УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4классе
Тема: Чередование согласных звуков в корне при образовании новых слов.
Цель: повторить правописание чк, изучить правописание согласных звуков, чередующихся в корне.
Планируемые результаты:
- Предметные: создать условия для формирования представлений о понятии «чередование согласных звуков в корне», научиться находить чередование согласных звуков в корне.
- Личностные: воспитывать самодисциплину, самоконтроль, научить проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, развивать внимание.
- Коммуникативные: научиться строить предложения, отвечать на вопросы учителя, соблюдая нормы литературного языка, тренировать использование логического мышления.
- Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Оборудование: слайды, картинки, учебники.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Рада вас сегодня видеть и приветствовать сейчас. Все посмотрели друг на друга, улыбнулись, настроились на урок. Сели.
- Актуализация знаний
Повторение правописания сочетания чк
Давайте проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Перед вами слова. Произнеси и запиши правильно слова с сочетанием чк. Вставьте пропущенные буквы.
Све…ка, ру…ка, ове…ка, лампо…ка, бо…ка, коробо…ка, до…ка
Выйди к доске, … . Подчеркни пропущенную букву.
Молодцы.
- Объяснение новой темы
III.I Мотивация на изучение новой темы
Задание1. Ребята, посмотрите все на экран. Образуйте о названий животных с помощью суффиксов названия детенышей животных.
Кто это? Образуйте название детеныша.
Волк – волчонок
Медведь – медвежонок
Верблюд – верблюжонок
Белка – бельчонок
Индюк - индюшонок
Какие согласные выделяются?
Задание2. Образуйте с помощью суффикса -к- новые слова от данных слов.
Рука – ручка
Нога – ножка
Ухо – ушко
Какими согласными различаются корни слов? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
III.II Чтение правила на стр.47
Откроем учебники на стр.47 и прочитаем правило (3человека из 3рядов).
III.III Работа с вопросом Всезная
Книга – книжка, смех – смешной.
Чем отличаются корни?
- Закрепление новой темы
Задание1. Прочитай задание, … . (на доске)
Определи род, выдели и обозначь корень и суффикс (по одному).
Стог – стожок, луг – лужок, сапог – сапожок, друг – дружок, флаг – флажок, бык – бычок, лук – лучок, пух – пушок, смех – смешок.
Итог: Итак, какие согласные чередуются в корне этих слов?
Задание2. А теперь посмотрите на слайды, разгадайте загадки. Найдите слово с чередованием согласных в корне. Где здесь наблюдается чередование?
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
На дорожку вышли рожки-вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко-рожки спрятались опять (улитка).
В руке сидишь ты как влитая,
И помогаешь мне во всем
В пенале томишься ты зная,
Что будешь нужной день за днем(ручка).
Упражнение2. Прочитай задание, … . Что нам нужно сделать?
Овраг – овражек, порог – порожек, внук – внучек, фартук – фартучек, подсолнух – подсолнушек, орех – орешек, (х-ш сделайте сами).
Итог: С каким еще суффиксом могут образовываться слова? (ек).
- Физминутка
Лесоруб рубил дрова, раз-два, раз-два.
Прямо постоял немножко, поскакал на правой ножке.
И на левой поскакал. Снова прямо постоял.
И опять рубить дрова. Раз-два, раз-два.
Итог по упражнениям 1 и 2. Сравни 1 и 2упражнения.
1)Какое значение имеют суффиксы –ок-,-ек-? (уменьш.-ласкат.);
2)Какие изменения согласных наблюдаются в корне при присоединении этих суффиксов?
3)Чем различаются суффиксы –ок-, -ек-? (в правописании)
- Работа с четверостишиями
Посмотрите на слайд. Прочитайте четверостишия. Найдите слова с чередованием в корне.
Положу я книжку под подушку,
С головой укроюсь одеялом,
И расскажет книжка мне на ушко,
Все, что мама мне не дочитала.
Серую дорожку из асфальта,
Осень расписала желто, ярко.
Я иду по ней и представляю,
Что из лета в зиму по мосту шагаю.
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек,
Пахнет осенью листочек-
С дерева опавший лист.
- Игра «Образуй слово».
Сейчас мы разделимся на 3команды. Нам надо образовывать слова с суффиксами. 1-ая команда будет образовывать слова с суффиксом –н -, вторая – с суффиксом –лив-, третья – с суффиксом –ск-.
1-ая команда | 2-ая команда | 3-я команда |
Запад - западный | Привет - приветливый | Море - морской |
народ | трус | город |
весна | счастье | дети |
осень | забота | май |
праздник | совесть | село |
сок | зависть | заводской |
страх | крик | дети |
снег | стыд | гигант |
ночь | причуда | воин |
- Игра «Найди слова с чередованием согласных»
- В названиях животных: верблюд-верблюжонок, коза-козленок, белка-бельчонок, индюк-индюшонок, лиса-лисенок,
- В названиях частей тела: рука-ручка, глаз-глазок, ухо-ушко, нога-ножка, живот-животик.
- Рефлексия
Какую тему мы учили? Какие чередования согласных нам встретились в упражнениях? Когда пишется ок, ек.
Домашнее задание
Упражнение 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"
Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....
Открытый урок по русскому языку в 4классе
Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"...
Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы
Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....
Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"
Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»
Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...
Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".
На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...
Конспект урока русского языка в 4классе
Тема урока: «Рассуждаем о нашем прошлом. Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение»Цель урока: формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать уст...