Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сочинская Алёна Витальевна

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных

Цель:  формирование умения различать именительный   и винительный падежи;

Задачи: 

- показать отличие винительного падежа от именительного через определение  главных и второстепенных членов предложения,

- развивать наблюдательность, внимание,  самоконтроль;
- воспитывать аккуратность, взаимовежливость.

Тип урока: комбинированный/

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

 Ход урока

I Оргмомент.

-психологический настрой на урок

-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Слайд 1.

Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Садитесь, проверьте осанку.

II Мотивация на учебную деятельность.

Проверка пройденного, д\з

Работа по карточкам.

- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

рад                 И. п.        кем? чем?

вижу                 Р. п.        кому? чему?

думаю         Д. п.        о ком? о чем?

нет                В. п.        кого? что?

доволен      Т. п         кого? чего?

есть                П. п.        кого? что?

Проверка.

-Отложите на край парты, я потом их проверю.

III Минутка чистописания.

Массаж рук.

-Похлопайте в ладоши.

-Покатайте ручку между ладонями.

-Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Двадцать  третье  ноября.

Классная   работа .

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом:  

слайд 2"Где труд, там и радость".

       Объясните смысл пословицы. (Работа приносит нам радость, особенно, если результаты работы хорошие).

     - Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества  понадобятся нам на протяжении всего урока?

( Дисциплинированность, аккуратность, организованность, трудолюбие.)

-  Приступаем трудиться.    

-  Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв  Мм.

 - Дайте характеристику этой букве. ( Буква М, звук [м], согл., звонк, непарный)

     Показ учителем или презентация правильного написания букв.

Слайд3

мМм мМм

км ми ме ма мё мя мо      

Молодежь построила красивый поселок.

-Кого называют  молодёжь? (Молодое поколение, молодые люди. Молодые люди, юноши и девушки.,)

 -Сделайте синтаксический разбор этого предложения (невоскл.,повествователь. простое,,)

-Найдите грамматическую основу предложения.

-А какое это предложение простое или сложное? (простое, т.к. одна грам.основа)

- На какой вопрос отвечает существительное молодежь? ( кто? и.п)

-На какой вопрос отвечает  сущ. поселок? (что? в.п)

-Можно ли с уверенностью сказать, что слово поселок стоит в том же падеже что и слово молодежь.

-А как отличить и.п. от в.п.?

V Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.

Слайд 4.

Поворот  судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

-Мы сегодня на уроке научимся отличать именительный падеж от винительного падежа и выясним какими членами предложения они будут являться .

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 119 и выполните  упр. №133.

- Прочитайте задание.

- Первые два предложения прокомментирует у доски.

Вторую пару предложений самостоятельно запишет и разберёт 1 вариант,

третью пару – 2 вариант.

- Какими членами предложения являются выделенные слова?

- Какой вывод можно сделать? (см. схему на доске)

Проверка Слайд 4

Слайд 5.

Вывод: Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим. Имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом.

Слайд 6

Схема на доске

И. п.    кто?что?         В. п.кого?что?

- Как в предложении отличить И. п. имени существительного от В. п.? (Надо определить каким членом предложения оно является.)

VI. Физминутка

Слайд 7

Покачайтесь, покружитесь,

 Потянитесь, распрямитесь.

 Приседайте, приседайте,

 Пошагайте, пошагайте.

 Встаньте на носок, на пятку.

 Поскачите – ка вприсядку.

 Встаньте прямо, улыбайтесь,

 Быть хорошими старайтесь.

 Садитесь.

VII. Формирование умений

Самопроверка.

Работа на карточках

Слайд 8

Утреннее солнце косыми лучами осветило опушку леса. Люди сеют пшеницу. В субботу мы поедем в школьную библиотеку. Девочка чистила дорожку в саду. Ученик рассказал басню. Через дорогу прошли лоси.

-Определите падеж выделенных существительных

Взаимопроверка по норме оценок

слайд 9

Вывод: Существительные в именительном падеже является в предложении главным членом и никогда не употребляется с предлогом. Сущ.в винительном падеже является второстепенным членом и употребляется как с предлогом так и без предлога.

И. п.    кто? что?         В. п. кого? что?  в, на, за, под, про, через

- Прочитайте, как об этом говорится в правиле (с. 120).

- Что ещё вы узнали из правила?

-назовите предлоги винительного падежа

Чтение правила с.120

VIII Физминутка.

Если имя существительное стоит в именительном падеже - дети встают, в винительном – приседают

Через лужу, зима, вода, за речку, поляна, про улицу, на дорогу, в море, учитель, под подушкой.

1Х Первичное закрепление 

У.135,с 120

Проверка устно, оценивание.

IX Итог урока. 

Слайд 10

- Продолжите предложения:

1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)

2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)

3. Имена существительные в  В.п. в предложении всегда … (является второстепенным членом предложения)

4. Имена существительные в И. п. в предложении всегда употребляются….(без предлога)

5. Имена существительные вВ. п. в предложении всегда употребляются…..(без предлога и с предлогом)

X.Оценивание.

Х1.Домашнее задание.

2. Домашнее задание записываем в дневниках:

«4»-упр.4,с.135. «5»-упр.5,с.135

 - Ребята, наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо работали. Спасибо вам большое.

. Контроль знаний.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А Кто? Что?                                  Б. Кем? Чем?

В. Кого? Что?                               Г. Кого? Чего?

II С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А в, на, через                                  Б. без предлогов

В. к, по                                           Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А  подлежащим                                  Б. сказуемым

В. второстепенным членом        

IV. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:

увидел сестру

А  И.п.                                                         Б.  Р.п.

В.  Т.п.                                                         Г.  В.п.

Рефлексия.

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                         Получил радость

  Удивился                                                                  Ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...