Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Горбань Ольга

Конспект урока "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gorban_ob.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила: учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением

английского языка

Горбань Ольга Борисовна

Тема: "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?"

Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределённой форме.

Задачи:

1) уточнить знания об особенностях глаголов I   и II спряжения;

учить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме  через создание проблемной ситуации  и подведение детей к самостоятельному открытию новых знаний;

учить писать безударные окончания глаголов;

2) развивать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

3) создавать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Личностные универсальные учебные действия

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные универсальные учебные действия

- выделять существенные признаки глагола как части речи

- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;

- безударные окончания глаголов;

- спряжение глаголов по суффиксу неопределенной формы;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации,

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Универсальные учебные умения

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Оборудование: карточки (см. приложение 1,2), коробка, маркеры, ватман, таблички на стол (1-е л., 2-е л., 3-е л.)

Ход урока:

1)Организационный этап.

На столе учителя стоит коробка с карточками. Дети подходят, достают по очереди карточки (См. приложение 1), на которых записаны глаголы, определяют лицо и занимают соответствующее место за столом (1-е, 2-е, 3-е  - таблички на столе).

 

2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 - Ребята, сегодня мы с вами будем учиться распознавать спряжение глагола по неопределённой форме; уточнять знания об особенностях глаголов I   и II спряжений и учиться решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

 

3)Актуализация знаний

 - Сколько наборов окончаний у глаголов выделяют ученые? (2)

  - Для чего мы должны знать особенности глаголов I и II спряжений? (Чтобы правильно писать безударные личные окончания)

  - Как узнать спряжение глагола? (По неопределенной форме)

4)Исследование

 - Давайте проведем небольшое исследование: перед вами глаголы (на столах карточки с заданием, см. приложение 2), которые нужно поставить в неопределенную форму. (Дети работают в группах, на подготовленных листах записывают полученные глаголы)

5) Вывод алгоритма проверки орфограммы

 - У первой группы были глаголы 1-го лица множественного числа.

(Дети на доске размещают карточки с заданными глаголами, рядом образованные глаголы в неопределенной форме. Делают вывод: если глагол оканчивается на –ить, то и в личном окончании будет и, а если не на –ить, то будет - е).

 

 - У второй группы были глаголы в форме 2 лица, единственного и множественного числа. (Представитель второй группы делает вывод)

 

 - У третьей группы были глаголы в форме 3 лица, единственного числа. (Представитель третьей группы делает вывод)

 - Итак, что вы заметили? (если глагол оканчивается на –ить, то и в личном окончании будет и, а если не на –ить, то будет – е)

 - Влияет ли лицо на выбор буквы? (нет)

 - Какие действия нужно сделать, чтобы решить орфографическую задачу в безударном личном окончании? ( Поставить глагол в неопределенную форму, если глагол оканчивается на –ить, то и в личном окончании будет и, а если не на –ить, то будет – е)

6)Физминутка

 - Я называю глагол, если он I спряжения, вы должны 1 раз топнуть, если II спряжения – 2 раза хлопнуть.

(Думаешь, любишь, читает, сидишь, пишете, греешь)

7) Проектная работа.

 - Ребята, мы привыкли, что у нас есть памятки, подсказки, давайте попробуем изобразить новое правило в виде памятки «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?»

  - Первая группа делает памятку в виде списка.

 - Вторая группа – в виде таблицы.

 - Третья группа – в виде схемы.

(Дети самостоятельно на ватмане маркерами записывают памятки, учитель проходит, смотрит, при необходимости направляет детей)

8) Защита проектов.

Посмотрим, что у вас получилось.

(Представители каждой группы выходят к доске, показывают свою памятку и разбирают по одному слову: чистим, (он) съедет, думаешь)

(На доске размещены все три плаката с памятками)

Первая группа

1.Поставь глагол в неопределенную форму.

2.Посмотри на что оканчивается неопределенная форма.

3. Если на –ить – II спряжение – пишем и.

4. Если не на  - ить I спряжение – пишем е.

Вторая группа.

Глагол

Н.Ф.

На –ить?

(+ или-)

Спряжение

Окончание

Третья группа

Н.Ф.

                                                     

                                                  на – ить             не на -ить

                                                           II                  I

 

                                                      И                          Е

9) Закрепление

 - Перед вами три памятки. Сейчас вы самостоятельно решите орфографические задачи в словах, пользуясь любой памяткой.

(Слова на доске: закро.м, нос.т, гре.т, украс.шь, ответ.т)

 (дети самостоятельно выполняют задание)

 - Проверим ваши работы (фронтально по одному по любой памятке комментируют действия и решают орфографические задачи).

10)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 - Дома сделайте себе памятку (любую, которая больше понравилась) и с помощью нее выполнить упражнение 417.

10) Рефлексия.

– Над какой темой сегодня работали на уроке?

 - Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?

- Как оцениваете свою работу? 

 - Выполнение каких заданий понравилось?

 - При выполнении каких заданий испытывали трудности?

Общая оценка каждой группе, выставление отметок.

Приложение 1.

еду

идешь

идут

идем

ждешь

ждут

смотрим

смотришь

смотрит

ждем

ходите

ходит

ходим

делаешь

делают

делаю

радуешься

радуются

радуюсь

сидишь

сидят

жду

играешь

поют

сижу

пишешь

играют

играю

спишь

ждут

Приложение 2

колем – н.ф._____________

глянем - н.ф._____________

думаем - н.ф._____________

бросим - н.ф._____________

уступим - н.ф.____________

колете - н.ф._____________

глянешь - н.ф.____________

думаете - н.ф.____________

бросите - н.ф.____________

уступишь - н.ф.__________

колет - н.ф._____________

глянет - н.ф._____________

думает - н.ф._____________

бросит - н.ф._____________

уступит - н.ф.___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме

Цель:Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, умение правильно писать безударные личные окончания глаголовЗадачи:·         Ра...

Тема: "Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?" Конспект урока + презентация

Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределённой форме....

"Как по неопределенной форме узнать спряжение глаголов"

Презентация к уроку  русского языка -Как по неопределенной форме узнать спряжение глаголов-...

УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ И В НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Технологическа карта урока русского языка 4 класс Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной формеи в написании безударных личных окончаний глаголов...