Тексты диктантов (4 класс)
тест по русскому языку (4 класс) на тему

Лежепекова Елена Александровна

Тексты диктантов (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_-_diktanty.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочные и методические материалы

  Контрольный  диктант.№1

Прогулка

Ранней осенью группа ребят ходила в рощу.

Пожелтели листья на березках, покраснели осинки. На рябине стали созревать гроздья ягод. Только дуб сохранил летний зеленый наряд.

 По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки мальчики зажгли на берегу веселый костер.

Тихо было в лесу. Дети сели к огню. Учительница Нина Юрьевна объясняла повадки животных. У Сережи была книга. Он прочитал интересный рассказ. По дороге домой ученики пели песни.

 Радостные вернулись они с прогулки.

Грамматические  задания:

  1. Выпиши  по 3 слова с безуд. гласными , парными согласными

      2.Разберите  предложение  по членам и выпишите словосочетания  с вопросами.

  1. вариант – 5 предложение                             2 вариант –10  предложение        
  1. подбери   слова к схемам

1 вариант –                                2 вариант –

Контрольный диктант  по теме «Однородные  члены  предложения».

Улетают журавли

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.

Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите  предложение с однородными  второстепенными  членами  предложения и разберите  его по частям  речи и членам  предложения.
  2. Выпишите  из  предложения  три   слова с безуд гласным .
  3. разбери по составу слова  ранняя, зорька, покружились;    длинная , дорожка, потянули

Контрольный диктант  по теме

«Правописание падежных окончаний  имён  существительных».

Поездка к дедушке

Летом к дедушке Илье приехал внук Миша из Астрахани. Миша ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони и кусты малины. Небольшой домик утопает в зелени.

Миша с дедушкой часто заходили в глубь леса. Луч солнца редко проникал туда. На лесной полянке краснели ягоды земляники. Дедушка рассказывал Мише о жизни зверей и птиц.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите из текста  два словосочетания с именем существительным, поставьте  вопрос  от главного  слова к зависимому, определите  падеж  имени  существительного.
  2. Разберите как часть  речи слова:
  1. вариант -  на лодке                                  2 вариант-  на поезде.

      3.Первое предложение  разберите  по частям  речи и членам  предложения.

Контрольный диктант  по теме

«Имя  существительное».

Зимой.

        В  деревне  мороз  запушил  деревья  снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом.  Ребята  размели  каток. Коньки  у всех  готовы. Ловко и легко скользят  ребятишки  по льду. На Коле и Вите  спортивные костюмы. У бегунов  блестят  от счастья  глазки. Старшие  ребята  разъехались  в разные  стороны. Малыши  катаются  цепью. По льду  бегает  за ребятами  Шарик и всем  мешает.  Весело и радостно  звучат  детские  голоса.

Грамматические  задания:

  1. Последнее  предложение  разберите  по членам.
  2. Первое и второе  предложения по вариантам разберите по частям  речи.
  3. Выпишите три имени  существительных в единственном  числе, укажите  склонение, падеж, род. Запишите их во множественном  числе  родительного, дательного и предложного  падежей.

Контрольный  диктант  по теме «Имя  прилагательное».

В каникулы

Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привез нас на тихую станцию .

 Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По голубому небу плыли легкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

Чудесно в зимнем лесу! Березы тихо качают гибкими ветвями. В чистом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево черный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

     Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  одно  предложение   с однородными   членами  и разберите  по членам  предложения.

2.В  предложении  укажите  род и падеж  имён  прилагательных  и  имён  существительных.

3. Словосочетания  поставьте  в родительный, дательный и предложный  падеж  единственного  числа.

Контрольный  диктант  по темам  

«Местоимение»

Гималайский медведь

В лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный, а на грудке белое треугольное пятно. Это треугольник похож на салфетку.

У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит яблоки, ягоды. Орехи. Заберется хитрый мишка на черемуху, наломает ее ветвей и объедает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

 Был интересный случай. Спилили в тайге огромный кедр. Привезли в далекий поселок. А из его пустого внутри ствола сонный мишка вылез.

Грамматические  задания:

  1.  Найди   местоимения. Укажите лицо. число,  падеж  и род( если возможно)
  2. Разберите по членам  предложения.

1 вариант.- 5 предложение;                     2 вариант.-8 предложение

-Выпишите  предложение с однородными членами . выполни его разбор

Контрольный  диктант  по теме  «Глагол».

Полярный  день.

