Урок по русскому языку по теме "Учимся озаглавливать текст", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Программа "Начальная школа XXIвека"

Тема: учимся озаглавливать текст.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.

Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.

Планируемые результаты:

Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.

Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.58 КБ
Файл prezentatsiya_opendocument.odp905.35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Московская область, Раменский район

учитель начальных классов

Олейниченко С.Н.

2012-2013 уч.г.

Русский язык.

2 класс.

Тема: учимся озаглавливать текст.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: отработка умения подбирать заголовок к тексту; развитие умения по заглавию определять основное содержание текста.

Задачи урока: отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту; учить определять по заголовку основное содержание текста.

Планируемые результаты:

Предметные. Умение читать и понимать текст, озаглавливать. Умение выделять существенное из текста для определения заголовка.

Личностные. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Метапредметные. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

 Отдых наш кончается,

 Работа начинается.

 Усердно будем мы трудиться,

 Чтобы чему-то научиться.

- Сегодня у нас необычный урок: у нас в гостях ваши родители.

- Поприветствуйте, пожалуйста, мам и пап.

  1. Актуализация знаний.

- Запишите в тетради дату.

1) Словарный диктант.

- Приготовьтесь писать словарный диктант. Диктант не совсем обычный: я буду читать вам лексическое значение слова, а вы должны записать слово-ответ. (1 человек работает за доской)

  • Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении (ветер).
  • Мужчина по отношению к своим детям (отец).
  • Крупное молочное домашнее животное (корова).
  • Огородное растение, растущее обычно кочаном (капуста).
  • Лесная птица с длинным, сильным клювом, позволяющим долбить кору и древесину и добывать пищу из щелей и трещин.

               - Проверка написания.

        2) Звуко-буквенный анализ.

             - На следующей строке выпишите следующие буквы:

  • Ветер. Выпишите  букву, обозначающую мягкий согласный звук во втором слоге.
  • Отец. Выпишите букву, обозначающую ударный гласный.
  • Корова. Выпишите букву, обозначающую глухой согласный звук.
  • Капуста. Выпишите букву, являющуюся парой по звонкости-глухости букве з.
  • Дятел. Выпишите букву, находящуюся между двумя гласными буквами.

- Проверка: если вы всё сделали правильно, из выписанных букв у вас должно получиться слово. Какое?

         3) На доске слова: текст, смысл, предложение.

        - Какая связь между этими словами? ( Текст – это предложения, связанные по смыслу).

        III. Постановка проблемы.

        - Какого слова не хватает в этом наборе?

        - Что помогает нам понять смысл текста, не читая его? (заголовок)

        IV. Решение проблемы.

        1) Работа с учебником.

а) С.23 упр. 1 (фронтально, устно).

-  Прочитайте задание.

-  Послушайте текст. ( Текст читает учитель).

- На одном из уроков мы с вами познакомились с текстами о зиме.

- Вспомните, какие заголовки мы называли.

- Запишем их на доске. ( Портниха зима. Снежное покрывало. Красавицы сестрички.)

- Подходят ли записанные на доске заголовки к данному тексту? Почему? (В случае затруднения. Обратите внимание, что заголовок всегда передаёт основную мысль автора.

- Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали?

- Какие заголовки вы можете предложить для этого текста? (записать на доске).

- Объясните, почему вы именно так хотите назвать этот текст.

- Самостоятельная запись заголовков в тетрадь.

б) с.24 упр.2 (работа в парах)

- Прочитайте задание. Выполните задания в парах.

- Фронтальная проверка.

- Вывод. Одни заголовки могут подходить ко многим текстам, а другие – только к конкретному тексту, точно указывая, о чём пойдёт в нём речь.

- Зимние тайны. Подарки матушки-зимы. – любые тексты о зиме.

  Снежный городок. В тексте с таким названием обязательно должно говориться о снежном городке.

V.  Первичное закрепление.

1) Работа с деформированным текстом.

- Рассмотрите запись на доске.

На доске.

        Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.

- Можно ли это назвать текстом. Почему?

- Из данных предложений составь текст.

- Послушаем, какие тексты у вас получились.

- Запиши текст, выбрав наиболее точный заголовок из предложенных.

Дети и собака.

Помог девочке.

Не испугался.

Опасность миновала.

- Проверка. Какой заголовок вы выбрали? Почему?

VI. Итог урока.

  • Мы с вами узнали...
  • Мы с вами научились...
  • Нам было интересно...
  • Мне было трудно...

          VII. Рефлексия (шкала) приклеить магнитики: у меня всё получилось, материал вызвал затруднения, я не смог справиться с трудностями.

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс УЧИМСЯ ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ.

Слайд 2

ТЕКСТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Дети и собака. Помог девочке. Не испугался. Опасность миновала. Андрюша быстро подбежал к девочке. Он отогнал собаку. Катюша испугалась и закричала. Вдруг выбежала собака. Катя шла из садика домой.

Слайд 4

Мы с вами узнали... Мы с вами научились... Нам было интересно... Мне было трудно...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Составляем текст поздравления с днём рождения» в 4 классе

Составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных;повторение правил орфографии;научить правильно употреблять словосочетание «день рождения»  в разных падежных формах; познаком...

Конспект урока по русскому языку на тему "Деление текста на части" 2 класс "ПНШ"

Цели деятельности учителя: учить выделять в тексте смысловые части; формировать умение делить текст на смысловые части; закреплять умение продолжать предложения, пользоваться толковым словарем.Планиру...

Конспект урока по русскому языку развитие речи "Изложение текста по вопросам "Оляпка" 2 класса УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку развитие речи  "Изложение текста по вопросам "Оляпка" 2 класса УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....

Конспект урока по русскому языку на тему "Озаглавливание текста" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Озаглавливание текста" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: контрольная работа( местоимение, типы текста)

Цели деятельности учителя: проверка знаний по темам «Местоимение», «Типы текста».Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое местоимение, его отличительные признаки; от...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Тема: «Текст-рассуждение»

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе....