владетьобщеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук гласный, согласный, гласный ударный, безударный);

- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- пользоваться учебными книгами;

знать/понимать:

- признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

- оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: .?!;

- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- признаки гласных и согласных звуков;

- признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

- написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

- алфавит;

уметь:

- голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения);

- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

- писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);

- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, - записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;

- различать на слух звуки речи;

- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

- определять место ударения в двусложных словах;

- делить слова на слоги;

- находить в ряду слов родственные слова;

- применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (.?!).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

Обучающиеся должны иметь представление:

- зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

- грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

- различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное; признаках текста и его оформлении;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);

- использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклассниками, на перемене, на прогулке;

- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

-  ориентироваться в учебнике;

- списывать и писать под диктовку небольшой текст;

знать/понимать:

- признаки предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак (.?!))]

- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

- гласные и согласные звуки;

- согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;

- алфавит;

уметь:

- отличать текст от предложения, предложение от слова;

- находить границы предложения;

- подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;

- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

- определять место ударения в слове;

- делить слова на слоги;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

- обозначать на письме звук [й'];

- применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение грамоте (85 часов)

Добукварный период (15 часов)

1*.(1)

1

Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Урок-путешествие.

2.(2)

1

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

3*.(3)

1

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Модели предложения. Урок-сказка.

4.(4)

1

Рисование полуовалов и кругов. Письмо длинных прямых наклонных линий.

5.(5)

1

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

6.(6)

1

Написание коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу. Письмо элементов букв.

7.(7)

1

Письмо больших и маленьких овалов, длинных и коротких наклонных линий.

8 *.(8)

1

Написание элементов букв. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.  Урок-путешествие.

9. (9)

1

Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо элементов букв.

10*.(10)

1

Письмо строчной и заглавной букв а, А. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Урок-наблюдение

11.(11)

1

Письмо строчной и заглавной букв а, А. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Закрепление.

12*.(12)

1

Письмо строчной и заглавной букв  И, и Урок – путешествие.

13.(13)

1

Письмо строчной буквы ы.

14*.(14)

1

Письмо строчной и заглавной букв У, у.  Урок – сказка.

15.(15)

1

Письмо изученных букв.

Букварный период (50 часов)

16.(1)

1

Письмо строчной и заглавной букв Н, н.

17.(2)

1

Письмо строчной и заглавной букв С, с.

18*.(3)

1

Письмо заглавной и строчной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Урок-сказка.

19.(4)

1

Письмо заглавной и строчной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Закрепление.

20.(5)

1

Письмо слогов и слов с буквами Т, т.

21.(6)

1

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

22.(7)

1

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

23.(8)

1

Письмо слов с изученными буками.

24.(9)

1

Письмо строчной и заглавной букв В, в.

25.(10)

1

Письмо строчной и заглавной букв Е, е.

26.(11)

1

Письмо строчной и заглавной букв П, п

27*.(12)

1

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Урок-конкурс

28.(13)

1

Письмо строчной и заглавной букв М, м

29.(14)

1

Письмо слов с буквами М, м.

30.(15)

1

Письмо строчной и заглавной букв З, з.

31*.(16)

1

Письмо слов и предложений с буквой з. Урок-игра.

32.(17)

1

Письмо слов и предложений с буквами З, з. Письмо предложений с изученными буквами.

33.(18)

1

Письмо строчной и заглавной букв Б, б.

34.(19)

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текстов с изученными буквами.

35.(20)

1

Письмо строчной и заглавной букв Д, д.

36.(21)

1

Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв Д, д. Списывание текстов.

37.(22)

1

Письмо строчной и заглавной букв Я, я.

38.(23)

1

Закрепление написания буквы я.

39.(24)

1

Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами

40.(25)

1

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.

41*.(26)

1

Написание заглавной буквы Г. Урок-игра.

42.(27)

1

Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА – ЧУ.

43.(28)

1

Заглавная буква Ч. Сочетания ЧА - ЧУ.

44.(29)

1

Написание буквы ь.

45.(30)

1

Написание буквы ь, слов и предложений с ь.

46.(31)

1

Письмо строчной и заглавной  букв Ш, ш.

47.(32)

1

Сочетание ШИ. Закрепление.

48.(33)

1

Письмо строчной буквы ж.

49.(34)

1

Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ — ШИ

50*.(35)

1

Написание строчной буквы ё. Урок-путешествие.

51.(36)

1

Заглавная буква Ё.

52.(37)

1

Написание букв Й, й.

