Главные вкладки

    Урок русского языка "Сложные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок русского языка "Сложные слова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova.docx26.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

    ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

                                                   Подготовила: учитель начальных классов

                                                       Щербакова Л.Н.

    Саранск 2014-2015

    Урок  русского языка.

    Тема урока: «Сложные слова».

    Цель: создать условия для формирования  понятия «с ложные слова» и введение его в систему знаний.

    Задачи:

    1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.

    2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.

    3.Воспитывать интерес к языку, слову.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид  урока: урок – исследования.

    Методы обучения:

    Проблемный

    Исследовательский

    Информационно-коммуникативный

    Оборудование:  учебник  «Русский язык» 3 класс  Полякова, смайлики для оценивания своей работы.

    Формирование У У Д:

    Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и  выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные: навыки сотрудничества.

    Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

    Личностные: мотивация изучения нового.

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Эмоциональный  настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

    Проверьте все  необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам  хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.

    Минутка чистописания. Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность ое  ео

    Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

    Маленькое дело, лучше большого безделья.

    Актуализация знаний.

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?

    Постановка проблемы.

    Орфограммы веселились

    И ошибки появились.

    Вы их быстро все найдите,

    Правильно слова спишите.

    Фронтальная работа.

    Найдите в словах ошибки . Запишите правильно. Выделите корень.

    (Учитель показывает карточки  со словами. Голупь. Лисник. Трова. Бигут. Флак.)

    Взаимопроверка. Проверьте друг у друга.

    На какие орфограммы встретились слова?

    Ребята ,отгадайте пожалуйста загадку.

    На дорогу ,поле, лес

    Звезды подали с небес.

    Собирал я их ребята

    Целый день большой лопатой.

    Что это?

    Запишите слово  -снегопад- и выделите корень.

    Постановка проблемного вопроса.

    Я видела ,что вы по разному определили корень в слове – снегопад.

    Открывается слово – снегопад

    Возникает вопрос сколько корней в слове – снегопад?

    Решение проблемы.

    Когда так говорят? Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег.)

    Запись на доске (Снег падает).

    Какой корень в слове –снег? Подберите однокоренные слова.

    Какой корень в слове падает? Подберите однокоренные слова.

    Есть ли корни –снег и –пад –в слове снегопад?

    Так сколько корней в слове –снегопад?

    Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

    Как можно назвать эти слова?

    Сообщение темы и цели урока.

    Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.

    И сегодня на уроке мы будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы будите исследователями.

    Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова.

    Запишем предложение и подчеркнем главные члены.

    Найдем орфограммы.

    Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.

    Разберем слово – занесла по составу .    

    Какие части слова служат для образования слов?

    (Приставка, корень, суффикс).

    А какую часть слова мы забыли? (Основу).

    Есть и другие способы образования слов. И об этом мы узнаем сегодня на уроке. Давайте с вами составим план-исследование. Что прежде всего мы должны знать? Я вам предлагаю такой план-исследования. Вас мой план устраивает? (Открываю на доске)

     План-исследование

    1. Как образуются сложные слова?
    2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
    3. Какую роль играют сложные слова в речи?

    А чтобы наши исследования прошли успешно какими нужно быть на уроке?

    Изучение нового материала

    Какой первый пункт нашего плана (как образуются сложные слова)

    Как вы думаете что это за слова такие – сложные?

    А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? Что можно сложить на уроке русского языка – подумайте? (звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст, части слова в слова)

    Посмотрите на доску – что это (корни слов, основы)

    На доске: пар, ход; сам, вар; лед, ход; нос, рог.

    Какое задание можно предложить? (я предлагаю составить слова и записать их в тетрадь)

    Сложите основы, выделите корень

    Проверка. Что общего в словах? (сложные)

    Как получили сложные слова? (сложили два корня, две основы)

    Какой вывод можно сделать?

    Как образуются сложные слова?

    Исследование 2

    Какой следующий пункт нашего плана

    Открыли стр. 92 № 171. Работа по учебнику с комментированием.

    Прочитаем правила стр. 92

    Какие соединительные буквы в сложных словах? Скажите уверенно.

    Физкультминутка.

    Мы пушистые снежинки,

    Мы волшебные пушинки,

    Приодели белый свет,

    Набросали белый плед.

    Мы друг с другом подружились,

    В белом танце покружились,

    И на земля тихо-тихо опустились.

    Исследование 3

    Прочитайте следующий пункт нашего плана

    Вернемся к слову, в котором у нас возникло затруднение – снегопад.

    Как лучше сказать – снегопад? Или выпадение снега в большом количестве? (снегопад)

    Почему? (так короче, удобнее и красивее)

    Каждый из нас видит снегопад по-своему

    Каким вы видите снегопад?

    Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его. Поработаем в парах

    Закрепление изученного (дети составляют рассказы в группах)

    О чем мы должны помнить работая в группах? (вежливо обращаться к друг другу, быть внимательными, выслушивать мнение каждого не перебивая, умеешь сам – научи других)

    Проверка

    Обобщение.

    1. Как образуются сложные слова?
    2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
    3. Какую роль играют сложные слова в речи?

    Домашнее задание: стр. 93 № 172, по желанию сочинить сказку про сложные слова.

    Рефлексия

    Закончите предложения

    На доске

    Сегодня на уроке я узнал ……….

    Было сложно ………..

    Было интересно ………..

    Мне понравилось ………..

    Покажите с каким настроением вы уйдете с урока (дети показывают смайлики (с веселым, жизнерадостным))

    Урок окончен. Спасибо

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

    Урок русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?"

    Учащиеся изучают новый материал вместе с героями мультфильма "Лунтик"....

    Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

    Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

    Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

    Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

    Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

    Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

    Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

    Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...