Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание «тся» и «ться» в глаголах."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

Урок проводится по программе "Начальная школа XXI века". К конспекту урока прилагается презентация и карточка - раздаточный материал для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:


КАРТОЧКА на «5»

Восстанови пословицы. Объясни написание -тся-, -ться- у глаголов.

                                   

                                           Смелого пуля боит…ся                           труса находит

        Всякое дело                                             больше и спрашивает…ся

С большого человека                              человеком и славится

КАРТОЧКА на «4»

Вставь пропущенные буквы, заменяя звуки буквами.

Уехали купа[ца], море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

КАРТОЧКА на «3»

Спишите. подчеркните в глаголах сочетания -тся-, -ться-.

     Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться - ничего не сделать.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Урок русского языка в 4 классе

Программа «Начальная школа XXI века»

Учитель: Шишко Татьяна Сергеевна

Тема: Правописание «тся» и «ться» в глаголах.

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.

УУД:  создать условия для:

-формирования правописания  возвратных глаголов в начальной форме и 3 лице;

-развития орфографической зоркости,  обогащения словарного запаса обучающихся;

-умения делать самостоятельный выбор, в соответствии с собственными возможностями и умениями;

-воспитания трудолюбия, уважения  друг к другу через совместную работу на уроке.

Ход урока.

этап

                                    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

II

IV

V

VI

Организационный момент.                                                                                    

- Друг на друга посмотрели,

  Улыбнулись, тихо сели.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы напишем букву, которая будут очень часто нам сегодня встречаться, а какую  вы узнаете,  отгадав загадку. СЛАЙД 2

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, лаза на макушке.

Невесту зовут …

Назовите букву, с которой начинается отгадка. Пропишите.

Дайте характеристику звуку [ц]

2. Диктант:

Готовимся к проверочной работе. Пишем под диктовку, я проверяю, результаты будут известны завтра.

Идёшь зимой по лесу и любуешься сказочной его красотой. Спокойно стоят тёмные ели. Снежная белая шубка покрывает их ветки. Изогнулись под тяжестью снега тонкие стволы молодых берёз.

- 3 предложение разобрать по членам.

3.  Словарно – орфографическая работа СЛАЙД 3

К… мандир, д… ректор, ж… лать, в…лшебник, р… шать, св… ркать, к… питан, г… товить. 

 – На какие две группы можно разделить эти слова?

- Давайте вспомним, что такое имя существительное и что такое глагол.

- Запишите слова в 2 столбика, вставив пропущенные буквы.

- Прочитайте первый столбик.

 Кто не согласен?

-Прочитать  2 столбик.

-Кто поставил своему товарищу «5»? «4»?

-Кто не поставил отметку? Почему, скажите ему.
– От каких  из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов 
- ться- тся?

4. Физкультминутка.

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе.

- Какова цель нашего урока.

Работа по теме урока

1. Вывод на правило

- Прослушайте четверостишье, если услышите одинаковое произношение в словах,  хлопнете в ладоши.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.

- Какое произношение услышали?

- Прочитайте слова на экране СЛАЙД 4:

- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова. СЛАЙД 5

- Попробуйте сформулировать, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. (При необходимости  обратить на то, какими частями речи являются слова)

- Сделайте вывод.

Как проверить правильность нашего предположения?

- Открываем учебник на стр. 115 и проверить, так ли мы сформулировали  правило.

2. Первичное закрепление 

- Потренируемся в правописании устно.

Работа по учебнику. Упр. 2 стр. 116

3. Самостоятельная работа по теме урока

 -Предлагаю вам работу по выбору:

Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться;

Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму;

Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться. (Приложение)

4. Проверка самостоятельной работы 

Итог урока

- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:

  1. сегодня я узнал…
  2. я выполнял задания…
  3. я понял, что…
  4. теперь я могу…
  5. я понял, что…
  6. я научился…
  7. я попробую…

Домашнее задание: стр. 116, упр.3

Царевна-лягушка

Ц ц

Согласный, непарный, глухой, всегда твердый

Письмо под диктовку самостоятельно

Комментирование разбора

Сущ. и глаголы

Рассказывают правила, приводят примеры

Взаимопроверка

Общаются в парах

Ответы учащихся

Выполняют движения

Правописание ться и тся в глаголах

Познакомиться с особенностями правописания глаголов на тся и ться.

В именах сущ. пишется ЦА, в глаголах начальной формы ТЬСЯ, в глаголах 3 лица – ТСЯ.

Прочитать в учебнике.

Чтение правила по учебнику.

Фронтальная работа

Ребята выбирают карточку, работают самостоятельно

Объединяются по группам, в зависимости от  карточки, по которой работали. Обсуждают  выполнение заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края Учитель начальных классов: Шишко Татьяна Сергеевна 2015 г. Правописание тся и ться в глаголах.

Слайд 2

Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут …

Слайд 3

К… мандир , д… ректор, ж… лать , в… лшебник , р… шать , св… ркать , к… питан , г… товить .

Слайд 6

С егодня я узнал… Я выполнял задания… Я понял, что… Т еперь я могу… Я понял, что… Я научился… Я попробую…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....