Технологическая карта Тема: «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Познекова Светлана Павловна

Методическая разработка урока русского языка для 4 класса по теме "Изменение имён существительных по падежам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Учитель:  Познекова Светлана Павловна

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

Обучающие:

 актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;

 сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.

Развивающие

 развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;

 способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

 содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;

 самостоятельно оценивать результат своей деятельности, находить и исправлять собственные ошибки.

 содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: 

 содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

 воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

 развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Личностные: 

  •  самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные:

 понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  •  уметь определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя,

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

 выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

  •  оценивать правильность выполненных действий на уровне адекватной оценки;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

Формируемые УУД:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.

Основные понятия: падеж, названия падежей, словоизменение, словообразование.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационно – мотивационный.

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем.

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, чтобы определить  тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам  прослушать одну грамматическую сказку

 Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. 

Родился - стал Родительный. 

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. 

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. 

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. 

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. 

-Как вы думаете, о чём речь? Что нас сегодня будет интересовать?

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

Слушают сказку, формулируют тему урока.

Вспоминают подсказку

Ответы детей.

-Изменение по падежам имён существительных.

-Как определить падеж имени существительного.

-Вспомнить падежи имён существительных и поупражняться в их определении.

Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  анализ объектов с целью выделения их признаков;

 синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

 инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

 разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

 постановка учебной задачи;

 определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

 предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 принимают и сохраняют учебные задачи.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Кто из вас, ребята, помнит,  сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать?

-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.

/ подсказка  Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку/

-Выполните упр.116.

- Организует проверку, подводит к формулированию вывода.  

Работа по вопросам.

- Сравните, что изменилось, основа или окончание?

-Почему существительное меняет в тексте окончание?

- Какое еще слово в тексе в разных формах? (Артемка)

-В русском языке 6 падежей.

Ответы детей.

Выполняют задание

-Изменяется по вопросам или падежам.

Заполняют лист самооценки

Записывают предложение, определяют падеж.

Коллективная  работа по заданию учебника.

Один ученик работает у доски, все дети участвуют в разборе упражнения.

 Выписывают слово цирк в разных формах  с вопросами, выделяют окончание и основу.

Один ученик работает у доски.

С цирком (с чем?)

Вокруг цирка (вокруг чего?)

К цирку (к чему?)

Цирк (что?)

В цирке (в чем?)

Наблюдают за словоизменением, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

 умеют извлекать информацию из  презентации;

 делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

 умеют слушать и понимать других;

 умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

 способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

 проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

4. Физминутка.

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

5. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Работа в малых группах.

Карточка 1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.

Карточка 2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.

Карточка 3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.

Карточка 4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.

Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.

- Какие знания применили, выполняя это задание?

- Что можно составить из словосочетаний?

Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

- Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у  существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.

- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок.  

    Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.

- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности? 

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +

Выполняют задания.

Работают в малых группах.

Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.

В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы

Алгоритм (карточка)

Текст

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).)

Алгоритм. Таблица падежей.

Взаимопроверка:  (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

 определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

 предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

 умеют слушать и понимать других;

 умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 анализ объектов с целью выделения их признаков;

 синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

6.Итоги урока. Рефлексия

Обобщение изученного материала.

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей?  

    - Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

- Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

- Что осталось непонятным?

- Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Окончание

в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают  настроение.

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Тест по русскому языку 4 класс тема: "Изменение имён существительных по падежам"

Вспомогательный материал для закрепления темы "Изменение имён существительных по падежам"...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"

Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)

laquo;Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»...