Мастер-класс прием "Кластер"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Дегтярева Наталья Вячеславовна

Мастер-класс Прием "Кластер и синквейн"

Использование данного метода на уроке русского языка при узучении частей речи - имя существительное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Прием - кластер

Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления.

Современная система образования ориентированная на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относятся наличие трех стадий:

- вызов – активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые  хочется найти ответы.  

- осмысление – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.

- рефлексия – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

- на этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предложения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников. Мотивации к размышлению до начала изучения темы.

- на стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

- на стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В виде общей стратегии занятия. На всех его стадиях. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно. В ходе урока в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.  

Принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть  слова,  словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.  И уже вокруг спутников  центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Применение метода кластер.

Метод кластер может применяться практически на всех уроках при изучении самых разных тем. форма работы может любой: индивидуальной, групповой, коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. (Сначала создает один учащийся в тетради кластер, после чего в совместном обсуждении материала составляется общая графическая схема)    Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке и в качестве домашнего задания ( ПРИ НАЛИЧИИ опыта составления)

Положительное и результат применение метода

Достоинства метода

- позволяет охватить большой объем информации

- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, интерес

- дети активны и открыты, т.к. не возникает страха ошибиться, высказывать неверное суждение

Формируются и развиваются умения:

  1. Умение ставить вопросы
  2. Выделять главное
  3. Устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения
  4. Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом
  5. Сравнивать и анализировать
  6. Проводить аналогии.

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники
  • блок-схемы
  • бумажный кластер
  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа
  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
  • обратный кластер
  • грамматический кластер

Метод кластера на уроках развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и оценочные суждения, учит вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений. Опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.  

Уроки с применением кластера дают возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

 

В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Части речи, к которым можно задать вопрос, называются самостоятельные.

Имя существительное (кто? что?) обозначает предмет. Например: ученик, река, школа.

Имя прилагательное (какой? какая? какое?) обозначает признак предмета. Например: красивая, солнечный.

Глагол (что делать? что сделать?) обозначает действие. Например: играть, учиться.

Части речи, к которым нельзя поставить вопрос, называются служебные. Например: предлоги (к, по, за); союзы (и, а, но).

«Дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах.

 Синквейн по предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать, таким образом, части речи.

Пример синквейна на тему «Существительное»:

Существительное.

Самостоятельная часть речи обозначает предмет, явление.

Отвечает на вопрос кто?  что?

Постоянные признаки существительного: род, собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное.

Непостоянные признаки: число,  

Здравствуйте члены жюри, коллеги!

Вашему вниманию представляю мастер-класс по теме: прием - кластер.

Кластер – это графическая форма организация информации, когда выделяются основные единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один методов критического мышления.

Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.

Выделяют три стадии критического мышления.

- вызов – активизация, вовлечение участников в процесс. Воспроизведение имеющихся знаний по теме. Формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов.

- осмысление – работа с информацией: чтение текста, обдумывание, анализ.

- рефлексия – полученные знания перерабатываются.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Применение кластера на протяжении всего урока.

Кластер оформляется в виде грозди, модели планеты со спутниками.

Оформление кластера на доске, в тетради, на отдельном листе.

Виды кластеров.

  •    планета и её спутники
  • блок-схемы
  • бумажный кластер
  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа
  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
  • обратный кластер
  • грамматический кластер

Сегодня продемонстрирую Вам, каким образом работает кластер на уроке русского языка – тема:   Имя существительное.

  1. Разделите слова на группы (на листочках пишут) слова на экране. СЛАЙД
  2. На какие группы разбили слова?

Существительное   Прилагательное    глагол   союзы  предлоги

- Как можно назвать группы слов?

ЧАСТИ РЕЧИ

  1. Карточка – давайте наполним нашу таблицу информацией  -  карточки.
  2. – какие части речи есть ещё?    Наречие     Местоимение

- как выделили существительное (по значению и вопросу)   предмет, кто? что?

- как выделили прилагательное  (значение и вопрос)  признак, какой? Какая? Какие?

- на какие группы делятся части речи?

- самостоятельные и служебные.

- о теме урока узнаем, если найдем лишнее слово  - (слова на доске – зеленая, добрая, школа, высокая.

- посмотрите на экран   вы видите картинки,  запишите     СЛАЙД

- девочка, собака, город

- чем объединены слова – это слова с непроверяемой гласной в корне слова.

- придумайте имя девочке, кличку собаке. Название города   СЛАЙД

- на какие группы можно разделить слова?

СОБСТВЕННЫЕ  И  НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

- посмотрите на экран

На экране слова

- чем объединены данные слова?  (проверяемая безударная гласная в корне слова)

- поделите на группы слова?

- на какие группы поделили слова?

- ОДУШЕВЛЕННЫЕ  И  НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

- задайте вопрос

- Прочитайте пары слов найдите лишнюю пару слов?

- по какому признаку определили?

- изменили форму слова, что это значит? – поставили слово в другое число.

- какие числа имен существительных знаете?

- ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО  и МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

- назовите предметы на картинке и запишите слова

- облако, солнце, звезда, туча, снег, ветер –

- подберите местоимения и разделите на группы ,  по каким словам определили род.

Жен. Муж. Средн.

- какие из признаков имени существительного постоянные, а какие нет?       ПОСТОЯННЫЕ и НЕПОСТОЯННЫЕ

- по какому признаку изменяются?

- сейчас 1 группа – работают у доски с карточками

2 группа – работают на месте с листом бумаги

Вам необходимо систематизировать. Составить алгоритм, схему по признакам имени существительного.  

- Работа с жюри

- посмотрите на экран данный прием кластер может быть использован на уроках в начальной школе  СЛАЙДЫ

-

-  Проверяем группы, покажите, что у вас получилось?

 - Теперь подведем итог, используя один из приемов СИНКВЕЙН как разновидности кластера.

СЛАЙД

СЛАЙД

 

   

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...