конспект урока русского языка 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Обстоятельство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Обстоятельство.

Тип урока

«Открытие» нового знания.

Педагогическая цель урока

Создать условия для формирования понятия «обстоятельство».

Результат

Находить  обстоятельства в тексте.

Определять, какой частью речи они выражены.

Употреблять обстоятельства в речи.

Межпредметные связи

Литература.

Используемые методы,  технологии

Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку; технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, парная.

Формирование УУД:
Предметные УУД:

 Знать определение второстепенного члена предложения; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать в предложении; находить в тексте обстоятельства.

Метапредметные УУД:

регулятивные: 
определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы  и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

познавательные: приобретать новые знаний  из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; 
формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы  на вопросы.

личностные:  уважительное отношение к родному языку;
формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

– создание условий для возникновения
у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. – Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

– Вы знаете, я вчера вечером перелистывала книгу Мудрых советов, особенно мне понравилось  высказывание Л.Н. Толстого.
– Прочитайте его.

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой.

- Как вы его понимаете?

– Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам?

- Т.е, знания вы будете получать самостоятельно и только усилиями своей мысли.

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой.

Высказывание

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4 мин) 
Цель:
подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Но прежде чем приступить  работать  самостоятельно составим план действий.

На доске:

                 Минутка чистописания

        Словарная работа

        Тема урока

        Задачи урока

        Знакомство с новым

        Работа в группах

                          Работа в парах

        Самостоятельная работа

        Подведение итогов

- После выполнения каждого пункта план вы  будете заносить свою отметку в лист самооценки. Если нет ошибок отметка 5, если одна или 2 ошибки отметка 4, если 3,4 ошибки отметка 3, если 5 и более отметка 2.

- План действий построили, а теперь перейдем к реализации нашего плана.

– Желаю вам успешной работы.

Открываем тетради и записываем число и классная работа.

Минутка чистописания

- С ле до ва тел ь

- Списываем слоги, которые написаны на доске. Пишем красиво правильно элементы букв.

- Как вы думаете, а для чего проводим минутку чистописания?

- Первый пункт плана выполнили, оцените каждый себя.

- Переходим к выполнению следующего пункта план.

- Какую работу вы можете предложить используя данные слоги.

Словарная работа.

- Соловей, лестница, дорога, вагон, телефон

- Пишем слова.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте по образцу с доски и пусть тот кто проверял оценит вас и поставит на полях отметку, а вы к себе в лист отметок.

- С какой целью проводим словарную работу?

- Какой пункт плана реализовали?

Составление плана действий

Минутка чистописания

Самопроверка

(Вспомнить словарные слова начинающиеся с этих слогов)

Взаимопроверка

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в группе (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Цель:организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Что общего у этих слов?

- Чем различаются эти слова?

- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти слова?

- Как в предложении мы показываем, что это подлежащее?

       - А еще какой мы знаем главный член предложения? (сказуемое)

- Как в предложении мы показываем, что это сказуемое?

- Возьмем любое словарное слово, составим предложение, где это слово будет в форме другого падежа.

- Если это слово не главный член предложения, то какой?

- Значит какая тема урока?

Какой пункт плана реализовали?

- Как вы думаете, что мы должны узнать о второстепенном члене предложения?

      Как называется?

  • На какие вопросы отвечают обстоятельства?
  • Какой частью речи выражено обстоятельство?
  • Как подчёркивается обстоятельство? 

- К какому пункту плана относится?

(сущ., ед. ч., Им.п., и т.д.)

(род, склонение)

(подлежащим, т.е. главным членом предложения)

(подч. _______)

(Сказ===)

Составление предложений

 (второстеп.)

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Вернемся к минутке чистописания

- Ребята какое слово мы можем составить  по этим буквосочетаниям и буквам.  (Следователь).Работа с Толковым словарём Ожегова.(один ученик читает, что обозначает слово «Следователь»

У: мы сегодня с вами будем следователями.

Постановка проблемной задачи

 -Выскажите свои предположения  какие вопросы задают следователи, когда ведут какое-нибудь расследование?.

- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (Прикрепляю вопросы на доску)

- Да, следователю нужно знать где случилось, когда случилось, как случилось.

- Что выясняет следователь отвечая на эти вопросы?  (ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)(прикрепляю к доске)

- Значит, с каким второстепенным членом предложения познакомимся?

Обстоятельства

Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)

V. Реализация построенного проекта (3 мин)

Цели: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- На какие вопросы мы уже можем ответить?

Как называется?

  • На какие вопросы отвечают обстоятельства?
  • Какой частью речи выражено обстоятельство?
  • Как подчёркивается обстоятельство? 

С каким пунктом плана столкнулись?

Уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма;
проводить   сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме 
(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(6 мин.)

Цели:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка(1 мин)

- А, чтобы нам ответить на следующие вопросы мы выполним задания в группах. Замени вопросы подходящими по смыслу словами.

Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья. Он выпал (откуда?) .

Слова для справок:  с охоты, по аллее, из гнезда,  на дорожку.

ПРОВЕРКА:

- На какие вопросы отвечают эти слова? 

 -Скажите, какой частью речи выражены эти слова?

- Какими членами предложения являются вставленные слова?

       - Итак, на какой вопрос еще мы можем ответить?

- К какому пункту плана относится данная работа?

- Исследуя данную запись найдите в предложении слова обстоятельства и скажите как они подчеркиваются.

На поляне стояла берёза.    

Птицы садятся на берёзу.        

С берёзы слетел  дятел.

 

- Итак, еще на какой вопрос мы можем ответить?

- Используя вопросы на ответы сформулируем правило, что такое обстоятельство.

- Проверим по учебнику к правильным  ли мы пришли  выводам стр.147.

- Прочитайте каждый самостоятельно и запомните, а теперь закройте учебники и расскажите друг, другу.

- Поменяйтесь местами и тот,  кто остался на месте, рассказывает правило, тому , кто пришел.

- Правило, мы знаем, поработаем

 в парах составим алгоритм нахождения обстоятельства.

Восстановите алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают действие.
  2. Поставлю от них вопросы:  где? когда? как? каким образом?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит – это обстоятельство.
  5. Подчеркну обстоятельство (пунктир с точкой) _ . _ . _ . _

- Проверим по образцу на слайде.

- Пары поменялись местами, проверим по слайду. (поднимите руки у кого все правильно), поменяйтесь местами снова.

- Какой пункт плана выполнили?

(работа в группах)

(работа в парах)

Составление алгоритма

Развивать умение 
логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы
(Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

Личностные: бережное отношение к своему здоровью

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель:
– проверить умение  работать с информацией;
– организовать выполнение задания с взаимопроверкой; самооценка.

- Используя данный алгоритм выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

Выпишите из стихотворения Агнии Барто обстоятельства. 

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все! 

О т в е т: куда, вскачь, в огород, под ворота, там, под колесо(ключи на парте)

- Проверьте по образцу и поставьте каждый себе отметку.

Самостоятельная работа

Развивать умение осознанно строить 
речевое высказывание
(Познавательные и коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (
Личностные УУД)

 VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Цели:
– развивать умение выявлять границы применимости нового знания.

- Какой член предложения исследовали?

- К каким выводам мы пришли?

Как называется?

  • На какие вопросы отвечают обстоятельства?
  • Какой частью речи выражено обстоятельство?
  • Как подчёркивается обстоятельство? 

Ответы детей

Совершенствовать умение делать выводы (Регулятивные  и познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (
Коммуникативные УУД).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

Цели:

 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Поднимите руки те, у кого  пятерки и четверки в листе отметок, вот эти ученики настоящие следователи. А остальные, я , думаю ими станут только позже.

- Покажите пальчиками как прошел для вас урок!

Анализ листов отметок

   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). 
Уметь соотносить цель и результаты деятельности;
Производить самооценку результатов деятельности
(Познавательные УУД) 
Уметь формулировать свои мысли высказывать,
обосновывать свою точку зрения
(
КоммуникативныеУУД:

X. Домашнее задание. (1 мин.)

Цели:

– обеспечить  понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 1 вариант – с. 149, упр. 150, выписать обстоятельства

2 вариант – с. 148, упр. 149, выполнить задание по учебнику



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок проведен в 3 «Д» классе.

