Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Клейн Галина Ивановна

Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kleyn_g.i_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Клейн Галина Ивановна

                                                                   Технологическая карта урока

ФИО учителя: Клейн Галина Ивановна

Класс:4

УМК: Школа России

Предмет:русский язык

Тема: Второе склонение имен существительных

Тип урока:открытие новых знаний

Цель: знакомство с грамматическими признаками имен существительных второго склонения, формирование умения распознавать имена существительные 2-го склонения.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Обучающиеся научатся:

- называть грамматические признаки имен существительных 1, 2 склонения;

- определять типа  склонения и падеж имени существительного с опорой на алгоритм;

- распознавать  имена существительные 1, 2 склонения в предложении с опорой на алгоритм;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- подбирать имена существительные 2 склонения

- самостоятельно составлять словосочетания и предложения, используя существительные 2 склонения

Обучающиеся научатся:

- сохранять  учебную задачу в течение урока;

- осуществлять пошаговый контроль в форме сличения способа действия и его  результата;

- прогнозировать результат,  составлять  план и последовательность действий под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- оценивать качество и уровень освоения и владения учебными действиями.

Обучающиеся научатся:

- осуществлятьпостановку учебной задачи;

- классифицировать объекты по выделенным признакам.

- проводить рефлексию процесса и результата деятельности под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся научатся:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, грамматическими и синтаксическими нормами русского  языка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- контролировать, оценивать и корректировать свои действия и действия товарища при учебном сотрудничестве.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- положительного отношения к процессу познания;

-  ориентациив поведении, основанной на принятые моральные нормы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Приветствую учащихся. Читаю стихотворение.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

Внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал..

игра «Вопрос- ответ» .

- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?                     - имя существительное изменяется по…- что такое склонение?

- сколько падежей в русс.яз?

- какой падеж никогда не употребляется с предлогом?

-На какие вопросы отвечает Р.п?

С какими предлогами употребляется Д.п?

- сколько склонений в русском языке?

- какие сущ. относятся к 1 скл?

Знать признаки имени существительного как части реч, падежи, падежные вопросы,склонение.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, В форме подводящего диалога  организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают Анализируют таблицу. Формулируют тему урока.

И. п.

Весна, юноша, земля

дождь,солнце, лето

Р. п.

Весны, юноши, земли

дождя,солнца, лета

Д. п.

Весне, юноше, земле

дождю,солнцу, лету

В. п.

Весну, юношу, землю

дождь,солнце, лето

Т. п.

Весной, юношей, землёй

дождём,солнцем, летом

П. п.

о Весне, юноше, земле

о дожде, о солнце,

о лете

- по какому признаку сущ. распределены по двум группам?

Уметь изменять имена существительные по падежам.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением существительных на две группы .

В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, делают вывод почему сущ. распределили в две группы

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

- назовите нач. форму сущ. в 1 столбике, к какому скл. они относятся?

- назовите грамматические признаки слов 2 столбика, к какому склонению они относятся?

- определите тему, назовите цели, чему должны научиться?

Уметь определять склонение имени существительного.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V. Первичное усвоение новых знаний

Цель.

Закрепить знания в определении склонения.

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения.

Работа по учебнику

Учебник с. 93, упр. 162

Нахождение сходства и отличий. Определение грамматических признаков слов, определение склонения.

Сравнение с выводом в учебнике.

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач ;

VI.Физминутка.

Цель.Снятие мышечного напряжения, повышение продуктивности работы.

Наблюдает, контролирует и помогает по необходимости.

Физорг проводит физминутку.Учащиеся выполняют команды физорга.

Если мы чуть- чуть устанем, все тихонько вместе встанем.

И похлопаем в ладоши 1, 2, 3, 4, 5.

С каждым разом будем выше наши ручки поднимать.

Мы потопаем ногами 1,2,3,4.5.

С каждым разом будем с вами ниже, ниже приседать.

 Отдохнули мы немного 1,2.3.4,5.

Мы теперь готовы снова все заданья выполнять.

Коммуникативная технология, наблюдение

VII .Первичная проверка понимания.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Организует выполнение учащимися работы, самопроверку, самооценку.

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки со словарным словом, составляют предложения

1.выпишите сущ. 2 склонения.

Костёр, книга, болото, офицер,степь, мотор, самолёт,базар, молодёжь, кирпич, билет, бумага, деревня

- сравнить с эталоном, оценить работу

2.запишите подходящие по смыслу слова 2-го скл, выделите окончание

Телеграмма для …….

Рассказ о…….

Сидит на ……

Сок из……

Гулял в……..

3. работа с о словом с непроверяемой орфограммой

– Отгадайте загадку.

Он науку изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется … (агроном).

АГРОНОМ – специалист в области земледелия. Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия». АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия».

Однокоренные слова: агрономия, агрономический.

Пословица:

Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома.

Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование

рефлексия способов и условий действия

VIII.Первичное закрепление материала.

Цель.

Формирование умения использовать алгоритм (правило) определения типа  склонения имени существительного

Задает вопросы. Комментирует ответы

Организует индивидуальную работу

Отгадывают загадки и распределяют слова по склонениям

Дописывают предложения, используя слова для справок, определяют склонение

Игра «Доскажи словечко»:

- . Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

1.Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

2.На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                     два притопа

4. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                            хлопок

5. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его.

Белой пенно пенится

Руки мыть не ленится ( мыло)         два притопа

6. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит ( поезд)      два притопа

- Допиши предложения, используя слова для справок. Определи склонение существительных.

Вода в озере застыла ( как неподвижное тёмное озеро)

Тихая луна плывёт в серебристых облаках( словно величавый лебедь)

Глаза волчицы светились( как два маленьких огонька).

Солнце (огненным колесом) закатилось за синюю гору.

Уметь применять изученные правила, делать вывод

Обобщать способы действия по правилу, применять на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Анализ, нахождение общее и различия.

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

IX.Д/з.

Цель.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Разъясняет домашнее задание, отвечает на вопросы детей.

 Записывают задание на дом, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Стр.94, упр.165.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

X. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Ведёт диалог с учащимися, задаёт вопросы,  предлагает оценить свою работу на уроке.

Анализируют и оценивают свою деятельность и результат

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Что такое склонение?

-  Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме)

-  Какую цель поставили перед собой в начале урока?

- Достигли поставленной цели?

- А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-У меня хорошее настроение.  Я  хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

-

Осуществлять итоговый контроль под руководством учителя.

Строить речевое высказывание в устной форме.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Урок русского языка в 3 классе Тема: "Склонение имён существительных" УМК Перспективная начальная школа"

УМК: "Перспективная начальная школа»Тема урокаСклонения имён существительных.Цель урокаДать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаван...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Склонение имён существительных».

Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Склонение имён существительных»....

Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Три склонения имён существительных"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания&quo...