Формирование регулятивных универсальных учебных действий
статья по русскому языку на тему

Прокопенко Евгения Михайловна

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на примере развития орфографического самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_regulyativnyh_uud.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на примере  развитие  орфографического самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

 

«Расскажи мне, и я  забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

     Китайская мудрость

На сегодняшний день приоритетной целью  школьного образования становится формирование у учащихся  умения учиться. Вместо привычной  передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Главное место в учебном процессе  занимает формирование системы универсальных учебных действий, где ученик  сам  становится  «архитектором и строителем» образовательного процесса.

 Перед учителем  возникает  вопрос, как правильно спланировать  урок, как  создать  условия  для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы. Меняется роль учителя - теперь он – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для  развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий.

 Проблема формирования и развития самоконтроля учащихся, как составляющей контрольно-оценочной функции, является одной из центральных проблем становления учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании всесторонне развитой личности, занимает важное место в воспитании и обучении.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности ученика и направлен на предупреждение ошибок или исправление уже допущенных. С помощью самоконтроля каждый школьник старается осознавать правильность своих действий в игровой, учебной  и трудовой деятельности.

Формирование навыков самоконтроля начинать лучше с первых дней обучения детей в школе в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Полезны беседы с учащимися о важности действия контроля, о том, зачем нужно контролировать свои действия.

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Язык — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

На первом этапе необходимо учить детей осуществлять контроль по образцу. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которую осваивают учащиеся. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, то есть совершается проверка. Ответственным моментом в обучении детей данному самоконтролю – это уяснение цели деятельности и ознакомление с образцом, по которому дети будут сравнивать полученные результаты. В результате проверки учащиеся должны убедиться, что выполненное задание удовлетворяет всем условиям.

Для отработки навыка самоконтроля по умению сравнивать свою работу с образцом дети отмечают правильность знаком « + », неверное - « - ».

Важным моментом обучения первоклассников самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем учителя. В первую очередь  ученики находят ошибки у своих одноклассников. Затем ребята начинают переносить полученные умения на собственную деятельность - самоконтроль. Так, постепенно формирование контроля идет от контроля над действиями других к самоконтролю.

С первого класса, как только изучается первое правило, в тетрадях учеников появляется зелёный свет. Постепенно зелёная паста, как свет светофора, вырабатывает у детей чувство самоконтроля.

Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:

  •  большая буква в начале предложения, в именах собственных;
  •  правописание безударной гласной в корне слова
  •  сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  •  разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;
  •  двойные согласные.
  • непроверяемые написания и др.

Приём оказывает эффективную помощь, поэтому им можно пользоваться  регулярно. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения. Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:

- контроль со стороны учителя;

- контроль со стороны родителей;

- взаимоконтроль «ученик-ученик»;

- взаимоконтроль «ученик-учитель»;

Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю

Одним из приёмов повышения грамотности  считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками.  Работа над ошибками ведётся с 1 класса, когда дети приступают к изучению основных правил правописания. На каждом уроке русского языка  отводится  3 - 5 минут для работы над ошибками,  по теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил.  Применение  памяток  и алгоритмов, помогает школьникам осознанно проверять и  контролировать правильность написанного. На уроках русского языка удобно пользоваться  различными  схемами, алгоритмами таблицами.

Например,  таблица, в которой представлены  все изучаемые орфограммы. 
1.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  
2. Парные звонкие/глухие согласные  в корне слова.

3.Непроизносимые согласные в корне слова. 

При проверке письменных работ  тетрадях учеников  на полях ставим номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и самостоятельно выполняет работу над ошибкой.

Например, на доске слова с ошибками и предлагаем прочесть их, чтобы ученик осознал необходимость делать проверку. В процессе работы над этими словами приходим к выводу, что ошибки мешают понимать написанное, о необходимости осуществления самоконтроля.

Учебник в школе на сегодня пока  остаётся основным источником знаний и необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Работая по УМК «Начальная школа ХХI века», можно заметить, что связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. В данных учебниках по новым государственным образовательным стандартам уже содержатся задания на формирование навыков орфографического самоконтроля. Планируя   уроки, направленные на формирование у учащихся универсальных учебных действий, надо внимательно изучать, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, на формирование каких УУД они направлены.  С уверенностью можно сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК Начальная школа 21 века.

Особое место в процессе формирования навыков самоконтроля на уроках уделяется дидактическим играм, в ходе которых выполненные упражнения, необходимо сравнить с образцом учителя, оценить свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Поэтому в уроки русского языка хорошо систематически включать  творческие задания и игровые упражнения, направленные на формирование навыков самоконтроля. За время работы сделана  подборка игровых моментов на материалах устного народного творчества,  направленных на развитие и формирование навыков орфографического самоконтроля. Пословицы и поговорки являются прекрасным материалом не только в качестве творческих упражнений для отработки навыков грамотного письма по многим темам русского языка, способствуют формированию орографического самоконтроля, но и прививают учащимся любовь к народному творчеству, учат внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью; воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия,  уважения к русскому народу, автору столь разнообразных и колоритных произведений устного народного творчества

 Важным моментом для формирования самоконтроля у учащихся является рефлексия как отдельный этап урока, где ученик может проанализировать уровень усвоения материала на уроке; уровень своего комфортного или некомфортного психологического состояния на уроке. Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Например, приём «Цветовые дорожки». Ученики  самостоятельно оценивают себя, пользуясь цветными карандашами. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях с домашней или классной работой.

Красный цвет – я допустил ошибки в работе

Желтый цвет – я правильно  выполнил задания, но с помощью других (учителя, родителей)

Зелёный цвет – я, правильно выполнил задание без помощи взрослых.

Таким образом, работа над формированием навыков орфографического самоконтроля даёт положительные результаты, если она проводится целенаправленно, регулярно и систематически.

Целенаправленная работа  по формированию навыка орфографического самоконтроля усиливает ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучает их работать без ошибок,  активизирует учебную деятельность  и пробуждают интерес к занятиям.

Таким образом, самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Целенаправленная работа  по формированию навыка орфографического самоконтроля усиливает ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучает их работать без ошибок,  активизирует учебную деятельность  и пробуждают интерес к занятиям.

В формировании регулятивных УУД важно, как сам учитель оценивает свою работу. Все ли он сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она ни была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности, или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным.

Нужно создать условия, когда ребёнок сможет сам оценить свою деятельность, свои знания. Для этого учителю нужно формировать контрольно-оценочную самостоятельность ученика.

На уроках русского языка можно формировать регулятивные УУД через работу с текстом, с правилами, давать детям определённый алгоритм, таблицы, рисунки. Главное – начинать сначала, с процесса обучения грамоте.

На наш взгляд, после такой работы учащиеся сами поймут, что нужно улучшать свои знания, развивать умения, совершенствовать навыки, и, если есть какие-то проблемы, - не «прятать» их, а искать пути их решения, найти того, кто сможет помочь в решении учебных и не только трудностей, «научить учиться».

Необходимость постоянного введения на уроках заданий, направленных на развитие орфографического самоконтроля объясняется тем, что ученики часть урока работают самостоятельно и, следовательно, должны себя уметь контролировать. Данные приёмы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, и активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...