Конспект урока: "Правописание приставок в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шитякова Марина Николаевна

Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_i_pristavka.doc610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание приставок в глаголах».

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием приставок в глаголах.

       Задачи урока: (предметные)

  • познакомить с правописанием приставок с глаголами;
  • содействовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

  Метапредметные:

   регулятивные: 

- формировать умение принимать и сохранять  учебную задачу;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  познавательные: 

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; запоминать и удерживать в памяти правило;

 коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и в работе в парах.

 Оборудование: учебник Иванов «Русский язык», 1ч. 4 класс, 1ч., карточки со словами

Ход урока.

1. Мотивационный этап

                Прозвенел и смолк звонок,

                  Начинается урок!

- Запишите число, классная работа.

2. Орфографическая минутка (слайд 2)

в начале нашего урока предлагаю вспомнить правила записи и соединения букв.

    1. На доске записано:

        р с т а в к и и п

 -  строчные буквы.

    2. Из слов выберите «лишнее» слово и напишите всю строчку красиво.

         Кошка, плывёт, берёза, телефон.

   3. Актуализация знаний

 Какое слово получилось в первой строке?

 -  Получилось слово – приставки.

- Во второй строке найдите  «лишнее» слово. Докажите свое мнение.

(плывёт, т.к это глагол. А все остальные – имена существительные.)

    4. Постановка темы и целей урока.

 Мы определили два понятия: приставка и глагол.

Попробуйте сформулировать тему урока, связав эти два понятия воедино.

- Правописание  приставок с глаголами. (слайд 3)

- Давайте поставим цель нашего урока – научиться писать приставки с глаголами.

Поставим для себя задачи урока:

познакомимся с  … (с правописанием приставок с глаголами )  

узнаем … (правила правописания приставки с глаголами)

научимся … (применять это правило при письме)

5. Работа над новой темой.

1)У вас на столе лежат карточки со словами.

(во) дворе, (по)прыгать, (на)ливать, (на)самолете. (по)дорожке, (про)бежать, (под)землёй, (у)дома, (у)лететь, (по)глядеть, (по)лужам, (на)мокнуть.

 Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка.

 Выпишите их в два столбика: в 1 столбик, слова с предлогами, а во второй – слова с приставками.

Перед тем как приступить к работе, нарисуйте на полях три волшебные линеечке, отметь на первой уровень – как вы рассчитываете справиться с данным заданием.

         

предлоги                                     приставки

             во дворе                                      попрыгать

           на самолете                                   наливать

           по дорожке                                   пробежать

           под землёй                                     улететь

              у дома                                         поглядеть

             по лужам                                    намокнуть

-Оцените себя на второй линеечке после выполнения задания.

-Теперь поменяйтесь тетрадями, сверьте правильность выполнения задания с эталоном (слайд 4)

на слайде. Оцените работу друг друга на третьей линеечке.

-Поднимите руки, у кого совпали оценки на всех трех линеечках?

Как вы себя оценили?

- Какими частями речи являются слова 1 столбика?

- Есть ли среди слов первого столбика глаголы?

- А среди второго столбика?      

- Раз тема нашего урока «Правописание приставок с глаголами», то какой столбик слов нужен нам для работы по нашей теме урока? (второй) (слайд 4)

Вывод

2). Грамматическая сказка.

                        «Неразлучные друзья»

       Нередко на Глагол нападала грусть из-за того, что мало было у него настоящих, верных друзей.

       И вот шёл он как-то печальный, опустив  голову, по берегу реки. Вдруг слышит: кто-то плачет. Подошёл поближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами.

- Что ты плачешь? – спросил Глагол.

- Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка. – Мне так плохо жить одной.

- Ну так давай дружить, и мне веселей будет.

- Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезу. - А у тебя есть братья?

- Да, и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают. Поют, кричат, дерутся…

- Давай я познакомлю их со своими сестричками – приставками, если мне удастся их всех собрать: одна где-то над, другая – под,  третья – за, четвёртая, кажется, - в…

       Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить.

