русский язык 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

Русский язык

                                             «Знакомство с устойчивыми сочетаниями»

(урок русского языка, 1 класс)

 

УМК «Начальная школа XXI века».

 

Место и роль урока в изучаемой теме: открытия новых знаний на основе здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся по знакомству с устойчивыми сочетаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

                                             «Знакомство с устойчивыми сочетаниями»

(урок русского языка, 1 класс)

УМК «Начальная школа XXI века».

Место и роль урока в изучаемой теме: открытия новых знаний на основе здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся по знакомству с устойчивыми сочетаниями.

Формируемые УУД:

предметные УУД: наблюдать за устойчивыми сочетаниями; способствовать развитию орфографической зоркости по теме: «Сочетания жи и ши, ча и ща, чу и щу»; дополнять предложения словами из текста; совершенствовать навык каллиграфического письма; дополнять таблицу информацией из текста.

метапредметные УУД: формировать умение ставить цель; создать условия для проявления учебно-познавательного интереса к новому материалу; осуществлять взаимоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; формирование первичного умения работать в группе; способствовать развитию умения участвовать в диалоге, учитывая разные мнения, и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; способствовать сохранению здоровья (зрение и осанка).

Планируемые результаты: познакомиться с устойчивыми сочетаниями, научиться первичному применению их в речи; научиться первичному умению работать в группе; получить возможность участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: рабочая тетрадь № 2 1 класс, М.: Вентана - Граф, 2012 год, слайды презентации, офтальмотренажёр, мешочки с солью и гречкой, карточки с текстами и таблицей.

Учебник: С.В. Иванов учебник «Русский язык. 1 класс», М.: Вентана - Граф, 2011 год.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (5 минут).

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребностей включения в учебную деятельность.

- Урок я начну с загадки:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ... (УЛЫБКЕ)

- Как вы думаете, почему я начала урок с загадки про улыбку?

- Чтобы у нас было хорошее настроение. Ведь когда у нас хорошее настроение и урок получается удачным. А что значит удачный урок? (всё успеваем и много узнаём).

- Давайте сделаем несколько упражнений на красивую осанку. Для чего она нужна?

Упражнение с мешочками на голове (приседание, повороты вокруг, притягивание ноги к груди с мешочком на голове).

- Я приглашаю вас всех на урок русского языка!!! Что мы узнаём нового и учимся делать на этих уроках?

- Узнаем, как устроен наш язык, учимся красиво говорить и грамотно писать.

- Вспомним наш главный девиз на уроках: «Наблюдаем, замечаем, рассуждаем, делаем вывод».

II. Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений (3мин).

Постановка проблемы. Работа с сенсорными крестами.

Прочитаем сочетания слов на крестах

В четырёх сторонах классной комнаты на капроновой нити с потолка свисают «крестики» (две перекрещенные рейки), на которые крепится наглядный учебный материал. Учитель во время урока, проходя по классу, движением руки придаёт «крестикам» вращательное движение.

Дети читают с места.

Семь пядей во лбу, с минуты на минуту, кот наплакал, как рыба в воде.

- Кто слышал такие высказывания?

- Интересны эти сочетания?

- Кто может объяснить, для чего они нужны в речи?

- Кто хочет узнать получше о таких сочетаниях слов? Так давайте, определим тему урока.

Тема урока: Мы познакомимся с устойчивыми сочетаниями.

Цель урока: узнаем, что они обозначают.

Каллиграфическая минутка.

Цель: организовать деятельность по отработке навыков каллиграфического письма (5 мин).

- С чего начнём урок? Для чего нам нужны упражнения с ручкой.

Загадка:

Блещут в речке чистой, спинкой серебристой.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

- Каких рыбок вы знаете? Где они могут жить?

- Отличие рыб от других животных? (слайды)

- Чтобы рыбкам было комфортно, что должны делать люди?

- Открыли тетради с.1. Самостоятельная работа.

- Найди лишнюю букву (е, ё, ю, о).

- Почему? (Пишется после твёрдого согласного)

- А сейчас вспомним правила красивого письма.

с. 3, № 2.Что вы можете сказать об этой букве?

- Найди самую красивую букву, обведи ее.

Физминутка, упражнения с мешочками.

  1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. Тоже, мешочек в левой руке.
  2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 - правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. Тоже, но согнуть и поднять левую ногу.
  3. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - тоже. Тоже, мешочек в левой руке.
  4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. Тоже, мешочек в левой руке.

Смена динамических поз (Ручеёк течёт, тетрадь, пенал собой берёт). 

Для этого используется специальная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока каждый ученик стоит за конторкой, часть - сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В 1-м классе дети меняются местами через каждые 5 минут, во 2-4-х - через 12-15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать построение плана проекта решения учебной задачи (10 мин).

Работа с учебником (с. 87, упр. 3).

- Чтение задания. Пронаблюдаем, сделаем вывод.

- Какую ошибку допустила девочка?

-Что такое солнечный зайчик?

- Интересное сочетание?

- Солнечный зайчик - это солнечное пятно от солнечного луча.

- Что это за сочетание? ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Это устойчивое сочетание!!!

- Зачем они нужны? Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются…

Рубрика «Тайны языка».

Чтение (Шишкова «Маша»).

- Какие сочетания слов вы услышали? Что они обозначают?

- Узнать об этом вам поможет фразеологический словарь.

Физминутка. Офтальмотренажер. Он находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

По дорожкам вправо, влево

Тренируем мы глаза - пробежим туда, сюда.

Вверх и вниз, вверх и вниз - повторить ты не ленись,

А потом кругом по кругу - 10 счётов, не бегом.

10 раз по красному (счёт от 1 до 10) 10 - по зелёному (счёт от 1 до 10).

Укрепляем мышцы глаз,

Зорче станем мы в сто раз.

IV. Включение нового материала в систему знаний.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащихся заданий по новому материалу.

Работа в парах. Упр. 4, с. 88.

Самоконтроль, самооценка (слайд).

- Устойчивые сочетания нам помогли…

V. Закрепление ранее изученного материала. Работа в группе.

Цель: дополнять таблицу информацией из текста, формирование первичного умения работать в группе.

- Посмотрите на таблицу. Что мы будем делать? Для чего? Цель?

Работа по карточкам (группе даётся текст из упр. 1, с. 86 и таблица, маркер).

Проверка групп фронтально.

Работа с экологическим панно (на экологическом панно развешаны начало и конец фразеологизмов. Найти продолжение фразеологизма).

Р.S.

Самостоятельная работа. Упр. 3, с.3, тетрадь.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексивный анализ УУД, сформировать личную ответственность за результаты труда.

- С чем познакомились? Для чего они нам нужны?

- Я узнала, я вспомнила, я научилась…

Поблагодарим друг друга за урок. Аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....