Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Капитонова Надежда Васильевна

Развивать умения  распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного; умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_i_slozhnoe_predlozhenie_4_klass.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

 Ц е л ь: развивать умения  распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного; умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного.

 

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний

1.Словарно – орфографическая работа.

                   Словарная работа

 Слова на доске с пропущенными непроверяемыми гласными

Салют    (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и

                 фейерверк в ознаменование торжественной даты, события) 

Интерес  (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)

Ноябрь   (Одиннадцатый месяц календарного года)

Телефон  (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических

                   сигналов по проводам или по радио)

Аллея       (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)

Костер   (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)

Сейчас    (В настоящее время, теперь)
Инженер
(Специалист с высшим техническим образованием)

Столица   (Главный город государства)

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

 - Что такое синтаксис?  (Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения и их конструкцию. 

-Вспомним, что такое предложение?

 (Предложение – это группа слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль)

-Какие предложения бывают по цели высказывания?. (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.)

-Какие предложения бывают по интонации? (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)

-Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст  имеет вступление, основную мысль, заключение. А также главную мысль и тему.)

- Прочитате текст. Объясните написание пропущенных букв.

-Назовите основу в каждом предложени.

- Что такое основа?  ( Подлежащее и сказуемое)

 

-Что такое подлежащее? (Хором)

-Что такое сказуемое? (Хором)

III. Самоопределение к деятельности

- Внимание! Подчеркнули в каждом предложении подлежащее и сказуемое или главные члены предложения или грамматическую  основу предложения.

- На какие группы вы могли бы разбить предложения? (В одних предложениях одна основа, в других несколько)

- Прочитайте предложения  с одной основой. Как называются предложения с одной основой? (Простые предложения)

- Как называются другие предложения? Что вы можете сказать о них? (Сложные предложения состоят из нескольких частей, в каждой части есть основа)

Схема (на доске)

- Исходя из схемы  назовём тему урока? (Простые и сложные предложения)

- Мы на прошлом уроке познакомились с понятием сложное предложения. Какая цель сегодняшнего урока?  Чему будем учиться?

- Учиться различать  (простые и сложные предложения)

-Учиться ставить (знаки препинания в сложных предложениях)

Учиться составлять схемы сложных предложений

- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять  их  на письме)

- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)

- Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

IV. Работа по теме урока

Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

Далее по слайдам ученики читают предложения и показывают схемы к ним.

V. Физминутка

Игра  «Определи предложение по структуре» (Если предложение простое, сесть на корточки, а если сложное, то встать и поднять 2 руки)

•  Поют птицы.

• Ярко светит солнце, и поют птицы.

• В долине пар белеет тонкий.

• Наступили осенние дни,  по небу поплыли серебристые облака

VI. Закрепление изученного материала

Далее ученики составляют предложения к предложенным схемам. Первое предложение записать в тетрадь, подчеркнуть основу, поставить запятую.

Работа по учебнику.

Прочитаем напоминание совёнка Мудрика на стр. 76

 Упр.123    на стр. 77      Напишем одно сложное предложение

Упр. 124    на стр. 77      Напишем 3 предложения, остальные дома.

VII. Рефлексия

Парная работа с последующей проверкой по ключу.

- Составьте к каждому предложению схему. Расставьте в предложениях знаки препинания, выделите грамматические основы.

 (Карточки на парте)

1) Ласточки улетели  и гнездо осталось пустое.                              

2) С крыши слетел воробей и юркнул в гнездо.

3) Дни становились короче, реже светило солнышко.            

4) На улице шёл дождь, но  мы вышли гулять.

Проверка по ключу.

1)

[  ] ,и [  ].

2)

О и О.

3)

[  ], [  ].

4)

[  ], но [  ].

VII. Подведение итогов

- Чему учились на уроке? (Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)

- Какой знак препинания ставится между простыми предложениями?

- Для чего мы этому учились? (Чтобы грамотно оформлять  предложения  на письме)

- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)

На уроке я понял …

На уроке мне понравилось …

Мне было не понятно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...