Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема: "Парные согласные звуки в конце слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

русский язык

Место проведения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 9».

Уровень

ОО

Дата проведения

05.02.19

Класс

2

Учебник

Полякова Л.В.  Русский язык: учебник для 2 класса. – Самара: «Учебная литература», 2014.

Тип урока

урок закрепления и систематизации знаний / решение частной задачи

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Парные согласные звуки в конце слова.

Цель деятельности учителя:

Создавать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных.

Планируемые результаты

Предметные

  • наблюдать за чередованием парных согласных звуков в конце слова;
  • формировать умение видеть орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • определять лексическое и грамматическое значения слов;
  • адекватно использовать средства устного общения.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в школе;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, в группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике;
  • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  •  делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

  Коммуникативные УУД:

  •  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Организация пространства

Средства обучения

Формы работы

Технологии

ИКТ (информационно-коммуникативные), ПДО (технология проблемно-диалогического обучения), ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов), здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные
(КСО), метод интеллект-карт, ОТСМ-ТРИЗ

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Оборудование и наглядные пособия

АМР учителя (ноутбук, интерактивная доска, проектор, документ-камера)

АМР ученика (ученические нетбуки—12 штук)

Карточки для организации работы в парах и в группах, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки (цветные сигнальные карточки), чистые листы формата А 4, цветные карандаши.

Образовательные ресурсы
Полякова Л.В.  Русский язык: учебник для 2 класса. – Самара: «Учебная литература», 2014.

Тренажер «Отличник» http://otlichnyk.ru/.

Технология изучения

№ п/п

Этап урока

Цель этапа

Формирование УУД

Результат

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Технологии

Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Динамично помогает начать урок такой метод, как психологический настрой «Все в твоих руках»! Он помогает мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Готовность к работе

Организует ситуацию настроя детей на работу

-Здравствуйте, ребята!

Психологический настрой «Всё в твоих руках».

- Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»?

- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.

- И сегодня ребята у нас будет особенный урок. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках. 

Настраиваются на активную работу на уроке

КСО 

Минутка чистописания

Повторение изученного материала.

Актуализация изученных знаний письма букв и характеристики звуков.

- Какой сегодня день недели? (четверг)

-Какое сегодня число? (5 февраля)

Организует работу детей в тетради

- К нам на минутку чистописания заглянули буквы. (На интерактивной доске - буквы: г ж ш п т з с в ф б к д). Прочитайте.  

- Давайте красиво и аккуратно запишем их в тетрадь. Учитель на доске напоминает образец написания букв.
- А теперь найдите лишние буквы.

- Почему вы так думаете? (не имеют пары)

-Обведите их карандашом.

- А теперь посмотрите внимательно на оставшиеся буквы, что заметили? (Парные согласные).

Назовите их.  

 — Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

     б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш.

- Почему их назвали парными? (Встречают одинаковую преграду, создают проблему выбора буквы).  

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь шесть.

Верхний ряд всегда звенит,

Нижний тихо говорит.

- Правильно, тема нашего урока «Парные согласные звуки в конце слова». 

- Эти буквы и станут героями наших красивых строчек. На верхней строке напишите буквы звонких согласных, а под ними их глухие пары.

- Какие цели мы поставим?

- Нам нужно будет ответить на три «волшебных» вопроса: «Что проверяли? Где? Как?».                                                          

- Как запомнить и усвоить то, что вы обнаружили?

 - Согласные приглашают нас отправиться в путешествие в Страну звуков и букв.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

Работа в тетрадях.

Коллективная работа.

Работа в тетрадях.

Дети формулируют тему урока.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

ИКТ

ПДО (проблемны
й диалог,
логически
выстроенная
цепочка
заданий и
вопросов,
применение
мотивирова
нных
вопросов)

Словарная работа

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Работа со словарными словами. Игровой тренинг «Да-нет» (ОТСМ-ТРИЗ).

-В Стране звуков и букв, куда мы с вами отправились, все жители любят играть в разные игры. И они вам предлагают сыграть в игру «Магазин». На витрине выставлены карточки со словарными словами.

Игра проводится 3 -4 раза.

Организует работу детей в тетрадях.

Задание:

- Из данных слов выбрать и записать слова, в которых есть орфограмма «Парные согласные звуки в конце слова». (Мороз, народ, медведь и т. д.). Взаимопроверка

-Что проверяли? Где? Как подбираем проверочные слова для парных согласных?

- Давайте вспомним правило, а для это предлагаю вам его восстановить.

Коллективная работа

Дети задают вопросы учителю (ученику), на которые можно ответить только словами «Да!» или «Нет!»

- В этом слове 2 слога? Ударение падает на первый слог? И т.д.

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка.

ИКТ

ОТСМ-ТРИЗ

Повторение теоретического материала.

Зафиксировать практически полученные знания, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Приём «Незаконченное предложение».

-Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.

«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в _________ или ________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в _______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить _________ слова или подобрать _________ слово так, чтобы ________ согласной стояла ________ или буква _______».

- Зачитайте правило соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.

- Проверьте по образцу.

Образец демонстрируется на доске при помощи документ-камеры.

Учащиеся работают самостоятельно. Самостоятельная работа.

Взаимопроверка. Сверка с образцом.

ИКТ

ТОУУ

Физминутка

Уменьшить утомление учащихся.

