Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

«Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_kashtanka_1.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Иванова Екатерина Германовна, ГБОУ СОШ № 176, Калининский район, г. Санкт-Петербург

Предмет: русский язык
Класс:
4-Б

Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»
Цель:

- Закрепить знания  о словоизменении прилагательных по падежам.

Задачи:

- Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, падежам; зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

 - Развивать умение сравнивать и делать выводы.

                Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., мультимедийное оборудование, презентация. 

Оборудование: 

ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 4 класс» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., задания на листах разных цветов.

Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала 

        

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

 Слово учителя

Продолжаем день погружения НА ОСНОВЕ РАССКАЗА ЧЕХОВА «КАШТАНКА». Прочитайте слова Антона Павловича:

 «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» СЛАЙД

Как вы понимаете эту фразу?

Чему учит рассказ?

Итак, начинаем урок, который называется «Счастливый зверинец Чехова».СЛАЙД

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствовать.

Настраиваться на работу.

 формировать положительное отношение к урокам русского языка

2.

Актуализация знаний.

Словарная работа

 

Прочитайте слова (на доске, с попущенными буквами)

К какой части речи относятся эти слова?

Что такое имя прилагательное? Ответьте по опорной схеме. СХЕМА НА ДОСКЕ

Какова роль имён прилагательных в речи? (делают речь ярче, выразительней)

Запишите словарные слова, подобрав к ним подходящие по смыслу имена существительные, по-возможности, из рассказа Чехова «Каштанка». Род и число можно менять.

Обаятельный (Каштанка)

Выразительный (вгляд)

Озорной (Федюшка)

Ветреный (день)

Жёлтый (панталоны)

Рассказывают об имени  прилагательном.

строить речевые высказывания, закреплять правописание словарных слов

3.

Постановка учебных задач. Самоопределение к деятельности.

Мы с вами прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка». Это повествование или описание? Докажите.Но здесь тоже есть элементы описания. Для чего используются здесь имена прилагательные?

Возьмите белый лист, прочитайте текст и попробуйте узнать, какой персонаж рассказа здесь описан.

Почему чтение вызвало улыбку? (нет согласования)

От какой части речи зависит имя прилагательное?

От чего зависит согласование (окончание) прилагательных? (от рода, числа и падежа существительных)

Какова тема урока? ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Какие цели (что мы должны знать), чтобы усвоить тему?

Возьмите лист самооценки. Поставьте плюсы, если вы знаете материал, и минусы, если не знаете. (графа в начале урока)

У кого ест минусы?

Вам есть к чему стремиться.

Определяют тему, цели.

строить речевые высказывания; активизировать имеющиеся знания; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

4.

Работа по теме урока.

Открытие нового знания, поиск решения.

Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений

Давайте исправим текст, поставив прилагательные в нужную форму.

(запись предложения, выделение основы, выделение окончаний прилагательных, определение числа, рода и падежа)

ВЫВОД:

Как изменяется имя прилагательное?

От какой части речи зависит?

Как определить окончание имени прилагательного?

Возьмите жёлтый лист. Кто догадался, какое задание надо выполнить? ( вставить пропущенные окончания, работа на листе)

Найдите в предложениях прилагательное, которое соответствует схеме: корнь_корень суффикс окончание (разноцветные)

Запишите слово в тетради, разберите по составу.

Находят грамматическую основу  предложений, определяют число, род, падеж имён прилагательных.

Вставляют пропущенные окончания. Разбирают слово по составу

Выполнять учебные действия, воспринимать, осмысливать, запоминать материал, строить речевые высказывания

5.

Динамическая пауза

Выполнение упражнений.

Саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии.

6.

Актуализация и углубление изученного.

 

Вспомните текст рассказа и ответьте на вопросы, используя словосочетания.

Для начала вспомним, что такое словосочетание?

Запишите словосочетания, определите число, род и падеж.

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил её спину и голову, она от изнеможения погрузилась в какую дремоту? (В тяжёлую)

Каштанка вошла в какую комнату ? с какими обоями? И в страхе попятилась назад.

(в маленькую, с грязными)

От какой фигуры пахло хозяином? ( от белолицей мешковатой) 

Как изменяется имя прилагательное?

От какой части речи зависит?

Как определить окончание имени прилагательного?

Дополните фразу: «Слова с противоположным значением называются…»

(антонимы)

Узнайте названия глав и рассказа «Каштанка». Напоминаю: прилагательные надо заменить антонимами. СЛАЙД

1.Примерное поведение (дурное)

2.Открытый незнакомец (таинственный)

3.Старое, очень противное знакомство (новое, очень приятное)

6.Безмятежная ночь (беспокойная)

7.Удачный дебют (неудачный )

Дают определение словосочетания; записывают словосочетания. Определяют число, род, падеж имён прилагательных;

Проговаривают правила словоизменения имён прилагательных

Называют термин, называют названия глав рассказа

Анализ, синтез, обобщение

7.

 Итог урока, рефлексия

Над какой темой работали сегодня?

Как изменяется имя прилагательное?

От какой части речи зависит?

Как определить окончание имени прилагательного?

Возьмите лист самооценки. Поставьте плюсы напротив умений, которые вам стали понятны.

(графа в конце урока)

У кого не осталось минусов?

Рассказ Чехова «Каштанка» помог вам в усвоении темы?

Закончить урок хочу опять словами Антона Павловича: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»

Обобщают изученный материал

Строить речевые высказывания; активизировать имеющиеся знания; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

осуществлять итоговый контроль

8.

Домашнее задание

Составить карточку для одноклассника

ПРИЛОЖЕНИЕ

Белый лист

  1. Каштанка увидела перед собой коротенький и толстенький человечка с бритый пухлый лицом.
  2. Когда он подходил к ней со своими длинный речами, она  третировала его, как надоедливый  болтуна.
  3. Тетка подняла вверх свою лисий морду и радостно завыла.

Жёлтый лист

      1.Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинн…  монологи. Когда он подходил к ней со своими длинн…  речами, она уж не виляла хвостом, а третировала его, как надоедлив…  болтуна, который не дает никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: «рррр»...

      2. Представьте вы себе широчайш…   панталоны, сшитые из ситца с крупным…  цветами, какой употребляется в мещанск…  домах для занавесок и обивки мебели, панталоны, которые застегиваются у самых подмышек; одна панталона сшита из коричнев…  ситца, другая из светло-желт….   Утонувши в них, хозяин надел еще ситцев.. .  курточку с больш…    зубчат….   воротником и с золот…   звездой на спине, разноцветн….   чулки и зелен…    башмаки.

Лист самооценки

В начале урока

умения

В конце урока

Умею определять род имени существительного

Знаю падежи, вспомогательные слова

Знаю, как правильно написать окончания имён прилагательных

Умею находить словосочетания в предложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по числам».УМК "Школа России" 2 класс

Тема: «Изменение имён существительных по числам».Цели: создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число суще...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" 3 класс

Учебный предмет- русский язык ( УМК "Школа России") 3 класс.Тип урока - урок открытия новых знаний.Тема урока - Изменение имён прилагательных по падежам.Цель урока - Способствовать формирова...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Изменение имён прилагательных по падежам"

Данный урок разработан в соответствии с рабочей программой «Школа России», русский язык 4 класс. Учащимся уже знакомо, что такое имя прилагательное, склонение имен прилагательных (род, чис...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

Технологическая карта урока " Число имён прилагательных" ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование умения определять число имён прилагательных по числу имени существительного у обучающихся....