Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Петрова Марина Андреевна

Тема урока: Части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._chasti_rechi._2_klass.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Класс: 2 класс

Тема урока: Части речи

Тип урока: открытия новых знаний

Цели урока:

Деятельностная: ввести новые понятия (морфология, часть речи), термины (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Содержательная: расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов.

Задачи урока:

  • формировать общее представление о частях речи, учить распознавать части речи по вопросам и общему значению;
  • развивать умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • воспитывать культуру поведения при групповой работе, парной работе.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

  • иметь общие представления  о частях речи;
  • уметь распознавать части речи по вопросам и общему значению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • взаимодействовать в паре, в группе при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;

Познавательные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • развивать умение извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы, используя учебник;
  • развивать операции мышления: анализировать схемы с целью выявления существенных признаков объектов (слов), классифицировать объекты (слова) на основе анализа и сравнения.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;
  • излагать свою точку зрения и анализировать её;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;
  • грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты:

  • понимать необходимости приобретения новых знаний;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формировать начальные формы рефлексии;
  • выполнять правила этикета.

Оборудование урока:

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 2 класс» часть 2, Москва, «Просвещение» 2014 год. 

Дополнительная литература: В.П. Канакина «Русский язык 2 класс Рабочая тетрадь» часть 2, Москва, «Просвещение» 2015 год.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык 2 клласс: методическое пособие с поурочными разработками» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение» 2012 год.

Оборудование: схемы, раздаточный материал ученикам, изображение зимородка

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.

Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Словарная работа (Работа в группах Приём одна голова хорошо, а две лучше.)

Найти в словарике учебника слова названия животных и простым карандашом отметить их.

Проверяем, все ли слова нашли. (Повторяем, что термином Животное означают представителей одной из двух больших групп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ)

Спишите без ошибок эти слова в тетрадь, не забудьте поставить знак ударения и гласную в слабой позиции подчеркнуть.

По какому критерию будем оценивать работу?

Какая орфограмма в словарных словах?

Когда работа закончена, то пара соединяет руки и поднимает вверх.

В ходе проверки дополняются пропущенные слова

Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, петух, сорока, снегирь, собака.

Комментирование письма.

Когда работа закончена, то обмениваются тетрадями друг с другом, проверяют.

Критерий - безошибочность списывания. На полях начертить вертикальную шкалу и выставить (Х) бегунок.  

(оценивают работу соседа)

Правописание безударной гласной в корне слова, которую нельзя проверять ударением.

Мотивационный этап.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую новую тему. Откройте учебник стр. 39. Прочитайте.

Раздел лингвистики, который изучает части речи называется морфологией.

Давайте определим цель нашего урока, опираясь на тему урока.

Читают тему Части речи 

Цель: Узнать на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам. (Записать на доске)

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Работаем в группе «2 плюс 2»

Часть речи — это отдельное слово, которое мы использовали в речи. Давайте соберём все слова русского языка в один большой мешок – это словарный запас языка. Теперь разделим эти слова на отдельные группы. Так мы делаем с первого класса.

1 группа – предметы  

2 группа – признаки предмета

3 группа – действия предмета

4 группа – то что останется

Договоритесь в группах, кто какую группу слов будет собирать.

Учащиеся группируются в группы по 4-6 человека

Разделите слова на группы (каждое слово на отдельном листочке)

1 группа: лягушка осина хорошо весело спать рисовать красный, большой

2 группа: лисица, яблоко, читать, играть, веселый, интересный, он, мы

3 группа: корова морковь летать плавать маленький серый в из

4 группа: ворона, берёза, петь танцевать мокрый длинный на по

5 группа: петух земляника бегать прыгать высокий молодой ты они

Осуществление первого пробного действия

Проверяем

По какому признаку вы разделили слова на группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают действия предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

Давайте попробуем определить к каким группам мы отнесем оставшиеся слова.

На доске большой знак «?»

Можно ли сказать, что эти слова относятся к одной группе?

Одна группа указывает на предмет, но не называют его, другая группа слов отвечает на вопрос как?, третья группа слов - предлоги

Значение слова и вопрос, на который отвечает это слово.

Оценивается каждая группа слов, вносятся поправки при наличии ошибок.

Первичная проверка понимания

Вводим новые термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.

Учебник стр. 40 правило

По схеме на стр. 41 составьте определение для каждой части речи.

Для остальных частей речи определения составим в процессе обучения.

Часть речи имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предметы.

Часть речи имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Часть речи глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

    Первичное закрепление нового знания.

Стр. учебника 43 упр. 73

Прочитайте текст. Спишите только первое предложение. По каким критериям будем оценивать написанное предложение?

Определите какими частями речи являются слова.

Устно Найдите предложение, в котором описывается внешний вид зимородка. (изображение зимородка)

Все выполняют в тетради (один ученик на доске - комментирует)

Критерии: 1. Соединение букв (можно прочитать – нельзя прочитать) 2. Правильно списал или допустил ошибку.

Другой ученик определяет части речи

Что? брюшко какое? оранжевое, брюшко сущ., оранжевое  прилаг.

Что? спинка какая? ярко-зелёная, спинка сущ., ярко-зелёная прилаг.

Что? нос-палочка какой? длинный, прямой, нос сущ, длинный, прямой прилаг.

Информация о домашнем задании

Стр. учебника 42 упр 70, по схеме на стр. 41 научиться рассказывать про имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Рефлексия узнал на уроке

Урок подходит к концу. Достиг ли наш урок поставленной цели?

С опорой на плакат закончите предложения:

Сегодня я на уроке (не) понял …..

Сегодня я на уроке (не) научился …..

Самым сложным для меня сегодня на уроке было …..

Самым интересным для меня сегодня было …..

Да. Мы узнали на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс ФГОС (с тематическим планированием).

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс...