Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»
методическая разработка по русскому языку по теме

                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для развития умений словоизменения имён прилагательных, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные (образовательные): умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки, овладение системой словоизменения имён прилагательных.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с проч. во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1

Учитель начальных классов /Иванова Н.А./ _____________


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи.  Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония. Петроний, древнеримский писатель, который учился у любого чему то хорошему:

Чему бы ты ни учился,

ты учишься для себя.

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни.)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

- Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

(Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительно).

холодн… погода, о холодн.. . погоде

- Из каких частей речи они состоят? (Из имени существительного и имени прилагательного)

- Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях? (В ж.роде , ед. числе)

- Что вы знаете об именах существительных?

(Изменяются по родам, числам, падежам, т.е. склоняются)

- Об именах прилагательных? (Находятся в том же роде и числе, что и имя существительное);

-Определите окончания прилагательных в словосочетаниях;

- Почему у имен прилагательных разные окончания? (У имен существительных разные падежи);

-Имена прилагательные могут изменяться по падежам?

Постановка проблемы

Записать под диктовку.

Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.

- Определите роль имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ. (В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р. и т.д.)

-  Определите число имен прилагательных.

- Сделайте вывод. (Имя прилагательное всегда находится в том числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.)

- Определите падеж этих прилагательных

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы определять падеж имен прилагательных?

- Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно определять падеж имен прилагательных.

- Какие будут шаги?

  1. Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.
  2. Определим падеж существительного.
  3. По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных.

– Одинаковые или разные окончания имён прилагательных при склонении?

– От чего это зависит? (От падежа и числа.)

- Какой вывод мы можем сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.)

На доске записаны слова: озеро, река.

– Составьте словосочетания с ними, используя прилагательное лесной.

– Что вы заметили? (Прилагательное изменило свой род и окончание.)

Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных? (От рода имён существительных.)

Упр. 211 – развивается умение склонять имена прилагательные и устанавливать закономерности в склонении.

И.п.  Святой источник, святые  источники  

Р.п.  Святого источника, святых  источников  

Д.п.  Святому источнику, святым  источникам  

В.п.  Святой источник,  святые  источники  

Т.п.  Святым источником, святыми  источниками

П.п.  О святом  источнике, о святых источниках  

- Какой вывод мы можем сделать? (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит. Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые.)

Упр. 212 – развивается умение вычленять из текста словосочетания существительных с прилагательными, определять их признаки.

Лиловый  лес   (м.р., ед. Ч., и.п.)

Золотой лес    (м.р., ед. Ч., и.п.)

Багряный лес (м.р., ед. Ч., и.п.)

Весёлой стеной (ж.р., ед. Ч., т.п.)

Пёстрою стеной (ж.р., ед. Ч., т.п.)

Над светлою поляной (ж.р., ед. Ч., т.п.)

Жёлтою резьбой (ж.р., ед. Ч., т.п.)

В голубой лазури (ж.р., ед. Ч., п.п.)

В сквозной листве (ж.р., мн.ч., п.п.)

Тихою вдовой (ж.р., ед. Ч., т.п.)

В пёстрый терем (м.р., ед. Ч.,

Дополнительно:

– Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета‘? Какие из этих слов являются синонимами? (Багряный, багровый.)

Первичное закрепление с проч. во внешней речи

- Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Осенний старательный ветер листву по дорогам разнёс (М. Исаковский). Старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки (И. Тургенев). Было чудесное летнее утро. Дни стоят морозные.

Задания:

1) Выделить окончания имён прилагательных, определить и надписать род, число, падеж.

2) Выделить корень в словарных словах. Обозначить орфограмму.

3) Разобрать по составу сложное слово: черногрудый.

– Прочитайте последнее предложение.

Какой признак мы укажем для слова дни, но не укажем для слова морозные? (Род.) Почему? (Во мн.ч. род у прилагательных отсутствует.)

Включение в систему знаний

Упражнение 213

Родного   края (ед.ч., р.п.)

Родным   краем   (ед.ч., т.п.)

Родные   края     (мн. Ч., в.п.)

Прекрасную   погоду   (ед. Ч., в.п.)

Прекрасной   погодой   (ед. Ч., т.п.)

Прекрасными    погодами   (мн. Ч., т.п.)

Об известных   писателях  (мн. Ч.,  п.п.)

Известный   писатель (ед. Ч.,  и.п.)

Известным   писателем (ед. Ч.,  т.п.)

Итог

Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Какими знаниями мы пользовались?

Что мы закрепляли, что отрабатывали? 

Напомните мне тему нашего сегодняшнего урока.

Личностные УУД: смыслообразова-ние

Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью?

Какое задание показалось сложным?

На какую оценку вы выполнили работу?

Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Слайд 2

холодн … погода о холодн .. . погоде

Слайд 3

Алгоритм: Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное. Определим падеж существительного. По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

Слайд 4

1. Осенний старательный ветер листву по дорогам разнёс (М. Исаковский ). 2. Старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки (И. Тургенев). 3. Было чудесное летнее утро. Дни стоят морозные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....

Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам"

Конспект урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Тема "Изменение имён прилагательных по падежам"...

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам

Ф.И.О. учителя: Леснова Елена ИвановнаПредмет: русский языкКласс: ___3__класс____Тема урока: Изменение имён существительных по падежамТип урока: урок открытия «новых знаний»Цель: • познакомить учащихс...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)

laquo;Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»...