Урок русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Варакута Людмила Николаевна

Тема: Неопределенная форма глагола. Начальная форма

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx29.95 КБ
Office presentation icon neopredelennaya_forma_glaola.ppt710 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Неопределенная форма глагола. Начальная форма

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Цели:

 1. Учебные:

  1. уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола.
  2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

3    Формировать умение находить неопределенную форму глагола;

4.   Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

2 . Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

3 . Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

Личностные умения:

-проявление позитивного отношения к учебному процессу.

Метапредметные умения:

1.познавательные:

- научатся правильно определять в тексте глаголы неопределённой формы.

2.регулятивные:

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;

3.коммуникативные:

-умение формулировать высказывание;

-умение согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- употреблять глаголы неопределённой формы в различных речевых ситуациях.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация,  карточки для самоконтроля, учебник.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация,  карточки для самоконтроля, учебник.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

Прозвенел  звонок  весёлый,                                                                                     Мы  начать  урок  готовы.                                                                                       Будем  слушать,  рассуждать                                                                                       И  друг  другу  помогать.

Начинается урок русского языка. Пусть он для  вас будет плодотворным и полезным. 

  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

А начнем мы наш урок с минутки чистописания.

Посмотрите на доску               ТЬ ТИ ЧЬ

- Где мы можем встретить данные сочетания?

Пропишите одну строку.

Прочитайте цитату Алексея Николаевича Толстого. Как вы ее понимаете?

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.                         А.Н. Толстой

Запишите ее, подчеркните глаголы.

Какие глаголы подчеркнули?

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Однажды у одной части речи журналисты взяли интервью. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     нас употребляли.

- Какая часть речи дала интервью? Как вы определили? (Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)

Рассмотрите внимательно схему, 72 и 73 страницы учебника и поставьте учебную задачу.

Над какой темой мы будем сегодня работать?

 Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Неопределенная форма глагола», поговорим об особенностях таких глаголов, поучимся различать глаголы по вопросам.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 Вспомните, какое место по частоте употребления занимает глагол в нашей речи. (По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании).

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Проверка в виде теста. (Игра «Крестики – нолики»).

Если вы согласны с утверждением, ставите кресик+, если нет 0

  1. Глагол – это часть речи.
  2. Глагол – обозначает предмет.
  3. Глагол – изменяется по временам.
  4. Глагол – отвечает на вопрос какой?
  5. Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
  6. Глагол – изменяется по числам.
  7. Глаголы в предложении являются подлежащим.
  8. Глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-.

Проверка

Кому была сложно выполнять это задание? Какие рекомендации можно дать ребятам, которые испытывали трудности при выполнении задания?

5.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Упражнение «Поставить глаголы в неопределенную форму».

Я буду читать глаголы, а вы их будите записывать в неопределенной форме.

-Как вы будете действовать? (задать вопрос Что делать? Что сделать).

СТЕРЕГУ, БЕРЕГУ, СОЖГУ, ИСПЕКУ, ЛЯГУ, ТЕКУТ.

(стеречь, беречь сжечь, испечь, лечь, течь)

- Прочитайте глаголы, которые вы записали. Докажите, что это глаголы в неопределенной форме.

- Какой суффикс имеют данные глаголы? (-чь)

Упражнение «Замените одним словом».   с/р

Я читаю словосочетания. Ваша задача: заменить словосочетание одним словом – глаголом в неопределенной форме.

-Как будете действовать? (задать вопрос Что делать? Что сделать).

        Выходить навстречу, сделать проверку, сделать подарок, давать корм,  оказывать помощь, лить слезы, резать пилой, одержать победу, покрыть краской.

(встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить).

Поменяйтесь тетрадками. На партах у вас лежат карточки самоконтроля. На карточках есть критерии оценивания. Оцените работу своего товарища.

По окончании урока я проверю у вас тетради и некоторым за выполнение этого задания поставлю оценки.

Ребята, напомните, над какой темой мы сегодня работаем?
какие учебные задачи мы перед собой ставили?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти, чь)

                    Такие глаголы имеют 3 названия:      

                      Неопределённая форма глагола

                                           

                                              Начальная форма глагола

                                                  Инфинитив

- Какое из этих названий вам   незнакомо?  

Я предлагаю обратиться к словарю. (Инфинитив – лат. слово "неопределённый").

Почему такие глаголы имеют название ИНФИНИТИВ

4. Работа с учебником  Правило с. 72

Прочитайте сведения в учебнике на странице 72.

