Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
материал по русскому языку

кр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие:

актуализировать знания об имени существительном на основе приема;

• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.

Развивающие

• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

• развивать умение объективно оценивать свои знания;

• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: 

содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

 воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

• создать условия для работы в парах, группах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая


Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно, потянитесь,

Обернитесь, улыбнитесь,

Повернитесь и тихонечко садитесь.

- Вы готовы получать новые знания?

Ребята, в течение  урока  вы будете заполнять  лист самооценки  по теме урока и поставите себе отметку за урок.

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

  1. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант.

- Откройте тетради.

Запишите дату и классная работа.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить.

Загадки:

- В желтом море корабль плывет,

Он идет - волну сечет,

Из трубы зерно течет.                                                    (комбайн)

- Конь стальной рычит

За собой плуги волочит.                                                  (трактор)

- Специалист по агрономии.                                             (агроном)   

- Крестьянское селение в сельской местности.                (деревня)

- Большое количество уродившегося хлеба или плодов.  (урожай)

- Человек, работающий на комбайне.                     (комбайнёр)

Проверка: самопроверка

(о, о, о, е, о, о.)

- Что объединяет эти слова?

- К какой теме относятся все эти слова?

Введение в раздел «Имя существительное».

- Откройте учебники на стр. 79.

- Прочитайте название раздела.

- Что же мы вспомним, изучая этот раздел? …

- Что узнаем? …

- Чему будем учиться? …

- Какие морфологические признаки существительного вы знаете?

Составление кластера

«Имя существительное»

собств.                        одуш.                     нариц.                     неодуш.                      

                                                                                 

имя существительное                    

род                             число

падеж                  ?

склонение           ?

- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

- А что изменится в слове?

Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.

Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

Имя существительное

Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой.

Поставить его в другую форму.

То же самое слово.

Окончание.

Познавательные УУД:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

• инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

• постановка учебной задачи;

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• принимают и сохраняют учебные задачи.

  1. Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.

Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

Что такое склонение?

Что такое падеж?

Изменение по падежам имён существительных.

Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении

  1. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.

Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).

- Как определить падеж имени существительного?

- Предлагаю поработать  

в ППС.

(разрезная карточка)

Задание: собери таблицу по падежам и вопросам.

- Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи.

- Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

- Родился – стал Родительный.

- Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

- Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

- Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

- Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

Проверка: сверь с книгой с.81.

Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упражнение №135 с.80. Задание.

Выполняется по заданию.

- Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно?

Вспомни!

Изменение имен существительных по падежам - склонение.

Обрати внимание!  

Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч.                                Остальные падежи - косвенные.

Падежные формы образуются с помощью окончаний.

- Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении.

Проверяют по образцу на интерактивной доске.

К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

• умеют извлекать информацию из  презентации;

 делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

• способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

• проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Физминутка

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

  1. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Работа в малых группах.

Карточка 1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.

Карточка 2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.

Карточка 3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.

Карточка 4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.

Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.

- Какие знания применили, выполняя это задание?

- Что можно составить из словосочетаний?

Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

- Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у  существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.

- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок.  

    Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.

- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности? 

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +

Выполняют задания.

Работают в малых группах.

Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.

В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы

Алгоритм (карточка)

Текст

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)

Алгоритм. Таблица падежей.

Взаимопроверка:  (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

• предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

• умеют слушать и понимать других;

• умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей?  

    - Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

- Что осталось непонятным?

- Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Окончание

в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают  настроение.

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам

Ф.И.О. учителя: Леснова Елена ИвановнаПредмет: русский языкКласс: ___3__класс____Тема урока: Изменение имён существительных по падежамТип урока: урок открытия «новых знаний»Цель: • познакомить учащихс...

Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по числам».УМК "Школа России" 2 класс

Тема: «Изменение имён существительных по числам».Цели: создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число суще...

Технологическая карта Тема: «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Методическая разработка урока русского языка для 4 класса по теме "Изменение имён существительных по падежам"...

Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)

laquo;Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»...

Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»

Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...

Технологическая карта урока "Изменение имён существительных по падежам"

Представляю технологическую карту урока по русскому языку для 3 класса по теме "Изменение имён существительных по падежам"...