Урок русского языка в 4 классе по теме: "Мягкий знак на конце слов после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

Урок по русскому языку проводится в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. К конспекту урока прилагаются презентация, самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.99 КБ
Файл Презентация к уроку294.27 КБ
Файл Самоанализ урока19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Муниципальный конкурс педагогического мастерства

 «На пути к Олимпу»

Номинационный конкурс  «Современный урок в начальной школе»

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Шишко Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

2016г.

Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Цель: Обобщить знания о правописании  мягкого знака в разных частях речи после шипящих.

Задачи урока:

-актуализация знаний учащихся с последующим выводом на тему урока;

-систематизация знаний учащихся по написанию мягкого знака после шипящих посредством составления алгоритма;

организация взаимопроверки самостоятельной работы учащихся;

развитие умения адекватно оценивать свои способности, стремиться к саморазвитию;

формирование у учащихся умения анализировать свою деятельность, сопоставлять поставленную  цель с полученным  результатом.

УУД:

Формирование умений тактично и аккуратно общаться со сверстниками через организацию взаимопроверки.

Формирование умения обобщать знаний по теме, составлять совместно с учителем план (алгоритм) действий и работать в соответствии с данным планом.

Формировать умения работать с источником информации в соответствии с учебной задачей.

Формировать способность к самооценке, мобилизации сил для решения учебной задачи, способности действовать в соответствии с намеченным планом.

Ход урока

I. Организационный момент. 

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II. Актуализация знаний.        

1. Минутка чистописания.

- Ребята, постарайтесь красиво записать буквы последних звуков в словах. луч, шалаш, плащ, рожь

( Дети записывают: ч, ш, щ, ж.)

- Что можете сказать об этих буквах?

(Это буквы шипящих звуков.)

- Какие орфограммы с этими буквами мы знаем?

(Правописание сочетаний, написание ь во всех глагольных формах и у сущ. 3 скл.; отсутствие ь у сущ. 2 скл., сущ. 1 ксл. и у прилагательных в краткой форме)

2. Самостоятельная работа

- Запишите четверостишье, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. (с доски)

Ты  …крыва…  двери в ноч…

Ты  …гоня…  скуку проч…?

(В) ска…  пуска…ся  и вер…

Что (на)пи…  всё точ…  - в – точ….

-Проверим, как вы выполнили задание. (Дети читают слово, объясняют его правописание. В случае расхождения мнений на доске изменения не вносятся, остается пробел.)

- Как вы думаете, над, чем мы будем сегодня работать?

- В чем общая особенность этих слов? (ь знак на конце после шипящих)

- На какие группы можно разделить слова, в которых вставили буквы?

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель урока?  Предлагаю вам использовать слова – помощники. СЛАЙД 2

III. Работа по теме урока

- В каких частях речи пишется ь после шипящих?

1. Коллективная работа по составлению таблицы.

- Давайте составим таблицу написания ь после шипящих. СЛАЙД 3

- Как вы думаете, с чего нужно начать, чтобы определить, когда пишется ь на конце после шипящих, а когда нет.

(С определения части речи. Подписываем колонки.)

- В каких частях речи могут быть шипящие на конце?

- Если это существительное, то определяем склонение. 1 и 2 скл. Ь не пишется, 3 скл. пишется. Пример.

- Если это глагол, то пишу ь после шипящих. Пример.

- Если это наречие, то определяем, является ли исключением, если да, не пишем, если нет, ь пишется. Пример.

- Если это краткое прилагательное, то ь не пишется. Пример.

2. Самостоятельная работа

- А сейчас продолжите таблицу, выписав по 2 примера из учебника на стр. 79, к каждой части речи, используя тексты  всех упражнений.

- Проверим вашу работу.

-Прочитайте:

имена существительные с мягким знаком на конце;

имена существительные с шипящей на конце, но без мягкого знака;

глаголы;

краткие прилагательные;

наречие.

IV. Физминутка

Раз – присядка,

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легких прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

V. Проверка самостоятельной работы этапа актуализации знаний.

 - Давайте вернемся к нашему стихотворению и еще раз проверим, правильно ли вставили пропущенные буквы. Исправим ошибки на доске, если они есть и друг у друга в тетрадях. Поменяйтесь тетрадями.

(Называют слова с шипящими на конце, доказывают правописание).

-Вернули тетради владельцам. У кого нет ошибок?

-О чем это говорит? (Научились писать слова с шипящей на конце)

VI. Самостоятельная работа.

-Предлагаю вам работу по выбору:

Карточка на «5»

Спиши предложения, вставив, где необходимо ь:

У самых дач… растет рож… . Стоиш… на берегу сплош… залитым солнечным светом. День ясен и свеж… .

Карточка на «4»

 Списать, вставив пропущенные буквы и доказать:

Хорош…, врач…, настеж…, видиш…, доч…, дремуч…, проч…

Карточка на «3»

Списать предложения, доказать слова с орфограммой мягким знаком на конце после шипящих.

Хлеб хорош и свеж. Режь его и ешь. Он наотмашь рубил крапиву. Игра не стоит свеч.

(На работу 4 минуты)

Проверка.

- Прочитайте у кого есть сущ. с ь, без ь., прочитайте наречие, глаголы, краткие прилагательные.

- Давай вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с орфограммой «Мягкий знак на конце шипящих».

(Проговариваем алгоритм)

-Достигли ли мы цели урока?

VII. Итог урока  СЛАЙД 3

- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я выполнял задания…
  3. Я понял, что…
  4. Теперь я могу…
  5. Я понял, что…
  6. Я научился…
  7. Я попробую…

Домашнее задание: по выбору.