Установка на здоровый образ жизни

Игра «Голосуем ногами и руками».

- Ребята, я вам задаю вопросы, если согласны со мной, то поднимаете руки вверх, если нет, то приседаете.

Звук д – звонкий? Й – зв.? Ж – гл.? А – согл.? К – гл.? л – зв.? С – гл. ? б – гл.? и т. д.

Дети, если согласны с высказыванием, то поднимают руки вверх, если нет, то приседают.

Здоровьесберегающие технологии

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Развитие умения составлять интеллект-карту.

Организует работу в группах

- Сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним правила такой работы.

Далее учитель предлагает детям составить интеллект- карту «Парные согласные».  (Дети уже обучены приёмам составления интеллект-карт).

- Каждой группе предстоит составить интеллект-карту «Парные согласные». Давайте вспомним правила создания интеллект-карт.

Учитель курирует работу учащихся по созданию ИК.

- Используя свою интеллект-карту, расскажите всё, что вы знаете о парных согласных в группах. Слушайте друг друга внимательно.

Созданные интеллект-карты проецируются на доску при помощи документ-камеры.

Ребята с помощью сигнальных карточек оценивают правильность и оригинальность выполненной работы.

Работа в группах.

Пользуясь алгоритмом составления карт, учащиеся рисуют на листах формата А 4 интеллект - карту

Рассказывают о парных согласных, опираясь на ИК.

Учатся монологической речи с опорой на конспект (в данном случае ИК), вырабатывают навык доброжелательного и уважительного общения.

ИКТ

КСО

метод интеллект-карт

ТОУУ

Практическая деятельность учащихся

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Организует работу детей на нетбуках.

 Учебная программа «Отличник» (тренажер).

Тема «Парные согласные в слабой позиции».

Организует работу детей в тетради

- А теперь нужно выписать любые три слова с данной орфограммой в тетрадь, отметить орфограмму и проверить правильность написания на тренажёре.

Работа на нетбуках.

Работа в парах.

Один ученик выполняет упражнение на тренажёре, а другой ученик отмечает его результат в личном листе достижений. Затем происходит смена ролей. 

 ИКТ

ТОУУ

Физминутка

Уменьшить утомление учащихся.

Установка на здоровый образ жизни

Организовывает выполнение детьми физкультминутки с проговариванием слов. Упражнения для мышц глаз «Тренировка»

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в десять раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Здоровьесберегающие технологии

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Развитие умения работы в парах.

Организует работу в паре.

- Сейчас поработаем в парах. Давайте вспомним правила такой работы.

В нашем русском языке

“Ходят парами” бэ-пэ

вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

А расскажем всему свету?

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

А вот и «хитрые друзья» - парные согласные.

- Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить? Используйте интеллект-карту, как памятку.

Работа в парах. Дети получают карточки.
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.

Например:

Холо …

Сне…

Моро…

Прору…ь

Шар…          и т.д.

- Проверьте по образцу.

Работа в парах.

Учащиеся выполняют задание в парах пользуясь алгоритмом.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный на предыдущих уроках)

1. Читаю слово …

2. В конце слова слышу парный звук …

3. Проверяю …

4. Пишу букву…

5. Графически обозначаю орфограмму.

Используют созданные ИК при выполнении упражнения.

Поверяют по образцу.

ПДО

КСО

метод интеллект-карт

ТОУУ

Практическая деятельность учащихся

Зафиксировать практически полученные знания,   выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Работа над темой

Игровой тренинг «Мои друзья» (ОТСМ-ТРИЗ)..

Детям предлагаются слова:

Суп

Гриб

Мороз

Наряд и т.д.

«Мои друзья» -  слова по признакам:

- Существительные ед. ч. м..р. в которых на конце пишется глухой парных согл.. (суп, сноп, жираф  …);

Существительные множ. числа. (супы, снопы, жирафы…)

-Что интересного заметили? Образуйте пары.

- Существительные ед. ч. м..р. в которых на конце пишется звонкий парных согл.. (дуб, гриб, мороз  …);

Имена прилагательные. 9дубовый, морозные, грибной…)

- Что заметили? Образуйте пару.

Коллективная работа.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

ОТСМ-ТРИЗ.

Рефлексия

Подвести итоги урока. Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей

Подводятся итоги урока. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Рефлексия. Игра «я начинаю, а ты продолжай».

- Чтобы правильно записать парную согласную в конце слова, __________________.

- Что было бы, если бы мы не знали этого правила? __________________________ .

- Мне эти знания нужны ____________________.

- Мне было интересно _____________________.

-Оцените себя и свои знания с помощью сигнальных карточек.

-Наши замечательные интеллект-карты отправляем в нашу копилку, чтобы использовать их на последующих уроках.

-Спасибо за работу.

Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание товарищей.

Получают позитивный настрой от урока

ТОУУ

Игровые технологии

Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 9» _______________/ О.П. Солодко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" (2 класс)

Данный материал может быть полезен учителям 2 классов, УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое шипящие согласные звуки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о шипящих согласных звукахЗадачи урокаДидактические:Учить различать шипящие звуки в слове и вне слова,Учить правил...

Технологическая карта урока русского языка «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Парные согласные с-з» - 1 класс

Тема урока «Парные согласные с-з» Тип урока: рефлексия  Цель урока: закрепить и скорректировать представления обучающихся о звуках [з] и [с], [з’] и [с’] о согласных, парн...