        С юга  прилетаем  на самолёте в далёкий  северный  порт  Мурманск. Скоро  настанет  вечер и  стемнеет. Летом  на Крайнем  Севере  темноты  не бывает.  Солнце  днём и ночью  ходит  по небу  кругом.

        Зимой  солнце  совсем  не встаёт  из-за  горизонта. Только звёзды  горят  на чёрном  небе. Иногда  полыхает  полярное сияние.

        Трудно  человек  привыкает  к ночному  солнцу. По ночам  очень  много  людей  гуляет  по улицам.  Многие  сидят  на скамейках. Читают  газеты. Рассматривают  витрины  магазинов. И даже  дети  находятся  ночью  на улицах  и греются  на солнышке.

Грамматические  задания:

  1. Укажите  спряжение  глаголов  в тексте.
  2. Разберите  первое  предложение  по частям  речи и членам  предложения.
  3. Выпишите  три  словосочетания  с безударными  гласными, проверяемыми  ударением.

Контрольный  диктант по теме  

«Правописание  личных  окончаний  глаголов».

.Волга – кормилица.

        Близка  река  Волга  всем  россиянам. На  Волге  в давние  времена  русские  люди  вставали  на борьбу  со своими  врагами. Под  Сталинградом  разбили  фашистов.

        Называют  Волгу  рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

        На Волге  я Ярославле и Тольятти  машины  выпускают. Вниз по реке  плывут  пароходы, проносятся  суда  на подводных крыльях.

        На самоходных  баржах  везут  вниз  по Волге  легковые и грузовые  машины, пшеницу, нефть, сборные  дома, станки и рыбу.

        Перегородили  Волгу  большие  плотины. Волга  даёт  электрический  ток нашей стране.

                                                                                                                            (По  С.Баруздину)

Контрольный  диктант по теме  

«Спряжение  глаголов».

Вечер  в лесу.

        За вершинами  леса  скрылось  солнце. Дышит  и оживает  земля. Пахнет  весенними  почками. Показалась из земли  зелёная  стрелка  молодой  травы. Заливаются  звонкой  трелью  соловьи в густых  деревьях. На  вершине  старого  дуба  воркует  голубь. Глухо  турлычат  в  прозрачных  весенних  лужах  лягушки. Пролетают  над лесом  дикие  утки.

        Страшно  ухнул  и захохотал филин. Ниже  спускается  весенняя  прохладная  ночь.

                                                                                                                                        (По  Е. Серовой)

Грамматические задания:

1.Выпишите  из текста  пять  глаголов, разберите их по составу,  рядом запишите  их  в неопределённой  форме.

2.Проведите  морфологический  разбор  глаголов  дышит, пахнет.

3.Последнее  предложение  текста  диктанта  разберите  по частям  речи,  членам  предложения, выпишите  словосочетания  с вопросами.

Итоговый  контрольный  диктант.

Мальчик.

        В окопчике  спал мальчик. Стиснув  на груди  руки, поджав  босые  ноги, мальчик  лежал  в зелёной  вонючей  луже и тяжело  бредил  во сне. Его голова  была  откинута  назад. Лицо  было покрыто  царапинами, синяками. От яркого  света  фонарика  мальчик  проснулся, вскочил. Его  глаза  дико  блеснули. Он  выхватил  из-под  себя  гвоздь. Егоров  перехватил  горячую  руку  мальчика  и закрыл  ладонью  ему  рот. Мальчик  заметил, что рядом с ним  русские. Радостная  улыбка  вспыхнула  на лице, и он  сказал  только  одно  слово – «наши» - и потерял  сознание.          

           Слова  для  справок:  фонарик, из-под. (В последнем  предложении  объяснить  постановку  знаков  : тире и кавычек).

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения  и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

2.Выпишите 2-3  словосочетания  имени  существительного с прилагательным, определите  падеж, склонение  имён  существительных.

3.Выполните  фонетический  или  морфологический  разбор  слова (по выбору  ученика).

4. Выпишите 3-4  слова  и разберите  по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма, 1 класс." Составление текста диктанта с ча-ща"

Урок письма, 1 класс по УМК " Перспективная начальная школа"...

Тексты диктантов - 2 класс

тексты в помощь учителю...

Тексты диктантов 1-4 класс

Тексты диктантов...

Примерные тексты диктантов для 2 класса (Школа России) 1 полугодие

Материал полезен для обобщения тем и в конце четвертей или семестра...

тексты контрольных диктантов 2 класс

тексты контрольных диктантов 2 класс...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...