Что нового узнали, прочитав сведения?

Какая информация вам уже была знакома?

а)Работаем  над упражнением 421. (у доски)

Прочитайте задание.

- Подберите глаголы близкие по смыслу. Чем мы будем пользоваться при выполнении этого упражнения? Словами для справок

СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Ребята, сейчас вы должны  сравнить два  текста

1) Живут на свете два глагола ОДЕТЬ и  НАДЕТЬ. Они очень похожи, но у них разное значение. Одеть можно кого – то. Например, одеть сестренку. Надеть можно только на себя. Например, я надеваю пальто.

 

2) «ОДЕТЬ», «НАДЕТЬ»… два эти слова

      Мы путаем так бестолково!

    «ОДЕТЬ», «НАДЕТЬ». Давай глядеть:

     Кого одеть и что надеть. (Н. Матвеева)

- О чём эти тексты? ( о значении  двух слов)

- Каково значение этих слов?(одеваем постороннего, а надеваем на себя)

Сделаем вывод: надеть что-нибудь, одеть кого-нибудь.

– Заполните таблицу.

– А вот как я её заполнила.

– Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих глаголов: одеть и надеть.

ИТОГ УРОКА

- О каких глаголах мы сегодня говорили на уроке?

Продолжите одно из предложений

Мне интересно было…..

Я затруднялся …….

      Я смогу различить……..

Мне хочется…….

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание я предлагаю вам сделать на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Домашнее задание на выбор:

  1. с. 72 упр. 420
  2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме.
  3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Лист самоконтроля

Встречать, проверить, подарить, кормить, помогать, плакать, пилить, победить, покрасить

Критерии оценивания

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределенная форма глагола. Начальная форма глагола 4 класс Урок русского языка

Слайд 2

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. А.Н. Толстой

Слайд 3

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. А.Н. Толстой

Слайд 4

Глагол

Слайд 5

Неопределенная форма глагола Что делать? Что сделать? - ТЬ, - ТИ, -ЧЬ Время Число

Слайд 6

+ о + о + + о + Крестики-нолики 1. Глагол – это часть речи. 2. Глагол – обозначает предмет. 3. Глагол – изменяется по временам. 4. Глагол – отвечает на вопрос какой? 5. Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам. 6. Глагол – изменяется по числам. 7. Глаголы в предложении являются подлежащим. 8. Глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-. да да да да да нет нет нет

Слайд 7

Неопределённая форма глагола Начальная форма глагола Инфинитив

Слайд 8

Одеть и надеть Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! надеть (что-нибудь) одеть (кого-нибудь) форму Ребёнка пальто девочку туфли больного шапку куклу платье бабушку костюм дедушку

Слайд 9

Я учился… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Продолжи одно из предложений

Слайд 10

Домашнее задание 1. с. 72 упр. 420 2. Составить 5 предложений с глаголами в неопределенной форме. 3. Составить рассказ на тему «Весна», используя глаголы в неопределенной форме.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема: «Неопределенная форма глагола. Начальная форма».

Это был шестой урок по разделу «Глагол», третий урок по теме «Неопределенная форма глагола» в 4 классе. Данный урок  тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

При составлении данного урока учитывались возрастные особенности, реальные возможности учеников. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по развитию устной и письменной речи

-активность, осознанность, системность

-психологические особенности младших школьников.

Цели: 1. Учебные:

  1. уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола.
  2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

3    Формировать умение находить неопределенную форму глагола;

4.   Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

2 . Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

3 . Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация,  карточки для самоконтроля, учебник.

Содержание урока, оборудование, проблемно-диалогические методы. Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, способствовали достижению образовательных задач, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке использовала компьютерную презентацию, у детей всегда присутствует интерес к изучаемому предмету.

На уроке использовались следующие формы работы:

-индивидуальная

-работа в парах

-самостоятельная работа

-самооценка и самоанализ

-рефлексия

-обобщение

-работа по учебнику

Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись, на уроке применялась физминутка. Применение компьютерных технологий, проблемно-диалогическое обучение мотивирует учащихся к настрою в работе. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду. Дети получили домашнее задание на выбор. Поставленные задачи, на данном уроке мне удалось решить.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.

2 этап: определение темы, постановка учебной задачи. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа, дискуссия.

3 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа - отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала игру «Крестики-нолики». Учащиеся работали индивидуально. Самопроверка. Самооценка.

На 4 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Физкультминутка. Индивидуальная работа, взаимопроверка.  

5 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...