53.(38)

1

Написание строчной буквы х.

54*.(39)

1

Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. Урок – сказка.

55.(40)

1

Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

56.(41)

1

Написание строчной и заглавной букв Ю, ю .

57.(42)

1

Проверочная контрольная работа (тест) по итогам первого полугодия.

58.(43)

1

Написание строчной и заглавной букв Ц, ц.

59.(44)

1

Проверочная контрольная работа (диктант) по итогам первого полугодия.

60.(45)

1

Написание строчной буквы э.

61.(46)

1

Написание заглавной буквы Э.

62*.(47)

1

Написание строчной буквы щ. Урок-викторина.

63.(48)

1

Написание заглавной буквы Щ. Закрепление правописания сочетаний ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.

64.(49)

1

Написание букв Ф, ф.

65.(50)

1

Написание букв ь и ъ (закрепление). Повторение написания изученных букв. Урок – игра.

Послебукварный период ( 20 часов)

66.(1)

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

67*.(2)

1

Закрепление написания изученных букв, слов и предложений. Урок-конкурс.

68.(3)

1

Списывание текста.

69.(4)

1

Письмо слов, предложений о Родине под диктовку.

70.(5)

1

Орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости.

71.(6)

1

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь.

72.(7)

1

Непарные по звонкости /глухости и мягкости /твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы

73.(8)

1

Способы обозначения звука [й’] на письме

74*.(9)

1

Повторение тем «Слог», «Ударение». Урок - путешествие.

75.(10)

1

Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.

76.(11)

1

Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. Однокоренные слова, корень слова.

77.(12)

1

Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое». Письмо под диктовку.

78.(13)

1

Комплексное повторение на материале стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа».

79.(14)

1

Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа».

80.(15)

1

Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит».

81.(16)

1

Повторение обозначения [й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

82.(17)

1

Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характеристике звуков.

83.(18)

1

Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»

84.(19)

1

Подготовка к изучению начального курса русского языка.

85.(20)

1

Контрольный диктант по итогам обучения грамоте.

Русский язык ( 47 часов)

86.(1)

1

Слово и предложение.

87.(2)

1

Как получается предложение?

88.(3)

1

Главные члены предложения.

89.(4)

1

Звуки и буквы.

90.(5)

1

Звуки и буквы.

91*.(6)

1

Слоги. Урок-сказка.

92.(7)

1

Гласные звуки.

93*.(8)

1

Гласные звуки. Урок-игра.

94.(9)

1

Согласные звуки.

95.(10)

1

Перенос слов.

96*.(11)

1

Перенос слов. Урок-исследование.

97.(12)

1

Ударение.

98.(13)

1

Ударение.

99.(14)

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

100.(15)

1

Большая буква в кличках животных и географических названиях.

101*.(16)

1

Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы.

102.(17)

1

Русская азбука или алфавит.

103*.(18)

1

Русская азбука или алфавит. Урок-игра

104.(19)

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

105.(20)

1

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

106*.(21)

1

Шипящие согласные звуки.

107.(22)

1

Буквосочетания ЖИ-ШИ.

108*.(23)

1

Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Урок-практикум

109.(24)

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН

110.(25)

1

Глухие и звонкие согласные звуки.

111.(26)

1

Парные согласные в конце слова.

112*.(27)

1

Парные согласные в конце слова. Урок-игра

113.(28)

1

Части речи. Общее понятие.

114.(29)

1

Имя существительное.

115.(30)

1

Имя прилагательное.

116.(31)

1

Глагол.

117*.(32)

1

Словосочетание. Урок-практикум.

118.(33)

1

Предлоги.

119.(34)

1

Работа на восстановление деформированного текста.

120.(35)

1

Контрольное списывание.

121*.(36)

1

Предложения повествовательные, вопросительные.

122.(37)

1

Предложения побудительные, восклицательные.

123.(38)

1

Итоговый контрольный диктант.

124*.(39)

1

Работа над ошибками. Слова вежливого общения.

125.(40)

1

Текст.

126*.(41)

1

Текст. Урок-соревнование.

127.(42)

1

Проверочная работа по итогам года (тест).

128*.(43)

1

Родственные слова. Корень слова. Урок-сказка.

129.(44)

1

Родственные слова. Корень слова

130.(45)

1

Секреты речи. Контрольный словарный диктант.

131.(46)

1

Секреты речи. Фразеологизмы.

132*.(47)

1

Секреты речи. Урок-смотр.

Примечание: номера уроков со значком *  - уроки внутрипредметного модуля «Тайны русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...