  1. Стр. 80, упр. 4, 1 абзац (Списать, вставить пропущенные орфограммы)
  2. Стр. 80, упр. 1. (Распределить в 2 столбика слова, вставив пропущенные орфограммы)
  3. Составить и написать 3-4 предложения, используя  части  речи с шипящей на конце.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Мягкий знак на конце после шипящих Шишко Татьяна Сергеевна, у читель начальных классов 2016 г. Урок русского языка 4 класс Начальная школа XXI века

Слайд 2

Познакомимся с … Узнаем … Научимся …

Слайд 3

сущ. гл. кратк.прил . нареч. опред . скл . пишем ь 1, 2 скл . не пишем ь 3 скл . пишем ь не пишем ь пишем ь (3 искл . уж, замуж, невтерпеж) Определяем часть речи

Слайд 4

«Я вспомнил …» «Я повторил…» «Я узнал…» С егодня я узнал… Я выполнял задания… Я понял, что… Т еперь я могу… Я понял, что… Я научился… Я попробую…



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме:

«Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Цель урока

Моя цель на данном уроке: составить совместно с учащимися алгоритм правописания  мягкого знака на конце слов после шипящих и тренироваться в применении этого алгоритма на письме.  В третьем классе ребята познакомились  с правилом написания глаголов 2-го лица единственного числа, имён существительных с шипящей на конце. В 4-м классе опосредованно познакомились с правописание кратких прилагательных и накануне ввели правило написания числительных с шипящей на конце.

Цели учащихся ставит в опоре на предложенные формулировки, они  в целом совпадают с моей целью.

Задачи урока

Этап актуализации знаний решает несколько частных задач:

-работа по выработке каллиграфического почерка учащихся;

-дифференциация звука / буквы;

-вывод учащихся на формулирование темы урока, постановка целей на урок.

Задача этапа работы по теме урока: систематизация знаний учащихся по написанию мягкого знака после шипящих.

Задача этапа проверки самостоятельной работы: организация взаимопроверки самостоятельной работы учащихся.

Задача этапа самостоятельной работы по карточкам: развитие умения адекватно оценивать свои способности, стремиться к саморазвитию.

Задачи этапа подведения итогов урока:  формирование у учащихся умения анализировать свою деятельность, сопоставлять поставленную  цель с полученным  результатом.

Тип  урока, формы организации работы детей

Урок обобщения и закрепления полученных знаний. Все свои знаний по правописанию мягкого знака после шипящих ребята приводят в систему с помощью составленного алгоритма и тренируются в правописании всех частей речи (существительное, краткое прилагательное, глагол 2 лица ед. числа, наречие).

Формы работы:

фронтальная (актуализация знаний, составление алгоритма)

коллективная (самостоятельная работа по подбору примеров к алгоритму; работа по карточкам)

Содержание

Содержание урока подобрано так, чтобы:

  1. Показать практическую значимость данной темы. Для этого предлагаю ребятам самостоятельно списать с доски текст, вставив пропущенные орфограммы.  Моя недоработка: ребятам плохо видно с доски (отсвечивает), следовало продиктовать ребятам вслух или обработать блики на доске. Этап немного затянулся. Проверяя текст, орфограммы с противоречивым объяснением не исправляю. Мы к ним возвращаемся после составления алгоритма и проверяем правильность написания. Причем ребята проверяют работу друг друга. Цель взаимопроверки: помочь однокласснику обозначить существующие проблемы по данной теме, так как велика вероятность того, что при повторной проверке ученик может по невнимательности пропустить ошибку.
  2. Предоставить учащимся возможность самостоятельно найти правило  написания слов с шипящей на конце. Текст, предназначенный для списывания с доски содержит: имя существительное (ночь), глагол (открываешь, прогоняешь, пускаешься, веришь, напишешь), наречие (прочь, вскачь, точь – в точь).  В тексте нет числительного, так как про него шла речь на предыдущем уроке.

Текст помогает ребятам построить алгоритм, а мне, дополнительно к теме урока, провести работу над ошибками: повторить правописание приставок в глаголах.

  1. Предоставить возможность самостоятельно поработать с источником информации. Для первичного закрепления обобщения написания мягкого знака после  шипящей использую учебник, но не конкретное упражнение, а две страницы (разворот учебника). Ребятам предлагаю на этих страницах найти примеры и продолжить алгоритм. Для учащихся 4-го класса  вполне посильное задание, которое способствует не только формированию умения работать с источниками, но и удерживать учебную задачу и работать целенаправленно над ее реализацией.    
  2. Формированию умения адекватно оценивать свои возможности и в тоже время стремиться к самореализации и самосовершенствованию  способствует работа по карточкам. Каждому учащемуся на этапе закрепления изученного материала предлагается на выбор три карточки. Все они нацелены на проверку умения работа по составленному алгоритму, но разные по сложности. Карточку на оценку «3» не выбрал ни один ученик, что является показателем того, что материал всеми учащимися усвоен качественно. При проверке тетрадей, это подтвердилось. Все ребята выполнили задание без ошибок.

Моя недоработка на данном этапе: принимала ответы учащихся без доказательств, хотя все ответы были правильными.

Результативность урока

Моя цель урока достигнута. Учащиеся стали активными участниками составления алгоритма и приобрели первичный положительный опыт работы по нему.  

 Учащиеся так же достигли своих целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Техноглогическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова....

Тех. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Техн. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...