Тема урока: Знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

На уроке применялись репродуктивный, частично поисковый, словесный, наглядный, практический методы обучения.

Использовала фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения.

Старалась применить элементы технологии: игровой, дифференцированного обучение, информационной технологию и технологии коллективного способа обучения.

Данный урон первый в теме: второстепенные члены предложения. Урок связан с предыдущим, т. к тема была изменение существительных по падежам, обучающиеся учились задавать вопросы от сказуемого и определять падеж, в данной теме также нужно задавать вопрос от сказуемого и определять каким членом предложения является. Также данная тема связана и с последующей «Дополнение» второстепенный член предложения, дети в сравнении будут учиться различать второстепенные члены.

В классе обучается 19 человек, присутствовали на уроке 14, из них 5 сильных учащихся, 4 на среднем уровне усваивают знания, 4 слабых учащихся и 1 учащийся 7 вида. При планировании урока были учтены индивидуальные особенности детей, для учащегося 7 вида при проведении словарной работы, он словарные слова списывал, самостоятельная работа была составлена по четырем уровням уровням: для сильных ребят, средних ребят, слабых ребят и ребят 7 вида.

В процессе выстраивания работы с детьми по данной теме я планировала сформировать следующие УУД:

Предметные УУД:

 Знать определение второстепенного члена предложения; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать в предложении; находить в тексте обстоятельства.

Метапредметные УУД:

регулятивные: 
определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

познавательные: приобретать новые знаний  разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; 
формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы  на вопросы.

личностные:  уважительное отношение к родному языку;
формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Начало урока прошло организовано. Высказывание Л.Н. Толстого нацелило на приобретение знания  своими усилиями.

На этапе актуализации проведена минутка чистописания, которая была связана с последующей словарной работой, которая направлена на закрепления изученного ранее материала с последующей взаимопроверкой. При выполнении данного задания у учащихся формируется умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, а также действия контроля и коррекции.

Следующий этап урока дети в роли следователей сформулировали тему, определили задачи урока, и, главное, произошло  осознание учащимися того,  что ещё нужно усвоить.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся проявили себя в умении анализировать информацию, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы.

На этапе закрепления была организована работа в группах, в парах, парах сменного состава- это является элементом технологии коллективного способа обучения. Такую работу считаю  более эффективной, она помогает приучить учеников спорить, высказывать своё мнение, отстаивать его, что способствовало формированию коммуникативных УУД.

Большое внимание на уроке уделила рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности.

Задание на дом было дифференцированным, по разным уровням усвоения детьми учебного материала.

Я считаю, что поставленная мною цель – достигнута. На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Чтобы сменить вид деятельности – провела физкультминутку, которая тоже была направлена на закрепление материала.

Думаю, что наглядность, которую использовала на уроке, способствовала лучшему усвоению программного материала и развивала интерес к изучаемой теме.

Психологический микроклимат на уроке был комфортным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой .

Слайд 2

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Как называется? На какие вопросы отвечают …? Какой частью речи выражено …? Как подчёркивается …?

Слайд 4

Как называется? На какие вопросы отвечают обстоятельства? Какой частью речи выражено обстоятельство? Как подчёркивается обстоятельство?

Слайд 5

А лгоритм нахождения обстоятельств в тексте: Найду в предложении слова, которые обозначают д ействие . Поставлю от них вопросы: г де? когда? как? каким образом? Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. Если есть, значит – это обстоятельство. Подчеркну обстоятельство (пунктир с точкой) _ . _ . _

Слайд 6

Как называется? На какие вопросы отвечают …? Какой частью речи выражено …? Как подчёркивается …?

Слайд 7

Домашнее задание 1 вариант – с. 149, упр. 150, выписать обстоятельства 2 вариант – с. 148, упр. 149, выполнить задание по учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...