Контрольные и проверочные работы для 2 класса по русскому языку.
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Краснова Ольга Николаевна

Контрольные и проверочные работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_i_proverochnye_raboty_dlya_2_klassa.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные и проверочные работы для 2 класса

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.

2-й класс

Цель работы – проверить формирование навыка правописания по изученным темам:

  • «Мягкий знак в конце и в середине слова»;
  • «Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу»;
  • «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;
  • «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».

ДИКТАНТ

Зима

Ударил сильный мороз. В лесу холодно. Трещат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снег. Он скрипит под ногами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тишина.

Грамматическое задание

1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

2. Запишите предложение.

На снегу видны следы зверей.

В каждом слове поставьте ударение.
Какая орфограмма встретилась вам почти в каждом слове данного предложения? Выделите ее графически.
На следующей строке запишите слова, с помощью которых вы сможете проверить данную орфограмму.

3. Прочитайте еще раз текст «Зима» и подумайте, после какого предложения можно было бы вставить предложение «На снегу видны следы зверей». В нужном месте поставь вот такую галочку (http://nsc.1september.ru/2007/21/4.gif).

На реке

Зимой на нашей реке лежит крепкий лед. Часто приходят сюда рыбаки в теплых меховых шапках и валенках. Они буравят прорубь под мостом.
В наших местах ловят рыбку большую и маленькую. Можно
поймать щуку и леща.

Грамматическое задание

1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие глухой согласный звук.

2. В первом предложении подчеркните все знакомые орфограммы. Слова с безударной гласной в корне запишите с проверочными словами.

Примечание. Подчеркнутые буквы следует продиктовать детям четко и ясно.

Про зайца

Закружились в воздухе первые снежинки. Они тихо ложились на лесную полянку. Маленький зайчишка в теплой шубке сидел на пеньке. Лапкой он ловил крупный пушистый снег. Лиса за деревьями искала добычу. Враг близко! Беги, заяц!

Грамматическое задание

В выделенных словах подчеркните буквы, которые обозначают два звука.
Выпишите из текста пять слов с орфограммой «безударная гласная, стоящая в корне слова» и подберите к ним проверочные слова.
На одной строке запишите слова с буквой
ь – показателем мягкости.
На второй строке выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Грамматические задания по выбору учителя

Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Предложение по выбору учителя.)
Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. (
Предложение по выбору учителя.)
В третьем предложении подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.
Выпишите из текста три слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Выпишите из текста три слова с орфограммой «звонкая и глухая согласная на конце и в середине слова».
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
Подчеркните слова с буквой
ь – показателем мягкости.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить формирование умения списывать текст и проверять написанное.

Спишите текст.

Сказка про храброго зайца

Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, а потом вырос он большой. Надоело ему бояться!
– Никого я не боюсь! – закричал он на весь лес.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Проверьте написанное. Поставьте ударение в каждом слове.

Примечание. Следует напомнить детям, что в стихотворениях каждая строка начинается с заглавной буквы.

Первый снег
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах.
Первый снег!
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел
Платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнув на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

(По Я. Акиму)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Вариант А

Прочитайте предложения. Составьте из них связный текст.

Озаглавьте текст.

___________________

Вот играли дети около сарая и услышали, что кто-то мяучит.
Вдруг кошка пропала.
У Васи и Кати была кошка.
Это была кошка, а у нее чудесные котята.
Дети искали кошку, но не могли найти.

Грамматическое задание

Подчеркните все двусложные слова.
Найдите в тексте два слова на орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне слова». Одно слово должно быть проверочным для другого.

Вариант Б

Прочитайте предложения.
Составьте из них связный текст.
Озаглавьте текст.

______________

И там были стена и башни с зубчиками.
Мама сказала, что это самые главные часы в России.
Стрелки и цифры на них были золотые.
Мы с мамой пришли на Красную площадь.
На одной башне были чудесные часы.
И часы вдруг зазвонили: бом, бом!

Грамматическое задание

Подчеркните все трехсложные слова.
Найдите в тексте слова на орфограмму «правописание шипящих с гласными буквами». Запишите их.

2-й класс

На выявление умения разделять непунктированный текст на предложения

Работа 1

Лес раскрывает добрым глазам свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растет красавица липа она стоит вся в цветах около нее кружат пчелы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок пчелы жадно пьют его как хороша липа.

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

2. Озаглавь текст.

3. Запиши слово пьет. Какую роль выполняет мягкий знак в данном слове?

В этом слове мягкий знак ...

Запиши в тетради только ответ.

Какую еще роль может выполнять мягкий знак в словах?

Мягкий знак является...

Запиши в тетради только ответ. Приведи свои примеры.

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

БЕЛКИ

Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне.

(40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Учитель предлагает детям найти в тексте предложение и выделить его:

Всю долгую зиму белки жили в лесу.

Грамматические задания

1. Выпиши второе предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Напиши над ними названия частей речи, укажи число.

2. Подчеркни в выделенном предложении слова, обозначающие неодушевленные имена существительные.

3*. К слову печалиться запиши близкое по значению слово (синоним).

На выявление умения составлять словосочетание и определять часть речи

Работа 3

Гора (какая?) ...
Пруд (
какой?) ...
Море (
какое?) ...
Волны (
какие?) ...

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.

3. Раздели для переноса слово волны.

На проверку однокоренных слов и безударных гласных

Работа 4 (орфографический диктант)

В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг. 

(40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни однокоренные слова.

2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.

3. В проверочных словах поставь знак ударения.

На группировку слов по частям речи

Работа 5

утреннее, дом, небо, раскинуло, зацвел, ласковая, лампа, шили, говорили, окно, свеча, зеленый, молодые, верные, пирог, лепят, сохраняют, звериная

Порядок работы

Слова записываются на доске. Дети читают слова про себя. Учитель объясняет форму записи слов в тетрадях – например, столбик:

сущ.

…– род, число

…– род, число

Ученики выявляют части речи и указывают название части речи над столбиком. Грамматические признаки указываются для каждого слова через черточку от него (в принятом сокращении: м.р., ед.ч. и т.п.).

Грамматические задания

1. Распредели слова на группы по частям речи (запись столбиками).

2. Над столбиком надпиши название части речи.

3. Рядом со словом после черточки указывай соответствующие род, число или время.

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

Расставь ударения в словах.

а)* (взял) доску, шарфы, людям, звонишь, повторишь, понял

б) ручей, маяк, весело, кроссовки, лестница

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим. Далее возможны разные формулировки: 1) «Подчеркни все орфограммы»; 2) «Подчеркни все опасные места». Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Примеры текстов:

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.

(Из русского фольклора)

В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьёй на вокзале.

(М.Карем)

Повар готовил обед,
А тут
отключили свет.
Пов
ар леща берёт
И
опускает в компот.

(О. Григорьев)

Оценивается полнота выполнения задания.

Формулировка задания может быть другой: дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: с пропущенной буквой-орфограммой и с пропущенной буквой, которая не является орфограммой.

алл…я, вет…р, ле…ница, за…ц, з…втрак, …зык, су…ота, извест…ый, тролл…йбус

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов этого вида домашней и классной работ за последнюю неделю или две – в зависимости от конкретных обстоятельств. Фиксируются недочеты.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Пример текста:

ВОЛК

Говорят, Первый Волк был вегетарианец!
Он спокойно пасся себе на лугу, но как-то раз на него напали Зайцы… и Волк, защищаясь, вынужден был съесть одного.
В другой раз на Волка напали Бараны, потом – Козлики, а однажды даже целая Корова!
После Коровы Волк окончательно перестал есть только овощи и фрукты…

(50 слов)

(В. Хмельницкий)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.

б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 4), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 7).

