Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Свинаренко Елена Алексеевна

Конспект урока русского языка в 4 классе по  теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nar.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Георгиевка

Марксовского района Саратовской области

Урок русского языка в 4 классе

по УМК «Школа России»

Тема урока:

Наречие как часть речи.

Учитель начальных классов

Свинаренко Елена Алексеевна

Октябрь

2017г.

Цель: дать первоначальное представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Методы работы: исследование, наглядный, диалог

Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Творческая мастерская»

Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс, карточки с заданиями

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

У каждого из вас на парте лежит « Лист самооценки»,  который вы будете заполнять по ходу нашей работы.

Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите тридцатое октября, классная работа

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

1. В слове земля безударная гласная …е

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с

В слове тонна удвоенная …н

Буква, похожая на окружность… о

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. (Слайд 1)

  Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н о ь)

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- А какая орфограмма есть в слове осень?

- Подберите проверочное слово.

-Выполним устно звуко-буквенный анализ слова – осень.

2.Прочитайте пословицу  на доске “Кабы всё знал, так бы не учился!”)

Как вы понимаете смысл пословицы?

Пусть эта пословица будет девизом не только нашего урока, но и всех последующих уроков, а также станет девизом в жизни.

Запишите пословицу в тетрадь.

Актуализация знаний.

Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию,  давайте вспомним,  какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения и найдите в нем известные части речи. (Слайд 2)

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые -прилагательное)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Нет.

- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относится это слово,

либо попробуйте предположить?

Разгадайте ребус и вы узнаете о чём идёт речь.

- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово «уныло» – это …. (хором - наречие).

(Слайд 3)

- Верно, тема нашего урока наречие, как часть речи.

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает ?
  • Каким членом предложения является?
  • С чем связано в предложении?
  • Можно ли обойтись без наречия?
  • Как изменяется?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках по группам.

1 группа.

 Понаблюдайте!     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел (когда?)       рано  ;      прилетели      (когда?)       рано;

                 запел (               ?)                         ;      запели    (______?)                 ;

                 проснулся (_______?)   _______ ; проснулись(______?) _________;  

Сделайте вывод!

Наречие по числам:  изменяется,  не  изменяется.

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?                

Образец:  м.р. пришел   ( когда ?)      рано;

                 ж.р. пришла   (_______?)    _________;

               ср.р.  пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречие по родам: изменяется,  не  изменяется.

2 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного  времени?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречие по временам: изменяется,  не  изменяется .

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречие по лицам: изменяется,  не  изменяется.

3  группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? _____________________________________________________________

Чего? _____________________________________________________________

Чему? ____________________________________________________________

Чем? ____________________________________________________________

О чем? ____________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречие по падежам: изменяется,  не  изменяется.

Проверка исследовательской работы. Отчёт групп.

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

(Составление кластера).

Наречие не изменяется по числам! (Прикрепить на лист).

Наречие не изменяется по родам!          (Прикрепить на лист). 

Наречие не изменяется по временам!      (Прикрепить на лист).

Наречие не изменяется по лицам! Прикрепить на лист.

Наречие не изменяется по падежам! (Прикрепить на лист).

-Сделайте вывод: наречие неизменяемая  часть речи. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали,  значит, мы на уроке сделали открытие.      

 - Мы справились с задачами, которые ставили.

Собрали    в единое целое  «кусочки»  наших знаний. 

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

Физминутка.

- А теперь отдохнём.

 Первичное закрепление  знаний.

Продолжаем работу над исследованием новой части речи –наречие.

- Зачем нужны наречия в речи?

- Давайте понаблюдаем над предложениями, сравним их.

Работа по учебнику.

- Обратимся к учебнику, откроем с. 74 упр. 126. Прочитаем сначала с выделенными словами, затем без них.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

Задание:  Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова вместе с вопросами по образцу.

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной).

(Слайд 4)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)

Словарная работа.

К наречиям впереди, медленно подберите антонимы. 

К наречиям здесь, теперь подберите синонимы. 

С наречиями вчера, завтра составьте предложение. 

Запись под диктовку учителя, повторение распространенного предложения с однородными сказуемыми.

Впереди – сзади

Медленно – быстро

Здесь – рядом

Теперь – сейчас

Вчера мы всей семьёй ходили в кино, а завтра посетим музей.

Работа с фразеологизмами.

Выборочное письмо. С. 75, упр. 127

Подведение итогов урока.

-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, старались понять его особенности.

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытия мы сегодня сделали?        

        -Что нового узнали на уроке?

        -Что интересное узнали на уроке?

С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Наречие)

- Что узнали о наречии?

(Слайд 5 )

 Ребята, эти вопросы легче запомнить, если поставить их парами, да так и заучить: Где? – Когда?

              Куда? – Откуда?

              Почему? – Зачем?

                      Как?

-Давайте  вернемся к «Маршрутному листу урока».

- Какие отметки вы себе поставили за урок?

- Ваши отметки за работу на уроке совпали ( не совпали ) с моими.

Комментирование отметок за урок.

Рефлексия

(Слайд6  )

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! Говорю вам спасибо за работу!

- Как вы чувствовали себя на уроке? При ответе используйте наречия:

- хорошо 
- тепло 
- уютно 
- интересно 
- весело 
- здорово

- Надеюсь, что никто из вас не использует для характеристики урока антонимы к этим наречиям.

- Какой фразеологизм выберете для оценки работы на уроке?

Я работал не покладая рук (хорошо).

Я работал в поте лица (усердно).

Я держал ушки на макушке (внимательно).

Я работал спустя рукава (плохо).

Я знаю……. (о наречии)

Я умею……..( находить наречие)

Я затрудняюсь……

Домашнее задание.

1)Сделать  кластер по теме « Наречие».

2) Выучить правило о наречии с.74 учебника, упр.129 с.75 или

Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Над наречиями указать часть речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...