        - Так как же глаголы пишутся с приставками

-Верно. Будем работать со словами второго столбика.

-Выделим приставки.

-Что такое приставка?

-Если приставка – это часть слова, то как она пишется со словами?

-Могут ли глаголы употребляться с предлогами?  

-Сделайте вывод ( предлоги с глаголами не употребляются).

-Проверим правильность нашего вывода.

-Как мы можем это сделать? (по учебнику)

Работа по учебнику с.89.

 -Совпал ли наш вывод с правилом в учебнике?

-Теперь немножко отдохнем.

              Физкультминутка(слайд 5)

Сколько на доске глаголов,  

Столько выполни наклонов,

Сколько здесь с приставкой слов,  

Столько выполни прыжков.

Слова: разбросать, исправить, здоровый, разный, сказать, плыть, раскраска, вбежать, запрыгнуть. ( 6 глаголов, 5слов с приставкой)

-Молодцы. Продолжаем работать.

-Теперь наша задача научиться применять выведенное правило. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.(в группах)

 3)Образуйте от слова бежать при помощи приставок однокоренные глаголы (слайд 7)     

 Проверка

-Какие слова написали? Как написали приставки с глаголами?

( слитно, т.к. это глаголы, они с предлогами не употребляются , значит пре-, за-, и т.д. – это приставки, они с глаголами пишутся слитно.)

-Выделим приставки.

6. Закрепление.

1).Работа по учебнику стр. 90. Упражнение 2 (по рядам).

Правильно раскройте скобки и обоснуйте свой ответ.( 3 ученика у доски)

 1ряд –  1 предложение

  Решили лисы кролика (за)печь,

 А кролик из духовки прыг (за)печь.

 2 ряд – 2 предложение

  Сугробы снега вьюги (на)мели,

 И грузовик, как баржа (на)мели…

3 ряд – 3 предложение

   Зависело б (от)мыла –

    Веснушки я б (от)мыла.

(Фронтальный опрос). Учащиеся, доказывают свою точку зрения.

2).Учебник стр.89 упр.1 (самостоятельно)

Задание: выбрать только глаголы. Обозначить приставки.

(По)явился, (на)клеить, (на)поляне, (по)воде, (по)беседовать, (по)тебе, (под)оконник, (за)помнить, (за)кончить, (за)поворотом, (на)думать, (на)рисовать, (на) небосклоне, (под)лететь, (по)обещать.

7.Теперь предлагаю вам выполнить тест, вспомнив все, что сегодня узнали на уроке.

тест (слайд 7)

Проверим ответы. Отвечаем полным предложением.

Ответы ( на слайде )

-Какой вопрос вызвал затруднение?

-Это будет тема нашего следующего урока.

8. Итог урока. Рефлексия.

1)- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

2)Закончите предложения

 «Я вспомнил …»

«Я повторил…»

«Я узнал…»

9. Домашнее задание

 с. 90 упр.4

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

(во) дворе,  (по)прыгать,  (на)ливать, (на)самолете,  (по)дорожке, (про)бежать,  (под)землёй, (у)дома, (у)лететь,  (по)глядеть,  (по)лужам, (на)мокнуть

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/263432/004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание приставок.Зима в природе"

Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р...

Конспект урока "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Данный материал даст возможность, как учителю проверить знания учащихся, так и ребенку показать свое умение пользоваться ими. В конспекте предоставлен материал, который поможет закрепить навыки правил...

План - конспект урока Правописание приставок

Урок был подготовлен к конкурсу "Всероссийский мастер-класс"...

конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголом».

презентация и конспект урока русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголом». УМК - Школа России...

Конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»...

Конспект урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Технологическая карта к уроку русского языка...

План-конспект урока. ПРАВОПИСАНИЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ПРИСТАВОК

Тема урока: Приставки. Значение приставок. Правописание неизменяемых на письме приставок...