Диктант

Задание 4

Проверяются правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Порядок работы

Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

В лесу тихо журчал ручей. По ручью плыли листочки. На одном листке сидела птичка королек. Он доплыл до изгиба ручья. Там он взлетел и вернулся назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листок. Королёк опустился на листок и поплыл на этом корабле.

(46 слов)

(По И. Аксёнову)

Грамматические задания

1. Выпиши четвертое предложение, подчеркни грамматическую основу.

2. В этом же предложении укажи части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 5

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: стая, стадо; листы, листья.

_________коров,
_______ворон;
___________берёзы,
тетрадные ___________

Составь предложения из данных слов.

Задание 6

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

Яша собирать конструктор щенок

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Яша собирает конструктор. Щенок и Яша собирают конструктор. Яша собирает из конструктора щенка. Яша со щенком собирают конструктор.), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова.

Восстановление деформированного текста

Задание 7

ВОЛЧИШКО

Забарахтался в нем волчишко и вылез. Жил в лесу волчишко с матерью.
А его поймал человек, сунул в мешок и принес в город. В другую – черный кот фыркает. Посреди комнаты мешок положил. В одну сторону посмотрел – испугался: человек на него смотрит.  А рядом пёс зубы скалит…
Как-то раз ушла она на охоту.

(53 слова)
(По Е. Чарушину)


2 класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки: осветились.

Задания

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вариант 2

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Слова для справок: компас, к палатке.

Задания

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:

тёплое утро – …
узкая тропа – …

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Вариант 2

Задание

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.

План

1. Как калина выглядит?
2. Где растёт калина?
3. Как к калине относятся люди?

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение

Спас птицу

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Какой был день?
Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.


2-й класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Друзья птиц

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

Слова для справок: звонко, чудесно, принесла.

Грамматические задания

1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.

2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.

Вариант 2

За малиной

Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.

Грамматическое задание

В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

Грамматическое задание

Определить, сколько предложений в тексте. Записать, правильно обозначая начало и конец предложений. Дать название тексту.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Щенок

Однажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.
Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Песик совсем замерз.
Митя взял собачку домой.

Беседа по содержанию текста

1. О ком говорится в тексте?
2. Когда происходит действие рассказа?
3. Как описывается это время года?
4. Кого встретил Митя?
5. Что говорится о щенке?
6. Почему песик пищал?
7. Как поступил Митя?

Примерный план

1. Однажды зимой.
2. Находка.
3. Митя спас щенка.

II. Из слов каждой строчки составить предложение. Написать, дать название составленному тексту.

Ваня, лесом, любовался
деревья, праздничные, стояли
соком, налились, алым, земляника
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, собирать, землянику, стал
угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою

III. Составить небольшой рассказ, используя данные слова.

В лесу летом

солнце, березки, ель, сосна, кукушка, сорока, белка, еж, зайчишка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы и карточки по русскому языку 2 класс "ПНШ"

Карточки по русскому языку 2 класс УМК "ПНШ"...

Самостоятельные и проверочные работы по математике, по русскому языку 4 класс Перспективная начальная школа

Самостоятельные и проверочные работы  УМК "Перспективная начальная школа"...

Проверочные работы и тесты по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"

Проверочные работы и тесты по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива"...

Проверочная работа 2 класс по русскому языку

В проверочной работе можно проверить знания дете по темам: " Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу", "Деление слов на слоги", "Мягкие и твердые согласные звуки"...

Карточки с проверочными работами по математике и русскому языку за 4 четверть 3 класс, Школа-2100

Карточки с проверочными работами по математике и русскому языку  за 4 четверть 3 класс, Школа-2100. Стандарты второго поколения....

Проверочная работа на знание правил русского языка ( 3 класс 1 четверть)

Данная проверочная работа позволит проверить знания учащихся 3 класса на ориентировку в правилах русского языка....

Проверочная работа по теме "Орфография". Русский язык. 2 класс

Проверочная работа предназначена для диагностики сформированности орфографической зоркости учащихся 2 класса....