Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Отраднова Диана Валерьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.11.17                                                                                                               Учитель: Кожевникова Т.И

Школа: 148 (филиал)                                                                                                   Студент: Отраднова Д.В

Класс: 4 б                                                                                                                       Методист: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 221

                        

КОНСПЕКТ УРОКА    Русского языка

Тема: «Одушевленность и неодушевленность имен существительных как особое грамматическое значение имён существительных»

Цели деятельности учителя: 

1) Дать понятие одушевленности, неодушевленности имен существительных

2) Дать способ определения одушевленности и неодушевленности.

Планируемы результаты:

Личностные: оценивать результат своей деятельности;

Предметные: научиться определять одушевленность и неодушевленность имен существительных.

Тип урока: открытие новых знаний  

Оборудование: презентация, проектор, экран, письмо, опора.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1 мин.

Всё ль готово?

Всё ль в порядке –

Книга, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят! Меня зовут Диана Валерьевна. Сегодня я  проведу у вас урок русского языка.  

Приветствуют учителя.

Л.-обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный: ответы на вопросы

5 мин.

Вы видите на экране слова, разбейте их на группы и запишите в тетрадь.

По какому признаку вы разделили слова?

 – Итак, какова тема нашей работы?

Какие цели мы поставим?

Нам пришло письмо от обычных людей с других стран. Они, изучая русский язык, не могут определиться когда слово является одушевленным и не одушевленным существительным.

Сегодня мы узнаем, что можно не только по значению определять какой вопрос ставить: КТО? ЧТО? А для этого поработаем со следующими словами.

Сравните словоформы существительных стол и слон в высказываниях:

Мы долго рассматривали этот стол.

Мы долго рассматривали этого слона.

Отличаются ли эти слова по падежу? По числу? По роду?

Сравните окончания?

Но если у слов одного и того же рода в одном и том же падеже и числе окончания разные, то это указывает на какое-то различие в их значении.

Чем же отличаются словоформы стол и слона по своему значению?

Стол – ед.ч., м.р., В.п.

Слона – ед.ч., м.р., В.п.

Число, падеж, род одинаковы, а окончания разные.

Обсуждать полученную информацию.

Выяснить каким значением отличаются эти словоформы?

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

III. Постановка учебной задачи.

IV.Физ. Минутка

Работа у доски

10 мин.

1 мин

8 мин

Что обозначает слово «стол» – живое существо или неживой предмет?

А слово «слона»?

– Можете ли вы доказать, что значение «живое существо» - «неживой предмет» - это грамматические значения?

– С помощью чего они выражаются?

– Значение «неживой предмет» у слова СТОЛ изменяется или является постоянным? (Постоянный признак)

– А значение «живое существо» у слова СЛОН?

– А отличаются ли другие словоформы этих существительных (кроме В.п.) друг от друга?

Изменим слово слон по падежам.

И.п. слон

Р.п. слона

Д.п. слону

В.п. слона

Т.п. слоном

П.п. о слоне

С каким падежом совпадает винительный падеж?

В.п. = Р.п.

Изменим слово стол по падежам.

И.п. стол

Р.п. стола

Д.п. столу

В.п. стол

Т.п. столом

П.п. о столе

С каким падежом совпадает винительный падеж?

В.п. = И.п.

Сравним изменения по падежам.

– У каждой из этих словоформ есть своё название.

Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает живое существо, называется одушевлённое существительное.

Форма существительного, которая указывает на то, что оно обозначает неживой предмет, называется неодушевлённое существительное.

Видео

Всегда ли у существительных, обозначающих живые существа и неживые предметы, разные формы В.п.?

Проверим, одинаковы ли окончания в В.п. ед.ч. у слов сестра и стена? А в В.п. мн.ч.?

Изменим по падежам:

Ед.ч.

И.п. сестра

Р.п. сестры

В.п. сестру

Нет совпадений окончаний.

И.п. стена

Р.п. стены

В.п. стену

Нет совпадений окончаний.

Мн.ч.

И.п. сёстры

Р.п. сестёр

В.п. сестёр

В.п. = Р.п. - одуш.

И.п. стены

Р.п. стен

В.п. стены

В.п. = И.п. – неодуш.

Вывод:

К одушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. (в обоих числах или хотя бы во мн.числе) совпадает с формой Р.п.

В.п. = Р.п.

К неодушевлённым сущ. относятся слова, у которых форма В.п. хотя бы в одном из чисел совпадает с формой И.п.

В.п. = И.п

Слово стол обозначает неживой предмет.

А слово слон – живое существо.

Дети предлагают варианты ответов.

Изменять по падежам

Сравнивать изменения по падежам

Воспринимать на слух

Наблюдать за учителем и повторять движения

Изменять по падежам

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

Беседа

Беседа

Практический Работа у доски

Беседа

Работа у доски

V. Итог урока,

Рефлексия

Беседа

5 мин

5 мин

А всегда ли грамматическая форма одушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает живое существо?

Проверим это!

Матрёшка – это живое существо? А одушевлённое существительное?

Изменим по падежам

Единственное число

И.п. матрёшка

Р.п. матрёшки

В.п. матрёшку

Нет совпадений.

Множественное число

И.п. матрёшки

Р.п. матрёшек

В.п. матрёшек

В.п. = Р.п. – одуш.сущ.

Вывод:

Не всегда грамматическая форма одушевлённого существительного указывает на то, что оно обозначает живое существо!

Матрёшка – это одуш. сущ., но обозначает неживой предмет.

всегда ли грамматическая форма неодушевлённого сущ. указывает на то, что оно обозначает неживой предмет?

Проверим это!

Что называет слово «толпа» – множество неживых предметов или множество людей?

Изменим слово по падежам

Единственное число

И.п. толпа

Р.п. толпы

В.п. толпу

Совпадений нет.

Множественное число

И.п. толпы

Р.п. толп

В.п. толпы

В.п.= И.п.

Значит слово толпа – это неодуш.сущ.

Вывод:

Неодушевлённые существительные иногда могут обозначать живых существ, а одушевлённые – неживые предметы!

В некоторых учебниках говорится, что одушевлённые и неодушевлённые существительные различаются тем, что первые из них отвечают на вопрос кто?, а вторые – на вопрос что?

Проверим это!

На какой вопрос отвечает слово народ?

КТО?

Народ – это одуш.сущ?

Изменим по падежам:

И.п. народ

Р.п. народа

В.п. народ

В.п. = И.п.

Значит, слово народ- неодуш.сущ.

А на какой вопрос отвечает слово кукла?

Что?

Кукла – неодуш.сущ.?

Изменим по падежам:

Единственное число

И.п. кукла

Р.п. куклы

В.п. куклу

Совпадений нет.

Множественное число

И.п. куклы

Р.п. кукол

В.п. кукол

В.п. = Р.п.

Значит слово кукла – одуш.сущ.

Вывод:

По вопросам кто? или что? нельзя определить каким является существительное - одушевлённым или неодушевлённым.

Необходимо проверять, изменяя слова по падежам.

Какая перед нами стояла цель?

– Мы достигли её?

– Что же мы выяснили?

– Каким способом мы проверяли одушевлённость – неодушевлённость у существительных.

Отвечать на вопросы

 

Отвечать на вопросы

Изменять по падежам

Отвечать на вопросы

 

Отвечать на вопросы

Изменять по падежам

Отвечать на вопросы

 

Отвечать на вопросы

Изменять по падежам

Делать выводы по проделанной работе

Оценивать свои знания.

Обобщать пройденный материал.

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Р.-принимать и сохранять учебную задачу.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....