Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кузнецова Анна Валерьевна

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания  самими учащимися. 

Данный урок по русскому языку по теме «Написание букв –о и –е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных» является связующим между уроками по темам «Окончания имён существительных в Творительном падеже» и «Окончания имён существительных во множестенном числе». На данном занятии  создается проблемная ситуация для активизации познавательной деятельности учащихся. Они совершают самостоятельное открытие нового знания практически самостоятельно. Роль учителя - направляющая в учебной деятельности.  На уроке предполается групповая работа, работа в парах и индивидуальная форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_anna_valerevna_konspekt_uroka.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования»

Тема «Правописание букв- О и –Е  после Ц  и шипящих в окончаниях имён существительных»

Категория работы: урок по русскому языку в 3 классе

Автор: Кузнецова Анна Валерьевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

п. Тулинский

 2017 г

Аннотация работы

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания  самими учащимися.  

Данный урок по русскому языку по теме «Написание букв –о и –е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных» является связующим между уроками по темам «Окончания имён существительных в Творительном падеже» и «Окончания имён существительных во множестенном числе». На данном занятии  создается проблемная ситуация для активизации познавательной деятельности учащихся. Они совершают самостоятельное открытие нового знания практически самостоятельно. Роль учителя - направляющая в учебной деятельности.  На уроке предполается групповая работа, работа в парах и индивидуальная форма работы.

Благодаря этим формам работы у учащихся формируется умение оценивать  свою работу и работу другого через взаимопроверку. Также на занятии более сильные учащиеся помогают объяснять задания учащимся, которые испытывают затруднения в понимании инструкции к заданию. Подобная форма работы предполагает положительные результаты: дети активно взаимодействуют и быстрее приступают к выполнению задания, создаётся ситуация успеха.

Технология организации и проведения  урока

1.Подготовка к проведению урока. Учащимися  повторяютя словарные слова,  обговариваются правила работы с «Обратным словарём», работы в парах и в группах,  заранее учителем готовятся  разноуровневые задания, мультемидийная презентация, карточки для рефлексии.

2.Условия проведения урока. Условия проведения урока заключается в том, что учащиеся через постановку проблемного вопроса и раскрытие смысла устойчивых сочетаний, через наблюдение и анализ выводят правило правописания букв  о и е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных, составляют инструкцию для  поиска и определения новой орфограммы.

3.Итоги проведения урока. Учащиеся через открытие нового знания и применения инструкции изученного правила достигают освоение новой темы.

Этапы урока:

I.Эмоциональный настрой.

II  Актулизация знаний. Речевая разминка.

III. Осмысление учебной задачи.

IV. Открытие нового знания.

V. Итог

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание (по уровням)

Цель: создание условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.

Задачи:

-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;

-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Формируемые УУД: 
Личностные: 
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия; 
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. 
Регулятивные: 
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; 
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; 
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; 
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. 
Познавательные: 
- делать выводы на основе обобщения; 
- определять последовательность действий для решения предметной задачи. 
Коммуникативные: 
- подтверждать аргументы фактами; 
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; 
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. 

Предметные:  -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой  и индивидуальной работы, карточки для рефлексии.

Ход урока.

I.Эмоциональный настрой.

Психологический настрой.

-Посмотрите на смайлики и выберите тот, который соответствует вашему настроению вначале урока. (слайд-смайлики) ( слайд 8)

II.Актуализация знаний. Речевая разминка.

Запись числа, классная работа.

Минутка чистописания  (слайд 9)

Щ,ш,ж,ч,ц.

Что объединяет эти буквы?  

Какая буква лишняя и почему?

Словарная работа  (слайд 10)

Вставьте  пропущенные буквы. Запишите.

Бага…., за…ц, ово…,  …гурец, б…гач.

III. Осмысление учебной задачи  (слайд 11).

Показать товар лиц…м.

Сидеть сыч…м.

 Работа в парах: объясните, как понимаете  значение данных устойчивых выражений.

Показать товар лиц…м. (демонстрировать одни лишь достоинства чего-либо)

Сидеть сыч…м. (быть угрюмым, мрачным, иметь мрачный вид)

-Можете определить, какие буквы  нужно написать в окончаниях имён существительных? (учащиеся предлагают варианты).

IV. Открытие нового знания

Наблюдение за словами  (слайд 12)

за братцем        со свечой

над тучей         с огурцом

Посмотрите внимательно на эти слова

Что их объединяет? (слова в Т.п.-  он особый)

По какому принципу они записаны в 2 столбика.

Давайте поставим ударение. Что вы заметили? ( под ударением –о, без ударения-е)

Возврат к фразеологизмам  (слайд 13)

Какую гласную мы должны написать в окончании?

Учитель читает ребятам стихотворение про новую орфограмму.

Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву е. (слайд 14)

Формулирование учащимися темы урока и цели (слайд 15)

Физическая минутка для глаз (слайд 16)

Работа в группах (слайд 17)

Вспомним правила работы в группах (слайд18) 

Выполнение задания в учебнике. Работа со словами в «Обратном словаре».

C:\Users\user\Desktop\20160223_213352.jpg

Формулирование правила и чтение в учебнике (слайд 19)

C:\Users\user\Desktop\20160223_213358.jpg

Составление  алгоритма действий « Маршрут знаний» (слайд 20-21)

  1. Выдели окончание.
  2. Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием
  3. Поставь ударение
  4. Выбери нужную гласную (слайд 21).

Первичное закрепление

А теперь вернёмся к словарным словам. Вам необходимо записать их в творительном падеже.  

Работа в парах. ( слайд 22)

Карточка-правило (заполняется учащимися)

В окончаниях имён существительных после  букв __________________________

 под ударением пишем ___,

без ударения ______.

 

Физкультминутка 2 минуты.

Вторичное закрепление (разноуровневые задания) (слайд 23-24)

 по выбору

1 группа – работа по учебнику (с. 58   упр. 61)

C:\Users\user\Desktop\20160223_213413.jpg

2 группа – работа по карточкам

с меч…м

камыш..м

над рощ…й

лещ…м

с птиц…й

молодц…м

3 группа – выборочный диктант.

Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.

Включение нового знания в систему знаний.

Выполнение упражнения в учебнике. ( с. 59.Упр. 64  ) (слайд 25)

Взаимопроверка и оценивание работы.

V. Итог урока. (слайд 26 )

-С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- В каких случае пишем –е , -о после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?

VI. Рефлексия деятельности.  (слайд 27-28 )

«Светофор»

Цель: определить уровень усвоения новой темы

Красный кружок- не понял новую тему.

Жёлтый кружок-  понял, но делал ошибки.

Зелёный кружок-  понял и могу применить новое знание.

Цель: определить свою активность на уроке. 

«Лестница активности»

Поставить себя на одну из ступеней лестницы(нарисовать человечка)

Верхняя ступень - был активен весь урок,

Средняя ступень - активен был не всегда,

Нижняя ступень - хотелось бы быть активнее.

VII  Домашнее задание.

Выучить правило, выполнить упр.67 на основе использования «Обратного словаря»  (слайд 29).

Используемая методическая литература

1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.

2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 
3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 5 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.

4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...